Математический вечер «Пират Федя и его бабуля»
Филатова Анастасия Николаевна
учитель математики
МБОУ Новосёлковская СОШ
Арзамасского района
Нижегородской области.
Внеклассное мероприятие. Математический вечер «Пират Федя и его бабуля» для обучающихся 8-9 классов
Цель. Привитие интереса к математическим дисциплинам.
Федя: Бабуля, ура! Я нашёл точные координаты Острова сокровищ. А вот инструкция как найти клад.
Найди на острове самую высокую берёз, самый толстый дуб и стоящую недалеко от них часовню. Пройди от часовни к берёзе, считая шаги. Поверни направо, пройди ещё столько же. Вбей в землю кол. Потом пройди от часовни к дубу считая шаги. Поверни налево, пройди ещё столько же. Вбей в землю второй кол. Клад найдёшь точно посередине между кольями.
первый второй
кол кол • ◊ •
клад
берёза
•
Часовня дуб
Бабуля: Что ж, внучек надо плыть. Присмотрим шхуну покрепче. Двое братьев твоих пойдут с нами. Только ещё человек пять надо в команду, да посообразительней.
Федя: А как я узнаю, кто сообразительный.
Бабуля: Вот тебе старинный рецепт. Он мне от бабки достался. Теперь слышала, по-научному «тест» называется. Прямо по нему и шпарь.
Федя взял тест и помчался в пиратскую таверну. А там народу полно. Хозяйка Зина с ног сбилась.
Федя: Здорово, пираты! Кто ответит на мои вопросы, того беру с собой за сокровищами. Вопрос первый. Что вы поняли, услышав мои слова «вопрос первый»?
( Пауза. Ответы из зала.)
Пират Гена: Я понял, что будет и вопрос второй.
Федя: Молодец, сообразительный! Беру тебя в команду. Следующий вопрос. Есть у меня сто один враг. У каждого осталось по тринадцать зубов, сам пересчитывал. Кто быстро сосчитает, сколько у них зубов всего?
( Пауза. Ответы из зала)
( 13 • 101 = 1313 )
Пират Дима: Надо тринадцать записать два раза: тысяча триста тринадцать.
Федя: Годишься! Третий вопрос. Старик, у которого я мушкетные пули покупаю, по мелочи не торгует. Согласен продать только такое число пуль, чтобы в нём все цифры встречались. Сколько пуль самое меньшее у него купить можно?
( Пауза. Ответы из зала )
Пират Емеля (написал нужное число) 1023456789
Федя: И ты годишься! Дальше пойдём. Шхуна стоила девять тысяч пиастров. Потом подорожала на одну треть. А потом подешевела тоже на одну треть. Сколько стоит шхуна теперь?
( Пауза. Ответы из зала )
( 9000 увеличить на одну треть = 1200
1200 уменьшить на одну треть = 8000 )
Толпа загудела: Да те же девять тыщ и стоит! Чего голову людям морочишь?
Пират Жора: Восемь тыщ! Надо брать пока снова не подорожала! (Поясняет свои вычисления)
Федя: Ну, ты гений! А теперь последний вопрос: Как двум пиратам разделить добычу, чтобы оба были довольны?
( Пауза. Ответы из зала )
Среди пиратов послышались разные предложения:
- Взять всё себе, а он пусть жалуется хоть дьяволу!
- Пусть капитан делит!
- Развесить на весах!
Зина: Эх, вы! Пираты называется! Ума хватает только посуду бить. Пусть один разделит добычу на две части, а второй выберет ту часть. Которая ему больше нравится.
Федя: Вот это да1 Точно, как у бабули! Придётся и тебя с собой брать.
(пираты) - А как же таверна?
Зина: Ничего, постоит на замке. Авось к моему возвращению поумнеете.
Федя: Ну, что же, команда готова. Утром все на шхуну: Гена, Дима, Емеля, Жора и Зина. С нами пойдут мои братаны Алик и Вася. И наша дорогая бабуля. Завтра и капитана выберем.
(Федя возвращается домой озабоченным)
Бабуля: Что, внучек, или рецепт мой не помог?
Федя: Нет, тут полный порядок. Народ подобрался сообразительный. Но вот беда: в команде девять человек, а верных сторонников у меня всего только четверо: ты, братья, да я сам. Вдруг меня капитаном не выберут?
Бабуля: А ты устрой двуступенчатые выборы .
Федя: Как это?
Бабуля: Раздели команду на три равные группы. И пусть каждая группа выберет одного выборщика из своего состава. А уж выборщики пусть выбирают капитана.
• • • • • • • •
• • выборщики
•
Капитан
Федя: Не понял!
Бабуля: Бестолковенький ты мой! Своих посади по двое в две группы. Вот и будешь капитаном. Дошло?
+ + + + - -
- - -
+ +
-
Федя
Федя подумал и понял. Наутро всё так и вышло. В первую группу Федя определил Бабулю, брата Васю и пирата Жору. Во вторую – себя, брата Алика и пирата Гену. В третью остались Дима, Емеля и Зина. Выборщиком из первой группы стала Бабуля, хотя Жора и сопротивлялся Этому. Выборщиком от второй группы стал Алик, а третья- Емеля. Потом выборщики: Бабуля, Алик и Емеля – собрались на корме, чтобы избрать капитана.
Бабуля: Предлагаю выбрать капитаном Федю. Это он нашёл карту.
Алик: Полностью поддерживаю!
Емеля: а я предлагаю в капитаны меня.
Бабуля: Давайте голосовать. Кто за Федю? Два голоса. Кто за Емелю? Один голос. Проходит Федя.
Так Федя стал капитаном.