СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Дворовые игры наших бабушек и дедушек!» (1-11 классы)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тангутская средняя общеобразовательная школа

ПРОЕКТ
«Дворовые игры наших бабушек и дедушек!»
для обучающихся 1-11 классов и населения МО «Шаратское»
период реализации: апрель - май 2016 год
Проект разработан
Учителем физической культуры
Исидоровой С.В.
с. Тангуты 2016 г.
Актуальность проекта.
Молодое поколение не знает дворовых народных игр своих бабушек и дедушек. Двигательная активность детей стала очень низкой в связи с компьютеризацией века. Такое положение вещей угрожает психическому и
физическому здоровью школьников.
Проект «Дворовые игры наших бабушек и дедушек!» это создание волонтёрской группы из числа учащихся средних и старших классов школы, заботящихся о своей жизненной позиции.
Альтернативами общепринятым формам профилактической работы с подростками и молодежью являются мероприятия, которые отвечают следующим требованиям:
это мероприятия, участие в которых является добровольным,
они проводятся молодежью в свободное время.
Основой волонтерского движения является методика «равный - равному». Волонтеры имеют возможность сами участвовать в разработке и планировании альтернативного мероприятия, разработке его игр. Эффективными мероприятиями являются молодежные акции, в которых подростки могут сами создавать и проводить игры, конкурсы.
Проект соответствует возрастным категориям его основных участников – учащихся 1 -11 классов.
Осуществление проекта позволит, на наш взгляд, повысить мотивацию подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
Проект направлен на формирование социально активной гражданской позиции движения:
1.Формирование и закрепление в школьной подростковой среде ценностей молодежной культуры.
2.Организация мероприятий, способствующих ориентации молодежи на здоровый и безопасный образ жизни.
4.Привлечение к профилактической работе родителей, школьников и учителей.
Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Проект привлечёт волонтёров из числа учащихся 5-11 классов образовательной школы для организации и проведения культурно-оздоровительных, познавательных мероприятий на спортивной площадке школы.
Задачами проекта являются:
1. После выявления активистов, будет организован обучающий курс. В течение нескольких дней будут проведены занятия, в ходе которых волонтёры обучатся навыкам эффективного общения, игровым технологиям соревнований, изучения дворовых народных игр.
2. Будут разработаны и выпущены информационные листовки с целью распространения среди жителей и привлечения их к участию в проекте.
3. Сформировать сплоченный коллектив волонтеров.
4. Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.
3. Создадим свой имидж для того, чтобы выделиться группе волонтеров (атрибутика из одежды) т.е. в с. Тангуты волонтеры будут в красных бандамах, в с. Шараты – белых, в с. Ей – синих.
4. Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
5. Формирование потребности в интересном и продуктивном досуге.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный (с 4 по 8 апреля 2016 года).
На данном этапе идет формирование из учащихся средних и старших классов школы волонтерского отряда, который под руководством учителя физкультуры Исидоровой С.В. разрабатывает сценарии мероприятий, акций, направленных на профилактику вредных привычек среди детей и подростков.
Реализация проекта предполагает апробацию мероприятий, выступлений и т.д.
2 этап. Рабочий (апрель - май 2016 год).
В данный учебный период работает волонтерский отряд, который проводит профилактические акции, познавательные мероприятия для учащихся школы.
Проводить первые занятия ребятам помогает учитель физкультуры Исидорова С.В.. А потом волонтеры проводят занятия самостоятельно. Проводимые мероприятия предполагают общение, при их проведении учитывается специфика возраста и интересы молодежи.
Принадлежность ребят к одному поколению и способность говорить на одном языке с теми, к кому они обращаются, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность увеличивают положительный эффект такой работы.
3 этап. Заключительный (май 2016 года).
Предполагает подведение итогов рабочего периода, поощрение активных членов отряда, подготовку методических рекомендаций по профилактической работе с подростками, разработку проектов для последующей реализации. Возможна рекламная компания по привлечению новых учащихся в отряд.
