Урок истории в 8 классе на темуОт Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса
Тема: От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса
Цели урока
Образовательная - учащиеся углубляют знания об империях как типе государственных образований; усваивают, что одной из причин кризиса Австрийской империи, а затем и Австро-Венгрии было стремление к национальной независимости и государственной самостоятельности входивших в состав империи народов; убеждаются в том, что политика частичных уступок правительства не могла разрешить существующие в империи противоречия.
Развивающая - Учатся переносить знания в новые ситуации; рационально выполнять задания и решать проблемы; аргументировать свою точку зрения; вскрывать причинно-следственные связи; учатся самостоятельно готовить сообщения на определенную тему; делать прогнозы экономического и политического развития.
Воспитательная - способствовать привитию гуманистических идей среди учеников; воспитать стремление к самосовершенствованию личности.
Основные понятия и термины: Национальное возрождение, двуединая монархия, империя
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: урок-лекция
Средства обучения:
Учебник, § 24. Рабочая тетрадь. Карты: «Революции 18481849 гг. в Европе», «Мир к концу XIX в. (1870 г.)», «Мир к 1914 г.». Презентация «От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса».
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.Организационный этап (1мин.)
Приветствие учеников и проверка присутствующих
II.Проверка знаний и умений (до 15 минут)
Вопросы для проверки пройденного на прошлом занятии материала:
Дайте характеристику экономическому положению Италии после объединения страны.
Каково новое политическое устройство Италии после объединения?
Какова роль государства в процессе индустриализации Италии?
В чем особенность вывоза капитала в Италии?
Какие социальные реформы проведены в Италии после объединения и кто их инициировал?
Назовите основные направления колониальной политики Италии.
1.Дело в том, что в результате объединения Италии, экономическая ситуация в стране не изменилась. Как и раньше это аграрная страна с отсталым на тот момент способом производства и зачастую феодальными порядками в деревне. Крестьяне не получили никаких средств в результате борьбы за объединение и поэтому, подъем экономики был не возможен. Население по-прежнему, жило в нищете.
2.Конституционная монархия. Во главе государства король. Парламент.
Верхняя палата (Сенат) - назначаются королем пожизненно (главное отличие от других европейских парламентов)
Нижняя палата(Палата депутатов) избирались народным голосованием.
3.Роль государства довольно высокая. Частные предприниматели не могли поднять промышленность на необходимый уровень. Тяжелая промышленность под контролем государства, льготные условия. Милитаристский характер промышленности. 1 банк – государственный. Это позволяет создать корпорации в области металлургии и машиностроения.
4.Отсутствие рабочих мест в городе вынуждало эмигрировать трудоспособное население. Они вывозили часть денег, но работая за пределами страны они отправляли заработанные деньги в Италию. Отличительная черта – эмиграция. Как правило, в иностранную промышленность вкладывали очень мало.
5. Реформы Д. Джолитти Разрешение профсоюзов и стачек, запрещен ночной труд женщин и подростков. Избирательные реформы – отмена имущественного и образовательного ценза. Укрепление конституционных основ государства.
6.Африканское направление – Массауа, Эритрея, протекторат над Сомали. Война с Эфиопией.
Дальневосточное – подавление восстания боксеров в Китае.
Экономическая экспансия в страны Восточного Средиземноморья.
III. Изучение нового материала (27 мин.)
Проведя проверку домашнего задания, учитель обращается с вопросом опережающего повторения и работе с картой - учащиеся называют и показывают земли, входившие в состав Австрийской империи, указывают на имевшиеся противоречия.
На доске можно написать характеристику империи, данную немецким философом Гегелем в начале XIX в.: «Австрия – это не королевство, а империя, совокупность многих политических организмов, которые сами по себе являются королевствами». Далее учащиеся комментируют это высказывание.
Выслушав ответы школьников, учитель задает вопрос:
Как вы думаете, существовали ли политические решения сохранения империи Габсбургов или ее распад был неотвратим?
Одна из смысловых задач урока заключается в том, чтобы учащиеся не только углубили понятие империя, но поняли, что такое государственное образование является временным: рано или поздно империи распадаются.
