Открытое групповое занятие учителя-логопеда для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития на тему:Дифференциация звуков [Ш] [Ж] по средствам моделирования.
Тема: Обучение грамоте детей с ОНР по средствам моделирования.
Тема занятия: Дифференциация Ш и Ж по средствам моделирования.
Цели:
Коррекционно – воспитательные.
Развитие мышления, приемущественно наглядно-образного.
Развитие зрительного восприятия.
Развитие фонематических процессов.
Развитие связной речи.
Развитие речевого дыхания.
Воспитание интереса к занятию.
Воспитание дружеских чувств, отзывчивости.
Коррекционно-развивающие.
Научить детей различать звуки Ш и Ж.
Закреплять умение заменять Ш на Ж в словах.
Закреплять умение определять место звука в слове.
Закреплять умение давать сравнительную характеристику звукам, соотносить их с соответствующими символами.
Закреплять умение делить слова на слоги.
Формировать навыки слогового чтения.
Закреплять умение составлять предложение.
Закреплять умение составлять схему предложения.
Дифференциация звуков Ш и Ж при помощи моделирования.
Организационный момент: дети входят в зал, встают вокруг логопеда.
Логопед: Сядет тот кто назовет первый и последний звук своего имени.
Затем дети садятся за столы.
Логопед достает конверт.
- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо от гномика – звуковичка из волшебной страны под названием «Словарь».
- Кто может объяснить что такое словарь.
(это большая книга. Там много слов.)
- интересно, что же случилось в этой волшебной стране…
Логопед зачитывает письмо:
«Здравствуйте, ребята, в нашей стране беда. Злой Троль заколдовал все слова со звуками [ш] и [ж], а словарю без этих слов никак нельзя (показываю страницы словаря). Без этих слов на земле не наступит весна: речка не сможет зажурчать, не появятся лужи, а люди не смогут снять шубы и шапки. Но мудрая сова сказала нам, в детском саду «др. семейка» в группе «Светлячок» есть такие умные и дружные ребята, которые могут помочь вернуть эти слова обратно в словарь. Но для этого необходимо пройти все испытания.
Гномик-звуковичок»
Логопед: - Ребята, это же он про вас написал!... вы готовы помочь гномам? (дети отвечают).
Упражнения для формирования речевого дыхания «Подуй на снежинку»:
А чтобы прибавилось силы, я научу вас волшебному заклинанию. Нужно сказать заклинание и сильно подуть на снежинку. Вдох через нос выдох ртом. Выдох длиннее.
«Мы не маленькие дети. Мы сильнее всех на свете!» (дуют)
Теперь, ребята мы готовы выдержать все испытания!!!
Введение в тему:
1. Дифференциация звуков [ш][ж] в изолированном виде.
Логопед: - ребята, вы помните какие звуки заколдовал троль? (ш и ж)
- чем похожи эти звуки? (согласные, твердые, воздух проходит через язык, язык в форме чашечки).
- чем отличаются? (звук [ш]- глухой, звук [ж]- звонкий)
-как мы это проверим? (дети затыкают уши или кладут ладонь на горло и произносят поочередно оба звука)
2. Упражнения для формирования фонематического анализа в слогах и словах «Сигнальщики».
У детей на столах разложены таблички с символами глухих и звонких звуков (кубик и треугольник)
Логопед: - Мы проверим, как работают сигнальщики. Если сигнальщики задания выполнят верно, то можно будет приступать к испытаниям.
(Тша, мши, жна, лжи, каша, лужа, лыжи, школа, шутка)
3. волшебный сундучок (дети угадывают слово из моделей звуков)
А) зашифрованное заклинание
Приступаем к испытаниям. Перед нами сундучок. Чтобы открыть его нужно разгадать зашифрованное заклинание и произнести его.
(вытаскиваю заклинание из-за сундучка – слово написанное моделями звуков)
Ребята, как вы думаете какой это звук, а это. Давайте прочитаем все вместе. Вот наш сундучок открылся. (показываю). Троль перепутал картинки. А нам теперь нужно расположить их на доске под соответствующий знак. (Дети раскладывают картинки.). молодцы ребята! Переходим к следующему испытанию.
4. Заколдованный мостик (дети приближаются к доске)
- Ребята, посмотрите, какой мостик перед нами! Здесь Троль тоже спрятал слова со звуками [Ш] и [Ж]. (в моделях слов зашифрованы звуки. Согласные твердые обозначены синими фишками, согласные мягкие - зелеными, согласные звонкие - с треугольником сверху, согласные глухие – с кубиком, гласные звуки – красным цветом)
- угадайте какой схеме подойдет название картинки.
-как ты догадался? – какой ударный гласный?
- вот ребята, сколько слов мы освободили!
Физминутка
Ребята, а нам пора лететь к следующим испытаниям. (дети выполняют движения и проговаривают текст стихотворения согласно тексту под музыкальное сопровождение)
Вот мотор включился. Пропеллер закружился.