Далее проект предполагает прием в отряд волонтеров новых учащихся и организованное повторение проекта. Содержательные блоки проекта должны подвергнуться изменениям и дополнениям с учетом предложений и рекомендаций, полученных при анализе проделанной работы за данный период.
Система навыков приобретенных в школьном волонтерском отряде:
 навык ответственного принятия решений;
 навык критического мышления и способности сделать правильный
выбор;
 навык конструктивного поведения и управления собой в различных ситуациях.
Основные принципы:
 добровольность
 толерантность
 безвозмездность
 инициатива и оптимизм
 патриотизм
 взаимопомощь и поддержка
 развитие и самореализация
 партнерство и сотрудничество
 правовое равенство
Для эффективной работы волонтерского отряда в молодежной среде необходимо:
- помещение, как показала практика, если волонтерам негде собираться, мотивация и эффективность работы снижаются. При наличии помещения волонтеры имеют возможность общаться, готовиться к занятиям, обмениваться опытом, повышается мотивация и эффективность работы. В нашей школе - это кабинет в спортзале.
Отряд будет функционировать на базе Тангутской школы (спортплощадка), в село Ей (детская площадка), и в село Шараты (детская площадка).
Перспективы распространения результатов
Критериями эффективности реализации проекта «Дворовые игры наших бабушек и дедушек!», из которых вытекают перспективы его распространения, является степень достижения следующих поставленных задач:
Обучение участников проекта методам работы по профилактике всех видов зависимостей и пропаганде здорового образа жизни.
Разработка плана действия волонтеров в школе, привлечение к участию в них взрослых (родителей, педагогов и других заинтересованных лиц), координация и поддержка волонтеров.
Привлечение внимания общественности к необходимости изучения дворовых игр, освещение деятельности в фотоотчете, путем создания стенда.
Снижение уровня социальной девиации в школьной подростковой среде, самореализация и социализация личности детей.
Ожидаемые результаты:
1.     Приобретение обучающимися опыта социально значимой, ободряемой волонтёрской деятельности.
2.     Воспитание интереса и уважения к социально незащищенным людям и людям старшего поколения.
3.     Осознание обучающимися необходимости развития своих способностей.
4.      Укрепление  партнерских взаимоотношений с родителями и учителями.
5.      Уменьшение количества правонарушений и преступлений.
6.      Одной из особенности проекта, станет организация занятости детей и молодежи по месту жительства в каникулярный период времени. Перед волонтёрами станет задача организовать работу так, чтобы при встрече подростки наперебой рассказывали друг другу самые интереснейшие истории о том, как «у нас во дворе»…
7. Повышение мотивации к ведению здорового образа жизни, формирование негативного отношения к никотину у обучающихся МБОУ Тангутская СОШ.
8.     Повышение мотивации родителей обучающихся к ведению здорового образа жизни, к сохранению семейных ценностей и формированию здорового семейного климата.
9.    Контроль за ходом проекта и оказанием консультативной помощи будет осуществлять выездная бригада. Бригадой будет составляться отчет по изучению состояния организации работы проекта. Также этой бригадой будет определена лучшая мини-группа волонтёров.
10. На заключительном этапе будут подведены итоги реализации проекта. Работы волонтёрских мини-групп на своих дворовых площадок в виде презентаций от каждого села.
11. В конце мая мы проведём итоговый спортивный праздник на площадке школы, после чего будут поощрены самые активные участники проекта. Основными номинациями станут: «Лучшую организацию работы в селе на дворовой площадке», «Самая креативная дворовая площадка», «Самая дружная команда волонтеров», «Самый активный участник дворовой площадки», «Самый юный участник» и «Самый взрослый участник». 
12. В целях популяризации и трансляции опыта, как один из методов и примеров создания волонтёрского движения среди молодёжи, будет издан методический сборник «Дворовые игры наших бабушек и дедушек». 
