Воспитательная программа по патриотическому воспитанию учащихся начальной школы


Воспитательная программа по патриотическому воспитанию
учащихся начальной школы
«Мы – будущее России!»
(Материал предназначен для участия в конкурсе «Растим патриотов России»)
Номинация: «На благо Отечества»
Автор: Гольцман Анна Александровна, учитель начальных классов МАОУ Суерская СОШ
Пояснительная записка
Настоящая программа определена на основе необходимости систематизации и целенаправленной деятельности по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, краю, селу, школе, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, края, села, школы.
Программа направлена на формирование и развитие личности школьника, обладающего качествами гражданина-патриота Родины, своего края, школы.
Актуальность разработки программы подтверждается событиями последнего времени – ослаблена связь поколений – отсутствует передача духовно-практического народного опыта. В наши дни городская и сельская молодёжь относится к народной песне, играм, обычаям как к проявлению чего-то устаревшего и никому не нужного. Между тем во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей.
Вышеуказанные факторы оказали негативное влияние на общественное сознание большинства возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма
Стала заметней постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получило широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, социальным институтам.
В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
В современном вариативном учебно-воспитательном пространстве появилась возможность выбора формы деятельности. Но по-прежнему важное место занимает воспитание в ребёнке патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины. И здесь большую помощь оказывает проведение классных часов, экскурсий, которые способствуют:
– углублению знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения;
– более содержательному знакомству с историей своей семьи;
– углублению знаний об истории, традициях, культуре народов России;
– воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;
– пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.
Вся работа направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относится к своему дому, своей семье, традициям русского народа, народным промыслам. Классные часы, посвящённые природе родного края, позволяют расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах, помогут задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы они могут оказать: озеленение кабинета, высадка зелёных насаждений в парке или на пришкольном участке, уборка мусора с лесной полянки после своего отдыха на ней…
Дети любят подражать взрослым. Проигрывая с ними элементы русских народных праздников, можно познакомить их со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков. Очень много неполных семей, где детей воспитывает только один из родителей. А народный детский фольклор (колыбельные, пестушки и т.д.) прививает чувство гармонии, воспевает семьи с двумя родителями, где царит уважение друг к другу.
Большую помощь в воспитательной работе может оказать устное народное творчество – пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, которые прививают любовь к семье, своему краю, стране; знакомят детей со славными подвигами богатырей святорусских – защитников земли Русской. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.
С детских лет нужно учить ребёнка уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства.
В школе обучаются одновременно дети разных национальностей, вероисповеданий. Поэтому немаловажную роль в деятельности классного руководителя играет работа по становлению и сплочению детского коллектива. Перед учителем при этом стоят важные задачи:
– развивать у учащихся коммуникативные навыки;
– способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях;
– познакомить с основными правилами делового и бытового этикета;
– сформировать умение совершенствоваться в коллективе;
– формировать понимание значения дружбы для каждого ребёнка.
Вся работа должна быть направлена на то, чтобы ребёнок любой национальности чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, выказывать чувство сострадания, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке.
Обучение детей уважительному и толерантному общению друг с другом – многоплановый процесс в учебно-воспитательной деятельности. И правильно организованные и проведённые классные часы помогут классному руководителю в этом сложном и тонком деле.
Чем чаще классный руководитель общается с детьми, обсуждает жизненно важные проблемы, возникающие в детском коллективе, тем больше шансов сплотить и сдружить детский коллектив. Очень важно в деле формирования коллектива привлекать родителей. Это поможет повысить положительные результаты в системе воспитательной работы по созданию комфортной, радостной, свободной обстановки в детском коллективе для каждого ребёнка.
Нравственное воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к природе. А это постепенно перерастает в любовь к Родине, своему народу.
Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет. Сроки действия программы 4 года, с 1 по 4 класс.
Программа
1. Наименование:
«Мы – будущее России!»
2. Нормативно – правовое обеспечение:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
3. Цель Программы:
Создание условий для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите; условий для формирования личности, отвечающей современному уровню развития мировой и национальной культуры, включённой в активный созидательный труд.
4. Задачи Программы:
воспитание любви к малой родине, родному краю, своему Отечеству, формирование национального самосознания, чувства долга, ответственности за судьбу России;
формирование патриотических чувств и сознания школьников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой край, село, свою школу.
создание благоприятного социально-психологического климата в классе на основе принципов гуманистических взаимоотношений, утверждения нравственных поведенческих традиций, сплочения сообщества детей в коллектив с ценностно-ориентированной групповой деятельностью.
совершенствование работы по формированию культуры здоровья и привитию навыков здорового образа жизни;
5. Методические приёмы и средства формирования патриотических чувств, взглядов и убеждений
использование яркого фактического материала;
обращение к положительным примерам патриотизма известных исторических деятелей, писателей, героев войн;
создание на уроках и мероприятиях ситуаций, способствующих возникновению борьбы мнений, в результате которой у учащихся начинала бы складываться своя точка зрения.