ЖЖЖ
К облакам поднялись и шасси убрались
ШШШ
Вот лес. Мы тут приготовим парашют
Толчок прыжок. Летим дружок.
Парашюты все раскрылись дети мягко приземлились.
5. Дифференциация звуков Ш, Ж в словах «остров наоборот». (возле стола)
Ребята, мы с вами попали на остров, где все делается наоборот. У нас ША, а у них ЖА, у нас ШИ - ЖИ, мша - мжа, САША-САЖА, УЖИ-УШИ, ТУШИТЬ-ТУЖИТЬ, МАШЕТ-МАЖЕТ, ЛУША-ЛУЖА, ЖАЛИТЬ-ШАЛИТЬ, ШИТЬЕ-ЖИТЬЕ.
Ребята, а сегодня мне по интернету пришло сообщение от медвежонка. Только Троль и здесь что-то перепутал, навредил. Ничего не пойму, что хотел мне сказать медвежонок.
«Я с мамой шиву в берлоге….» Ребята, вы можете помочь мне разобраться в этом сообщении. Дети исправляют. Ребята, так что же получается если изменить только один звук в слове? (другое слово). Это можно проверить даже с буквами (дети садятся за стол и вытягивают из веера слова, читают свои слова в двух вариантах).
6. Задание на тренировку звукового анализа «шкаф с подарками» (приближаются к шкафу).
Посмотрите, это шкафчики двух гномов: Маши и Жени (у Маши все слова со звуком Ш, а у Жени со звуком Ж). Им надарили много подарков. Гномики очень аккуратные, поэтому на первой полке у них слова из одного слога, на второй полке слова из двух слогов, на третьей – слова из 3-х слогов.
-ребята, помогите разобрать подарки правильно.
- нужно назвать картинку, подумать чья она Маши или Жени? Разделить слово на слоги и хорошо подумать на какую полочку ее положить (дети раскладывают)
- какие вы молодцы! Теперь все вещи на своих местах!
7. «Разорванные слова» (пазлы из слогов)
Троль разорвал и раскидал повсюду слова со звуками Ш и Ж. Он не верит в дружбу поэтому думает, что вы никогда не справитесь с этим испытанием. Нужно правильно соединить пазлы, чтобы получилось слово.
(прочитать слово, придумать предложение с этим словом)
Какие вы молодцы! Все слоги соединили в слова!!!
Ребята! Мы освободили все слова со звуками ш и ж! Наши знания и дружба помогли пройти нам все испытания! А теперь, ребята, чтобы все расколдованные слова снова оказались в словаре, нам нужно запутать самого Троля. Здесь зашифрована хорошая пословица о дружбе: (дети читают)
НАСТОЯЩЮЮ ЖДРУЖБУ И ТОПОРОМ НЕ РАЗРУБИШЬ!
8. Составление схемы предложения.
Логопед: Предлагаю составить схему этого предложения. А пока Троль разгадывает эту схему все слова попадут в словарь.
- Сколько слов в этом предложении?
-Какое слово первое?
-Какое слово последнее?
- Что ставим в конце предложени?
- А теперь отравим письмо тролю. (кладу в конверт и отправляю в почтовый ящик.
Итог:
Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы очень добрые, умные и дружные ребята! Вы помогли звукам попасть в словарь (показываю словарь). И теперь на земле наступит весна! Зажурчат ручьи, проснется медведь и расцветут подснежники!
Гномам вы очень понравились. Они вам передали свою благодарность и сладкие угощения!
Приложение к заданию №5
Я с мамой шиву в берлоге. Зимой здесь бывает очень холодно и сейчас я простушен. У меня шар. Мне сейчас нельзя жалить. Я очень хотел с вами вс
третиться, но мне нужно лежать в постели. Мне очень шаль.
Самоанализ занятия
Занятие проводилось по теме: «Дифференциация звуков Ш и Ж по средствам наглядного моделирования».
Проводилось оно в подготовительной группе с детьми имеющими ЗПР и в большинстве второй уровень речевого недоразвития.
Данное занятие по закреплению и обобщению материала.
Форма занятия активная и непринужденная, поэтому, я считаю, что дети были заинтересованы, не перегружены.
Детям понравилось задание с расшифровкой заклинания, заменять Ш на Ж в словах, «волшебный сундучок», а так же собирать слова из пазлов.
Трудности были при выполнении задания со шкафчиками. Они возникли из-за многоступенчатости инструкции, которую трудно усвоить данному контингенту детей. Так же затруднения вызвал «Заколдованный мостик». Некоторые дети справились, некоторые долго думали, копошились.
На мой взгляд, основная цель занятия достигнута. Дети научились дифференцировать звуки Ш и Ж изолированно в слогах, в словах и соотносить их с буквами.