13. Исследовательская работа с целью выявления, как и в какие игры, играли наши бабушки и дедушки.
Финансирование.
Внебюджетные средства (спонсорская помощь родителей)
Заключение
В актуальности и необходимости проведения подобной профилактической работы со школьниками сомневаться не приходится. За короткое время участники получат достаточно большой объем информации.
Педагог надеется, что юные волонтеры станут незаменимыми помощниками. Наш проект по развитию волонтерского движения позволит создать эффективную модель организации добровольческого движения в целом, основанную на принципах добровольности, самостоятельности, активности участия молодежи.
Литература
газета «Здоровье детей» №23\ 2009 г.
ж. «Пед.совет» №4-2000 г, №5-2004 г, №2 – 2008 г.
В.И.Руденко «Здоровый образ жизни в современной школе», изд.Феникс,2009 год.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Волонтер имеет право:
1. Выбрать тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и устремлениям.
3. Вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности.
4. На признание и благодарность за свой труд.
5. Получение дополнительных заданий, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач.
7. Отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины).
8. Прекратить свою деятельность о волонтерском объединении (по уважительной причине).
Волонтер обязан:
1. Четко и добросовестно выполнять порученную ему работу.
2. Знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского движения. 3. Следовать инструкциям, выданным ему при инструктаже.
4. Уведомить о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в организации не менее чем за 1 неделю.

Руководитель имеет право:
1. Требовать от волонтера отчета за проделанную работу.
2. Требовать уважительного отношения к руководителю и к тем, с кем общается.
3. Отказаться от услуг волонтера при невыполнении им обязательств, нарушении дисциплины, некорректном поведении в отношении других активистов.
Руководитель обязан:
1.Создать волонтеру все необходимые ему условия труда.
2. Разъяснять волонтеру его права и обязанности.
3. Обеспечить безопасность волонтера (проинструктировать его о необходимой технике безопасности).
4. Разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе волонтерской деятельности.
5. Проводить обучающие семинары.
Заповеди волонтеров школы
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтера:
Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
Будь генератором идей! Уважай мнение других!
Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
Обещаешь – сделай! Не умеешь – научись!
Будь настойчив в достижении целей!
Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтеров:
Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
Знаем сами и малышей научим. Как сделать свое здоровье лучше!
Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения)
Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается.
Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле!
Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование!
Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!
Список учащихся волонтерского отряда
№ Фамилия, Имя Класс Место площадки
1 Мантанова Олеся 11 село Ей
2 Михайлова Юлия 11 село Ей
3 Михайлова Ольга 11 село Ей
4 Михайлов Баир 9 село Ей
5 Атутов Юрий 7 село Ей
6 Гаврилова Надежда 7 село Ей
7 Адыкова Валентина 9 село Ей
8 Имехелова Анастасия 11 село Шараты
9 Минеева Мальвина 11 село Шараты
10 Минеев Кирилл 8 село Шараты
11 Ханхасов Александр 8 село Шараты
12 Уханаева Светлана 8 село Шараты
13 Молотов Александр 10 село Тангуты
14 Хуриганова Тамара 9 село Тангуты
15 Шатуев Николай 9 село Тангуты
16 Прокопьев Алексей 9 село Тангуты
17 Гиберт Леонид 9 село Тангуты
18 Иванова Ирина 9 село Тангуты
19 Моксоева Надежда 9 село Тангуты
20 Дуденкова Людмила 9 село Тангуты
21 Чемезова Екатерина 9 село Тангуты
22 Вербовой Евгений 8 село Тангуты
23 Хуриганова Евгения 8 село Тангуты
24 Буржатова Светлана 8 село Тангуты
25 Матханов Петр 7 село Тангуты
26 Доржеев Владислав 7 село Тангуты
27 Степанов Алексей 7 село Тангуты
28 Чемезова Диана 6 село Тангуты
29 Чемезова Светлана 6 село Тангуты