Воспитательная программа ОТЕЧЕСТВО для работы классного руководителя с учащимися начальной школы.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ОТЕЧЕСТВО»
(для учащихся начальной школы)
Составитель: Калинкина С.Е.,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ им. В.С.Юдина
с. Новый Буян м.р. Красноярский
Самарской области
2013 год
Содержание:
Пояснительная записка.
Информационно-аналитический блок:
2.1. сведения, предоставленные родителями;
2.2. рекомендации медицинских специалистов;
2.3. рекомендации психолога
2.4. педагогическая диагностика развития классного коллектива.
Практико-ориентированный блок:
воспитательная работа с детским коллективом;
интеграция с учебными и дополнительными образовательными программами;
3.3. сотрудничество с родителями воспитанников;
3.4. взаимодействие с субъектами воспитания.
4. Планируемые результаты реализации воспитательной программы.
5. Нравственный идеал личности учителя.
6. Библиография.
Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данилюк А. Я. и др.– М.: Просвещение, 2009
Государственная программа: «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2017 гг»
Конвенция о правах ребенка.
Воспитательная концепция программы.
Образование и воспитание – ключевые позиции, от которых зависит будущее как конкретного человека, так и целого поколения.
Во все времена все народы уделяли именно этим сферам особое внимание. От того, что положено в основу этих процессов, зависит не только успешность конкретной педагогической деятельности, но и успешность, благосостояние и нравственность целых государств. Ведь «истинная мысль – источник всех благ, а мысль ложная – источник ошибочной деятельности», причем во всех сферах.
Какие же основы позволяют сделать образование и воспитание несущими истинное просвещение, дающее неиссякаемый источник для развития всех полезных сфер деятельности как человека, так и государства в целом? Это духовность и нравственность. Только эти основы позволят нам сохранить новые поколения, а значит и Россию.
Выдающийся сын нашего Отечества, министр народного образования Российской империи, адмирал Александр Семёнович Шишков говорил: «Науки, изощряющие ум, без веры и без нравственности не составят благоденствия народного… одно обучение наукам не есть воспитание и даже вредно без возделывания нравственности».
Русский православный философ конца 19 века Иван Александрович Ильин писал: «Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он – бездуховный, безсовестный, безверный и безхарактерный – и начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем безсовестный грамотей»
Опытные педагоги свидетельствуют, что «упущенное обучение наукам можно восполнить впоследствии, но упущение своевременного образования духовных нравственных сил почти всегда бывает невозвратимо»
Совершенно очевидно, что в основе педагогической деятельности должно быть духовно-нравственное образование и воспитание.
Руководство классным коллективом, особенно в начальной школе, есть средство формирования и укрепления единства моральных ценностей, общей системы нравственных ориентиров общества, когда хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Труд классного руко-водителя не может носить формальный характер. С холодной душой исполнителя своих обязанностей «водить за руку» ребёнка нельзя! Классный руководитель для младшего школьника является сильной авторитетной личностью. В пределах школы учителю вручаются важные полномочия: передается родительская власть, он учит и воспитывает детей, наказывает и награждает, руководит ими, дает пищу уму и сердцу. Осознавая, что учитель имеет дело с детьми слабыми, неопытными и незащищенными, можно сделать вывод о колоссальном доверии к носителю этого высокого звания. Сколь же велика ответственность того, кто принимает на себя обязанности образования и воспитания детей!
Несомненно, СЕМЬЯ есть главное место воспитания человека, развития его духовных сил. ШКОЛА же, как расширение информационного пространства, есть важнейший этап непрерывного процесса воспитания.
Что есть «вос-питание»? Это питание души и сердца ребёнка разными образами: зрительными, слуховыми, осязательными. Полученные в-печатления (печать в сознании) позволяют делать собственные умозаключения, сообразуясь с которыми воспитанник действует, «ведёт себя» тем или иным образом.
Как вывод – имея определённую цель воспитания, необходимо строго выбирать содержание (образы), на котором будет реализовываться этот процесс.
Критическое отношение к изобилию информационного пространства считаю важной составлющей характеристики современного педагога.
Основная задача воспитания – не в наполнении памяти и не в образовании «интеллекта», а в зажигании сердца.
Структура программы.
Воспитательная программа «Отечество» составлена на основе системы общих педагогических требований, сформулированных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и в соответствии с возрастными особенностями детей 6,5 -11 лет (младший школьный возраст).
Цель: обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Задачи:
Создать условия для индивидуально-личностного развития каждого воспитанника на основе активной интеллектуально-познавательной и коммуникативной деятельности, приобщения к традициям.
Обеспечить единство формирования нравственных ценностей посредством интеграции содержания воспитательной программы и программ учебных предметов, внеурочной деятельности, допобразования.
Организовать социально-педагогическое партнёрство как необходимое условие расширения пространства духовно-нравственного развития личности.
Обеспечить условия социальной востребованности – добровольное и посильное включение воспитанников в решение реальных социальных, культурных и иных проблем семьи, школы, села.
Ключевая идея построения процесса воспитания в классном коллективе по данной программе есть воспитание любви к Отечеству.