6. Виды деятельности:
организация общественно-полезной деятельности школьников, труд по самообслуживанию в школе, ремонт учебников и наглядных пособий, работа на пришкольном участке;
деятельность учащихся, направленная на охрану природы родного края – посадка и уход за зелёными насаждениями, оказание помощи в поддержании чистоты и порядка на улицах своего села;
поисковая работа учащихся – совершают походы к памятным местам, изучают исторические места, названия улиц;
художественно – творческая деятельность – участие в литературно-драматических композициях, посвящённых юбилейным датам родного края, праздниках народного творчества и т.д.
работа с родителями – привлечение их к участию в мероприятиях, их организации и проведению; организация и проведение родительских собраний патриотического содержания.
7. Основные направления реализации:
1. Наша страна и люди, которые в ней живут.
2. Учимся правильно общаться и жить с людьми
3. Краеведение.
4. Люби, охраняй наш общий дом – планету Земля.
5. Народное творчество.
6. Развиваем индивидуальные способности и таланты.
7. Моя семья.
8. Что такое хорошо и что такое плохо?
9. Спорт, забота о своём здоровье, соблюдение гигиены.

8. Направления воспитательной работы
Наша страна и люди, которые в ней живут.
Цель: знакомство с общественно-политической жизнью страны, развитие чувство патриотизма.
№ п/пМероприятие Форма проведения
1 класс
Россия – родина моя! Лирико-поэтический час
«Подвигу народа жить в веках». Урок памяти
Символы и эмблемы России Классный час
Ваши права и обязанности, дети Классный час
2 класс
Наша Российская Армия
Литературная композиция
С любовью к России Классный час
«Фотографии моей родины» Заочное путешествие
История российского гимна Классный час
3 класс
Знания нужны мне и моей стране Урок-путешествие
Защитники Родины моей Лирико-поэтический час
Мое Отечество!
Экскурс по городам и селам
Знамя Победы Классный час
4 класс
Россия – мы дети твои Утренник
В память о юных героях-антифашистах Классный час
Какое оно, наше общество? Диспут
Флаг России на олимпийских играх Классный час
Краеведение
Цель: формирование знаний о родном крае и чувства привязанности к тем местам, где дети родились и живут, с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания.
№ п/пМероприятие Форма проведения
1 класс
Мой Тюменский край. Классный час
Чьё ты носишь имя, улица моя? Экскурсия – прогулка
Что такое музей? Экскурсия в школьный музей
Наш край Экскурсия в краеведческий музей
(г. Тюмень)
2 класс
Чем и кем славен наш Тюменский край? Классный час
Народные промыслы Тюменского края Экскурсия в краеведческий музей
(г. Тюмень)
Предприятия Тюменской области Заочная экскурсия
Никто не забыт, ничто не забыто Экскурсия к памятнику погибшим воинам – односельчанам в годы ВО войны
3 класс
Моё село Экскурсия по родному селу
Улицы города Тюмени Заочная экскурсия
Как чудесен этот край, посмотри! Знакомство с природой Тюменского края
Храм преподобного Серафима Соровского. Экскурсия в храм
Край, в котором мы живём Экскурс по городам и селам
4 класс
Берег родной реки Тобол Экскурсия
Береги природу родного края Экологический диспут
Поэты и писатели Тюменского края Классный час
Хвала рукам, что пахнут хлебом! Классный час
Учимся правильно общаться и жить с людьми
Цель: создание условий для развития коммуникативных качеств, умений, усвоения норм нравственного поведения, правил этикета. Развивать качества общения – толерантность: тактичность, умение слушать, убеждать, наблюдать, быть терпимее, душевнее.№ п/пМероприятия Форма проведения
1 класс
Мы стали школьниками Беседа по правилам поведения в школе
Как надо разговаривать с взрослыми Беседа – игра
Друг в моей жизни Классный час
Как вести себя в театре Тренинг
Встречают по одёжке, провожают по уму Классный час
2 класс
Дорога добра Игра – путешествие
Не забываем про вежливые слова Разбор ситуаций
Учимся правильно жить и дружить Практические игры
Кому нужна любовь? Диспут
Каждой вещи своё место Беседа – игра
3 класс
Умеем ли мы обижаться? Беседа
Учимся выигрывать и проигрывать Беседа-соревнование
Совесть Урок нравственности
Подари другому радость Тренинг
Друг познаётся в беде Классный час
4 класс
Секреты волшебницы речи Творческая игра
Соблюдаем этикет Викторина с инсценировками
Душа народа к добру зовёт Этическая беседа
Благодарность – это… Классный час
Урок толерантности, или Учимся сочувствовать Классный час
Народное творчество
Цель: предоставить возможность глубже почувствовать наши национальные достоинства, острее пережить привлекательность природы русского человека, показать, каким чертам русского характера непозволительно исчезнуть из народной памяти.