При изучении вопроса о революции 1848 г. учащимся предлагается подумать, какие причины привели к мощному подъему народного движения в империи Габсбургов. Затем следует подробное эмоциональное повествование, включающее и элементы драматизации. По ходу рассказа учителя школьники могут вести в тетрадях хронологический дневник событий, или заполнить таблицу:
Охваченная территория
Хронологи-ческие рамки
Требования восставших
Итоги
Вена
Март, октябрь 1848 г.
Принятие конституции,
Смена правительства
Смена императора,
Принятие конституции
Прага
12-17 июня 1848 г.
Всеобщее избирательное право,
Самоуправление
Восстание подавлено
Венгрия
Весна
1848 г.
Крестьянские реформы, политические свободы, самоуправление
Революция подавлена австрийскими и русскими войсками, но реформы проведены
Можно добавить, что во время мартовского восстания 1848 г. в Вене среди таких требований народа, как парламент, свобода печати, суд присяжных, полная отмена системы Меттерниха и др., тысячная толпа под окнами императорского дворца громко кричала: «Долой Меттерниха!» После долгих колебаний канцлер подписал прошение об отставке, которое с восторгом встретили жители Вены. Город был освещен десятками тысяч свечей и ракетами, улицы были оглашены пением. Через несколько дней бывший канцлер империи, вершитель судеб многих европейских народов, один из столпов политического консерватизма, бежал из страны.
Рассказывая о поисках путей для сохранения монархии и создании двуединой монархии, можно более подробно остановиться на причинах принятия компромиссного решения и политическом устройстве Австро-Венгрии. Для рассказа об императоре Франце Иосифе следует использовать материал в конце параграфа, рекомендованный для дополнительного чтения. Очень важно отметить такую черту императора, как способность идти на компромисс. Затем учитель говорит:
«Вы помните, что под влиянием революционных событий 1848 г. Франц Иосиф даровал своим подданным конституцию, но в 1851 г. он ее тихо отменил. В обессиленной революцией империи это прошло достаточно спокойно».
Вы уже знаете, что поражение в войне с Пруссией пошатнуло авторитет империи на международной арене. Мало того, что Венецию пришлось отдать итальянцам, спор между двумя соперниками, кому стоять во главе будущей объединенной Германии, решился в пользу Пруссии.
Неспокойно было и в стране. Опять происходили волнения
·в Венгрии, что играло на руку Пруссии, надеявшейся на еще большее ослабление Австрийской империи. В этих условиях возросла необходимость укрепить целостность государства. Как это сделать? Пришлось идти на компромисс.
В 1867 г. последовало австро-венгерское соглашение, преобразовавшее империю Габсбургов в двуединую монархию Австро-Венгрию, состоящую из двух независимых друг от друга во внутренних делах государств Австрии и Венгрии. Решение это император принял неожиданно для немцев, и не все его одобряли.
Теперь Франц Иосиф имел титулы императора Австрии и короля Венгрии. Венграм вернули конституцию 1848 г., которой они добивались почти двадцать лет. В Австрии издали новую, так называемую декабрьскую конституцию. Так империя стала конституционной монархией, но за императором сохранялись большие права: он утверждал или отклонял законы, принимавшиеся парламентами Австрии и Венгрии, а в особо важных случаях мог издавать законы от своего имени; созывал и распускал австрийский и венгерский парламенты. Император также исполнял роль председателя на совещаниях правительств, назначал и увольнял глав правительств и общих австро-венгерских министров. В империи существовало три общих министерства: военное, финансов и иностранных дел. Кроме того, общими были флаг, армия, финансовая система и внешняя политика. Между Австрией и Венгрией не было таможенных границ.
Право голоса получили только владельцы собственности. Голосование было открытым. Отсюда становится ясным и состав парламентов. В Австрии в верхней палате были представлены знатные дворянские фамилии, а нижняя палата хоть и избиралась, но из-за высокого имущественного ценза правом голоса могли пользоваться только 67% населения. В составе Венгрии автономию получила Хорватия.
Соглашение 1867 г. должно было разрешить кризис в Австрийской империи. Посмотрим, что из этого получилось».
