Тренинг для учащихся 8-11 классов Формирование успешной личности ребенка


Алимбетовская средняя школа-детский сад
Тренинг
«Формирование успешной личности ребенка»
Психолог Старченко А.Ю.
Формирование успешной личности через эффективные средства обучения
 
Как сказал А.И.Княжицкий «…настоящий учитель отвечает за то, что происходит не только при нём, у него на уроке, но и после него, спустя годы и десятилетия. Образование рассчитано не только на школьные годы, образование даётся на всю жизнь. И очень часто его качество по-настоящему можно оценить спустя много лет».
В процессе воспитания наиболее важно – слово. Тютчев писал: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся».
Настоящий учитель должен планировать в перспективе, как его слово отзовётся. Слово есть средство коммуникации, то есть умение сообщать, передавать мысли. В настоящее время миром управляет информация. Тот, кто владеет её – владеет всем. Управлению информационным потоком способствует коммуникация.
 Такая ситуация в мире оказывает значительное влияние на обучение в нашей стране английскому языку и предполагает быстрое и эффективное овладение языком. Соответственно, необходимо повысить качество формирования языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций, которые определяют успешность личности и помогают её социализации.
Социальный заказ предполагает личность с новым менталитетом, готовую к межнациональному и межкультурному сотрудничеству, владеющей информацией, с повышенным уровнем образованности, имеющей   высокую общую культуру.
Приоритетную   значимость   приобрело обучение языку как  средству  общения  и  приобщения  к  духовному  наследию изучаемых стран и народов.
Цель моей педагогической деятельности – это формирование толерантной, успешной, компетентной личности. Оптимальным условием достижения данной цели является решение следующих задач:
- формирование умений общаться на английском языке, элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
- развитие речевых способностей, внимания, мышления, памяти, воображения;
- привитие интереса к изучению английского языка;
- развитие национального самосознания и толерантного отношения к стране изучаемого языка;
Все задачи взаимосвязаны и отсутствие одной из них нарушает единство учебного процесса.
  Уровнем владения английским языком следует считать коммуникативные умения, которые предполагают овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма.
Приоритетным методом изучения считаю интерактивный, в котором удачно сочетаются традиционные и современные формы и структуры уроков.
Для отбора эффективных методов, способов, средств на уроке важным фактором являются индивидуальные особенности учащихся.  Изучение их веду в сотрудничестве со школьным психологом, социальным педагогом и классными руководителями.  Особое внимание уделяю таким психологическим особенностям, как переключение внимания, произвольное и  непроизвольное внимание. (Приложение) Это позволяет индивидуализировать и конкретизировать процесс обучения, сформировать интерес к предмету каждого школьника, создать психологический комфорт, чувства радости, потребности и готовности к общению.
Реализации поставленных задач способствует организация упражнений, выполняемых с опорой на комплексное использование зрительной и слуховой наглядности (схемы предложений и словосочетаний, словесные элементы, звучащие образцы речи) и наглядности, представленные с помощью изобразительного материала. Таким образом, на уроках английского языка используются демонстрационные, раздаточные, звуковые, экранные и экранно-звуковые пособия для формирования лексических, грамматических и произносительных ЗУН.  Кроме традиционных уроков провожу урок – экскурсию, ролевые игры, уроки -  путешествия с показом слайдов, фильмов.  При этом использую такие режимы работы: учитель – класс, ученик -  ученик, ученик – класс, сочетание коллективной работы с индивидуальной, самостоятельной.Основное внимание  уделяю учебно-информационным умениям, особенно умению работать с письменным текстом, т.к. как текст - это не только информация о чем-либо, это инструмент, с помощью которого развиваются все речевые умения.
   Моя задача, как  учителя, – научить ученика пользоваться четырьмя видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим и поисковым. Для этого я использую систему предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений, направленных на развитие (этих видов чтения) умений бегло читать, анализировать, сканировать прочитанное, умение составлять различные планы, таблицы, тезисы, аннотации и т.д. Например, упражнения на опознавание  грамматических явлений (грамматический анализ), языковую догадку, прогнозирование содержания читаемого, на проверку понимания фактического содержания текста, контроль понимания содержания прочитанного и на общее восприятие текста, на развитие умения выражать оценочное суждение о прочитанном и т.д.
   При обучении грамматике задействованы различные учебно-логические умения. Грамматические явления не даются в готовом виде, а изучаются путем системного анализа и сравнения языкового материала. Например, предлагаю найти в тексте предложения, вставить пропущенные глаголы, ответить на вопросы: «В чем разница между ними; (почему) когда используется та или иная форма, как образуется вопрос и отрицание и т.д. На основе выводов, заполняется план-схема грамматического правила.