№ п/пМероприятия Форма проведения
1 класс
«В гостях у самовара» Праздник
Её зовут «дымка» Практикум
Устное народное творчество (пестушки, потешки, колыбельные, прибаутки и т.д.) Новый год Праздник
2 класс
Потешный и игровой фольклор Рождество Праздник
Праздник народных игр – Святки Игры
Славянская мифология Беседа
3 класс
Фольклорный калейдоскоп Игра
Масленица Праздник
Почитание старших (традиции семьи) Открытое родительское собрание
Древнейшие поселения, рождение городов, укреплений Беседа – практикум
4 класс
Славянская азбука Литературно-музыкальная композиция
Домашние обереги Классный час
Пасха – главный христианский праздник Праздник
Ярмарка народных промыслов и ремёсел Практикум
Развиваем индивидуальные способности и таланты
Цель: выявление интеллектуальных задатков учащихся и их развитие; оказание помощи в самовыражении и предприимчивости.
№ п/пМероприятия Форма проведения
1 класс
«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» Праздник
Викторина по сказкам К.И. Чуковского Викторина
«Угадай мелодию» Конкурс
Мы крутим глобус Викторина
До свидания, Букварь. Праздник
2 класс
Мы начинаем КВН… Викторина
Конкурс пословиц и поговорок. Конкурс
Защитники Родины КВН
Умники и умницы Интеллектуальное шоу
3 класс
«В мире сказок (русские народные)» Викторина
Кто лучше и быстрее? Интеллектуальные соревнования
Подвигу народа жить в веках Викторина
Самый грамотный у нас! Конкурс по русскому языку
4 класс
Как я готовлюсь по разным предметам? Диспут
Лингвистический турнир Викторина
Мы – земляне Предметно-тематический праздник
Учебные книги и справочники Практическое занятие
Детская периодическая печать Обзор
Моя семья
Цель: учить уважительному отношению к семейным традициям, к старшим членам семьи; учить выполнять обязанности в семье; воспитывать точность и аккуратность.
№ п/пМероприятия Форма проведения
1 класс
Моя семья. Рассказ о семье. Родители, их дни рождения, место работы. Моё имя, происхождение моего имени. Моя фамилия. Классный час
Мои родные Выставка рисунков
А, ну-ка, мамочки! Праздник
О наших бабушках, мамах, сестричках Викторина Праздник
2 класс
Праздник первой отметки Праздник
Праздник бабушек и мам. Праздник
Мой день рождения Тренинг
«Семейные праздники» Рассказы и рисунки
Профессии наших родителей Классный час
3 класс
Герб семьи Выставка рисунков
Взаимоотношения с родными Классный час
О бабушках и дедушках Устный журнал
А в нашей семье… Сочинение с иллюстрациями
Вся семья вместе, так и душа на месте Урок этической грамматики
4 класс
Солдаты из нашей семьи Открытое родительское собрание
Традиции нашей семьи Устный журнал
Моя помощь родным Беседа-диспут
Семейные таланты Классный час
Что такое хорошо и что такое плохо?
Цель: учить отличать хорошее от плохого, учить разбираться в людях, правильно реагировать на замечания; искать выход из трудных ситуаций.
№ п/пМероприятия Форма проведения
1 класс
Друг познаётся в беде Игровая программа
Произведения В.А. Осеевой и Л.Н. Толстого о поступках детей Чтение и обсуждение
Не стесняйся доброты своей Этическая беседа
Как нужно отдыхать. Классный час
2 класс
Мой путь к доброте Путешествие
От чего зависит настроение. Классный час
Рыцарский турнир вежливых ребят Турнир
Как лучше поступить? Творческие игры
3 класс
Праздник дружбы, толерантности и доброты Праздник
Какому человеку можно доверять? Беседа-викторина
Да здравствуют вежливость и доброта! Утренник
Вежливость и хамствоКлассный час
4 класс
Старших надо уважать Классный час вместе с родителями
Спешите делать добро Беседа – игра
Хорошие и плохие люди Диспут
А можно ли это детям? Обыгрывание ситуаций
Люби, охраняй наш общий дом – планету Земля
Цель: учить видеть красоту природы, сохранять и оберегать её, развивать чувство ответственности в отношении к природе; учить разумно пользоваться дарами природы.