Далее следует сюжет о борьбе чехов за создание триединой монархии. И здесь важно показать, как националистическая идеология превращает бывших либералов в людей с имперским сознанием. Чехи смогли убедиться в том, что никто им навстречу не идет, а даже австрийские либералы, гордо называвшие себя «людьми 1848 г.», рассматривают предоставление Чехии автономии как «распад империи». В отчаянии чешские политические деятели поехали даже в Россию и Францию, чтобы рассказать Александру II и Наполеону III о своем бедственном положении в составе империи. Узнав об этом «путешествии», немецкие либералы закричали о «государственной измене», а Франц Иосиф задумался о том, что же сделать для чехов, чтобы впредь они не подрывали авторитет монархии. Нужны были новые компромиссы.
Национальные разногласия, приведшие Австрию к почти безвыходному положению, существовали и в Венгрии. В начале XX в. на 8 млн венгров приходилось 18 млн лиц других национальностей. Политика венгерского правительства по отношению к сербам, хорватам, румынам и русинам была жестокой. После 1867 г. в Венгрии стала проводиться политика насильственной мадьяризации. В деревнях сербские, хорватские, словенские и румынские крестьяне работали на венгерских помещиков, что тоже обостряло национальные отношения. В целях сохранения империи правительство перешло к «политике одинаковых подачек».
Сюжет «Промышленная революция» изложен в учебнике в достаточном объеме. Ученикам предлагается прочитать самостоятельно раздел параграфа и выписать основные отрасли промышленности, которые стали развиваться в результате промышленного переворота.
Рассказывая о проблемах империи в конце XIX начале XX в. («Накануне крушения»), учитель может добавить, что в это время в империи усиливались националистические настроения, развивался антисемитизм. Экономические кризисы приводили к банкротству многие фирмы, масса «маленьких людей» теряла деньги. Их ненависть была направлена против крупного капитала, который они считали виновным в потере своих сбережений. В этой обстановке создавалась благоприятная атмосфера для антисемитской пропаганды, обвинявшей во всех бедах еврейских банкиров и промышленников. В Вене было много врачей, адвокатов, мелких купцов, ремесленников еврейского происхождения. «Маленькие люди» постоянно сталкивались с ними как с конкурентами и именно на них изливали свое недовольство. Страх и незащищенность рождали расовые «теории», выдававшие себя за учения, направленные на спасение гибнущего мира. Комплекс страха выражался и в антисемитизме, и многие партии использовали его для усиления своего влияния на массы.
Содержание урока позволяет школьникам убедиться в том, что создание двуединой монархии не уничтожило противоречий, раздиравших империю, а добавило новые. И чем больше независимости от центра предоставлял Франц Иосиф отдельным территориям (с целью сохранения империи), тем активнее возникали обратные процессы стремление выйти из ее состава. Национальное самосознание «вассалов» росло, и в начале XX в. империя держалась на авторитете старого императора и на штыках армии Габсбургов.
Ожидаемый ответ:
Австрия, Венгрия, Чехия, Румыния, Словакия, Словения, Сербия.
Противоречия: многоконфессиональность, многокультурность.
Ожидаемый ответ:
Австрийская империя состояла из различных «королевств». В каждом из них имелося свой правитель или иное властвующее лицо, которое подчинялось императору австрийской империи.
Ожидаемый ответ:
Распад государства был неотвратим. Т.к. не возможно в рамках одной страны было предоставить автономию всем провинциям и областям. Это обусловлено этнической пестротой региона.
Заполняют таблицу.
Один из учеников читает текст вслух, затем его сменяет другой.
Фиксируют в тетрадях особенности политического устройства Австро-Венгрии:
Конституционная монархия
С сохранением обширных прав императора. 2 парламента – австрийский и венгерский. 3 общих министерства – военное, финансовое и иностранных дел.
Ожидаемый ответ:
Промышленный переворот
Производство железа и стали
Машиностроение
Железнодорожное строительство
Мукомольная промышленность
Закрепление полученных знаний (1-2 мин)
Последняя часть урока и выводы по его содержанию рассматриваются в пределах учебника. Следует задать ученикам вопрос – что на их взгляд стало причиной (причинами), которые привели к краху Австро-Венгрии?
Ожидаемый ответ:
Неразрешаемый в рамках этого государства сложный национальный конфликт, обусловленный пестротой этнических групп. Неверная политика австрийских властей – дробление государства приводит к сепаратизму, а следовательно и к развалу страны.
Организация домашнего задания
Параграфы 19 – 23, подготовка к письменной контрольной работе.
15