«Адаптация пятиклассников к новым условиям образовательного процесса. Особенности взаимодействий начальной и основной школы»


Педагог-психолог Сидорова А.И.ГБОУ ЛНР «СГ №7» Главные цели: Объединение усилий педагогического коллектива школы для повышения эффективности его работы. Выработка линии поведения, единых требований классных руководителей и учителей- предметников. Создание системы общих взглядов на использование правил преемственности в образовательном процессе. Задачи: Обмен опытом педагогов начальной и основной школы, их взаимодействие, во избежание трудностей у пятиклассников в дальнейшей учебной деятельности.Выработка единых педагогических технологий с учетом психологических и возрастных особенностей на средней ступени обучения.Привлечение внимание педагогического коллектива к проблеме сохранения здоровья всех участников образовательного процесса. социальнаяпсихическая УЧЕБНАЯ Адаптированность – осознанная способность активно взаимодействовать с новой внешней средой Адаптация – приспособление. Что затрудняет адаптацию? Противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов;На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами;В 5 классе многие дети ощущают одиночество, так как первой учительницы рядом нет; Смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. ДЕЗАДАПТАЦИЯ(неадаптированность) Появлениепризнаковтревожностиухудшение здоровья Отчуждение от школы, семьи Снижение интересак обучению,успеваемости Неблагоприятный социальный статус ДЕСТРУКТИВНОСТЬЛИЧНОСТИ Нарушение взаимоотношений со сверстниками,учителями Определение уровня школьной мотивации Общее количество учащихся 5-й уровень25-30 баллов 4-й уровень20-24 баллов 3-й уровень15-19 баллов 2-й уровень10-14 баллов 1-й уровеньНиже 10 баллов 31 9 29% 11 35,5% 10 32,3% 1 3,2% - Показатели результатов тревожности Филлипса среди учащихся 5-А класса Показатели результатов тревожности Филлипса среди учащихся 5-Б класса Диаграмма результатов 5-А класса Диаграмма результатов 5-Б класса Общий уровень тревожности 5-А класса Общий уровень тревожности 5-Б класса Количество детей с высоким и повышенным уровнем тревожности 5-А класс – 5 учеников5 –Б класс- 8 учеников 5-А – 8 учеников5-Б – 3 ученика Рейтинг страхов: 1. Общая тревожность в школе2. Страх самовыражения3. Страх ситуации проверки знаний4. Страх несоответствия ожиданиям окружающих5.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу6. Страхи в отношениях с учителями Рекомендации. Учителю и родителям необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет. Учителю обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.Учителю и родителям необходимы совместные встречи, в процессе которых отслеживались бы результаты успехов или неуспехов каждого ребенка, а также разбирались причины и пути преодоления трудностей в обучении. Учителю в своих наблюдениях необходимо уделить особое внимание тем сторонам поведения и деятельности, которые в наибольшей степени отражают характер адаптации к школьной среде.Учителям-предметникам проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе. Желательно вызывать ребят по имени и фамилии. При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся. Единые требования к осуществлению преемственности в обучении учащихся младшего и среднего звеньев Учителям начального звена 3-4 классов знать программу по предметам 5 класса, учителям-предметникам ознакомиться с основными требованиями к знаниям и умениям учащихся начальных классов.Учителям 4 классов в I полугодии посещать уроки учителей-предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной деятельности.Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом учащихся и приемами, методами работы учителей с детьми этого возраста; практиковать проведение пробных уроков в этих классах. При тематическом планировании учителям 4 классов включать элементы опережающего обучения.Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддерживать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях.Проводить последнее родительское собрание в 4 классе, совместное с будущим классным руководителем. Спасибо за внимание!