№ п/пМероприятия Форма проведения
1 класс
«Где обедал воробей?» Экскурсия на природу
О чём грустит осень Прогулка в школьный сад
«На лесной поляне» Викторина
Берегите природу! Праздник
2 класс
Дары осени Выставка поделок из природного материала
На поиски сказочной поляны Прогулка в лесу
Сюрпризы лесной полянки Игровая программа
Скоро птички прилетят! Беседа на прогулке
3 класс
Птичьи столовые Практическая работа
Перелётные птицы Утренник
Расцвели весной в саду цветочки Прогулка в ботаническом саду
Хлеб – всему голова! Классный час
4 класс
Будем охранять наши водоемы Экологический плакат
Сказка о снежном одеяле Прогулка в зимний лес
Весной наводим порядок на улице Трудовой десант
Мы в ответе за тех, кого приручили Экологический турнир
Спорт, забота о своём здоровье, соблюдение гигиены
Цель: учить соблюдать режим дня и правила личной гигиены, правильно одеваться, приобщаясь к спорту; развивать спортивные умения и навыки, интерес к спорту.
№ п/пМероприятия Форма проведения
1 класс
Банные сражения Игра
Гигиена тела. Не только платье красит человека Беседа
Безопасное колесо КВН по ПДД
«Мой весёлый звонкий мяч». Игры на воздухе
2 класс
Режим дня – основа жизни человека Беседа – игра
«Хорошо с горы катиться» Игры на улице
Как надо одеваться? Беседа с демонстрацией
Правила гигиены Беседа с мед.работником3 класс
Опрятная внешность Беседа-практикум
Режим дня – здоровый образ жизни Беседа с демонстрацией
«Самые ловкие и умелые» Спортивные соревнования
По морям, по волнам Игровая спортивная программа
4 класс
Игры на воздухе Игры на улице
Режим – это разумное распределение времени Классный час
Что может быть важнее здоровья Диспут
Правила поведения на воде Беседа
8. Взаимодействие классного коллектива с другими структурами
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, синкретизм и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. В первую очередь взаимодействие с учителями-предметниками:
- совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения;
- представление интересов своих воспитанников на педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями;
- включение обучающихся своей группы в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, совместная организация и участие в предметных неделях.Совместно с педагогом – психологом изучается индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации, интеграции в микро - и макросоциум. Координируется связь педагога-психолога с родителями, их консультативная, терапевтическая поддержка. При поддержке педагога-психолога анализируется развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников.
Большое значение имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.
В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях активное взаимодействие с Домом Культуры. Согласуя совместную деятельность, классный руководитель организует участие обучающихся своей группы в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время. Тесное взаимодействие с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребёнка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.
Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения детей, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознанию собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.
В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинского работника школы.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка, формирование общих подходов в воспитании, совместное изучение личности ребёнка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии ребёнка. Привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе школы, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребёнка в школе и за её пределами.
Взаимодействие с учреждениями спорта. Приобщение к здоровому образу жизни.
9. Ожидаемые конечные результаты
воспитание социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите
формирование личности, отвечающей современному уровню развития мировой и национальной культуры, включённой в активный созидательный труд;
воспитание у школьников уважения к подвигу отцов;
активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;
сохранение физического и духовного здоровья учащихся;
сплочённое в коллектив сообщество детей, с ценностно-ориентированной групповой деятельностью.
Литература:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 2008
2. Беликов В.А. Образ и логика в изложении курса «Педагогические теории, системы и технологии»: Пособие для студентов педагогических ВУЗов. Магнитогорск, 2007
3. «Педагогика временного детского коллектива»: Учебное пособие. Под ред. Э.В. Марзоевой. Владивосток, 2008
4. Воспитание личности в коллективе. – М., Центр «Педагогический поиск», 2009
5. Максименко Н.А. Спутник классного руководителя. 1 – 4 кл. Волгоград: Учитель, 2006
6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ «Сфера», 2008
7. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе: Методическое пособие. М., 2005
8. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! М.; ВАКО, 2006
9. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: «Академия», 1999
10. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2006
11. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2009
12. Аношина Н.И. С любовтю к родному городу: Патриотическое воспитание в начальной школе/ Н.И.Аношина// Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004. - №2. – с. 52-54
13. Баландина Е.Ю. Место фольклора в патриотическом воспитании. Специалист. – 2008. - №3
14. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект. – Волгоград, 2001.
15. Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине.. Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004. - № 5.
16. Зурабова К. Как воспитать защитника? // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 2.
17. Мазыкина Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности.// Внешкольник: Журнал. – 2002 - №5.
18. Патриотическое воспитание: Официальные документы // Школьная библиотека: Информационно-методический журнал. – 2003. - №4.
19. Рожков С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе. Пед.вестник – 2003. - № 12.
20. Строганова Л.В., Кербицкова Н.Л. Нам дороги эти позабыть нельзя. Классный час, литературная композиция, монтаж. Патриотическое воспитание младших школьников. Выпуск 3. – М.: Педагогическое общество России, 2005.