   Любое глагольное время изучается на основе сравнения, нахождения сходства и различия (определенных) форм, использование в речи структурных изменений. В результате такой деятельности учащийся должен понимать связи и отношения между различными временами и уметь четко выделять признаки видовременных форм. Обобщение материала проводится с использованием таблиц, схем, речевых ситуаций и завершается выполнением работы по тексту.
   На занятиях использую поговорки, скороговорки, пословицы, ярко характеризующие национальную особенность народа. Это помогает учащимся глубже познакомиться с культурой страны изучаемого языка. Игровые формы обучения  позволяют  использовать  все  уровни  усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к творческо-поисковой.  
В наше время огромную роль в обучении английскому языку играет использование новейших компьютерных технологий, которые открывают новые пути.
   Компьютерная технология используется мной на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала (оптимальный вариант – презентация учителя: для проведения урока требуется только один компьютер и проектор, при этом не страдает зрение, а разнообразные формы работы в ходе урока не вызывают зрительного утомления; после знакомства с презентацией ученик легко восстанавливает в памяти увиденное и услышанное на предыдущем уроке и уже может самостоятельно изложить пройденный материал); при закреплении, повторении, контроле. Возможности компьютера позволяют включить упражнения творческого характера. Проведение уроков с применением компьютерных технологий позволяет формировать умения, работать с информацией, развивать коммуникативные способности; даёт ребёнку столько учебного материала, сколько он может усвоить; формирует исследовательские умения, способствует созданию личности «информационного общества».
В завершении урока я обращаю внимание детей  на итог их совместной  и  индивидуальной деятельности, прошу  рассказать  о  своих  удачах и достижениях, неудачах  и  затруднениях, выявить причины своих ошибок, наметить пути их исправления. Рефлексивная деятельность   позволяет  учащемуся   осознать    свою    индивидуальность, уникальность, предназначение и развивает его как личность
Успешное  начало  обучения  языку  способствует  созданию высокой мотивации к изучению предмета. Особую роль в формировании мотивации играют  новизна получаемой информации, наличие элементов поисковой деятельности, познавательные мотивы, переход учебной деятельности в творческую.
Отношение учащихся к процессу обучения во  многом  зависит  от  того,  насколько  интересно  и эмоционально  проходят уроки, особенно на начальном этапе.   Большое  значение имеют  игра,  уроки-проекты, инсценировки тематических ситуаций, разучивание считалок, песен, стихов.
Для определения результатов обучения мной используются тесты по лексике, грамматике, срезовые и контрольные работы, чтение незнакомого текста для определения уровня навыков чтения. Мониторинг результатов обучения  в начале учебного года и в конце показывает достаточный уровень усвоения учебного материала и сформированности  мотивации. (Приложение 3)
Внеклассная   работа    по    английскому языку    имеет общеобразовательное,   воспитательное и развивающее значение и  решает две  главные  задачи:  во-первых,  развитие интереса,  углубление  знаний,  совершенствование  навыков  умений  по предмету;  во-вторых,  организация  свободного  времени  учащихся  с целью их общего развития,  нравственного и эстетического воспитания,  способствует расширению культурологического кругозора школьников,  развитию  их творческой  активности, эстетического вкуса и, как следствие,  повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
   Целесообразно  выделить  такую  форму  внеклассной  работы,  как  «Неделя английского  языка»  в  школе.  Тематику мероприятий в рамках недели  стараюсь сделать  интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным  материалом, и при этом содержание мероприятий должно отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.
Также определённый вклад в совершенствование  иностранного  языка вносит организация олимпиад, викторин, внедрение проектной деятельности учащихся  с использованием средств ИКТ, результатом чего является создание электронных тематических презентаций, что позволит поднять качество образования учащихся на более высокий уровень. Проектная деятельность обогащает жизненный опыт ребят, позволяет творчески воспринимать действительность, не оставляет равнодушными к изучаемому программному материалу, расширяя и углубляя его.
    Рассматривая себя, как педагогическую личность, считаю, себя творческим, ищущим человеком. Регулярно прохожу курсы повышения квалификации учителей, чтобы идти в ногу с современной педагогикой, посещаю уроки коллег своей школы и школ района, владею компьютерными технологиями, знаю современные тенденции,  полна идей и жизненных сил, постоянно стремлюсь к совершенствованию и самореализации. Считаю, что главное средство совершенствования  человека – учение и самообразование!
   Обучение английскому языку всегда должно быть в перспективе, поэтому,  используя современные технологии и работая на перспективу, считаю, что, не смотря на молодость у меня достаточно знаний, умений, а главное стремления, чтобы вовлечь детей, научить и воспитать.
    Нет у учителя дара предвидеть, какой же будет его ученик, кем он станет, и какую позицию займёт в социуме, но учителю следует работать перспективно и приготовить ребёнка к современному обществу, но так, чтобы он оставался прекрасной личностью, настоящим человеком.
Ведь мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека. 
                                                  Ф. Тютчев