Понятие «ЛЮБОВЬ» очень ёмкое, глубокое. Сюда, как производные, входят привязанность, послушание, забота, милосердие, ответственность, терпение, доброта, верность традициям; такие действия как отдавать, прощать, защищать, помогать, утешать, поддержать и многое другое.
Любовь к Отечеству начинается с любви к матери. В современном мире мы нередко встречаемся с потребительским отношением к родителям, это же отношение переносится на всё – друзей, школу, природу, страну. Потребительство делает человека несвободным, лишает радости.
Таким образом, воспитательный процесс в классном коллективе следует направить на развитие нравственных личностных качеств воспитанников, раскрывающих истинное понятие «любовь» и перечисленные выше.
Знакомство с культурой, народными и духовными традициями многонациональной России позволит ребенку понять нравственные ориентиры общества, а приобщение и эмоциональные переживания будут способствовать принятию судьбы Отечества как своей личной.
Содержание воспитательной программы определяет приоритетные направления развития личности: социально-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Жизнедеятельность воспитанников классного коллектива обеспечивается на основе следующих видов деятельности:
практические занятия;
беседы;
ролевые игры;
коллективное чтение книг;
викторины;
конкурсы;
тематические устные журналы;
реальные и виртуальные экскурсии;
праздники;
соревнования;
театрализованные постановки;
посещение театра;
посещение музея;
посещение библиотеки;
встречи с интересными людьми.
Педагогические технологии (совокупность форм, методов способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющих достигать поставленные воспитательные цели) используемые в воспитательном процессе:
коллективное творческое дело (КТД);
здоровьесбережение;
деловая игра;
сюжетная игра;
тьюторство;
моделирование ситуаций;
личностно-ориентированная;
проект.
С целью создания благоприятных условий для развития и саморазвития воспитанников организуется взаимодействие с разными субъектами воспитания: семья, дополнительное образование, музеи, театры, местный приход, воскресная школа, СМИ, и др. (см. п. 3.4)
Целенаправленный воспитательный процесс классного коллектива обеспечивается методами педагогической диагностики (подробнее см. п. 2.4.)
Реализация программы распределяется на этапы по годам обучения, последовательность которых изложена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (гл.3, стр.15):
I этап (1 класс) – «Семья»
II этап (2 класс) – «Народные традиции»
III этап (3 класс) – «Культура и духовные традиции многонационального народа России»
IVэтап (4 класс) – «Патриоты России»
Информационно-аналитический блок:
2.1. Сведения, предоставленные родителями:
на основании полученных сведений составляется социальный паспорт класса.
2.2. Рекомендации медицинских специалистов являются обязательными к выполнению.
2.3. Рекомендации психолога являются основанием для составления индивидуальных программ развития.
2.4. Педагогическая диагностика развития классного коллектива.
Российский ученый-педагог К.Д. Ушинский обосновал важнейшие теоретико-методологические положения педагогической диагностики и. обращаясь к педагогам, рекомендовал: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со своими слабостями и во всём его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми великими требованиями… Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда он будет в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, а средства эти огромны».
Существенный вклад в разработку содержательных и методических основ педагогической диагностики внес представитель физиологического направления в педагогике Н. И. Пирогов. Характеризуя процедуру постановки педагогического диагноза применительно к отклонениям в поведении учеников, Николай Иванович отмечал: «…для этой цели я предлагаю воспитателям завести у себя карманные журналы, в которых бы отмечали … все замеченные ими поступки учеников, их образ мыслей и т.п., … если поступок не описан подробно, и если ни слова не будет упомянуто о сопровождавшей его обстановке и о других, по-видимому, мелочах, но тем не менее характеристических обстоятельствах, то потом … трудно будет судить о мотивах проступка и трудно будет узнать, что было его причиной: легкомыслие, темперамент, предшествовавшее воспитание или испорченность воли».
Приведенные слова выдающихся ученых раскрывают для воспитателя суть, смысл и сам процесс педагогической диагностики.
По алгоритму последовательности определяем:
Предварительная диагностика – понять исходное состояние сформированности того или иного качества, характеристики;
Промежуточная диагностика – оценить эффективность воспитательных воздействий, спланировать коррекцию дальнейшей работы;
Итоговая диагностика – выявляем достигнутый уровень.
Научный подход к педагогической диагностике определяется следующими характеристиками:
Необходимость и достаточность;
Целенаправленность (не к ученику, а к конкретному качеству);
Планирование;
Объективность (научно обоснованное содержание диагностического инструмента и дружеское отношение ко всем учащимся).
Методы педагогической диагностики:
Наблюдение;
Беседа;
Анкета и опросник;
Моделирование ситуаций;
Социометрические и проективные (рисунок) методы;
Анализ документов и работ воспитанников;
Метод незаконченных предложений;
Рисование;
Ведение дневника наблюдений за ребенком;
Конкурсы, выставки (степень активности, самостоятельности, способы коммуникации).
Оценивать результаты духовно-нравственного развития и воспитания очень сложно. Результат – это принятие человеком конкретных духовных ценностей идей или правил. Механизм этого процесса обеспечивают определенные средства: осмысление ценности (через слово) и практические действия на их основе (конкретная ситуация), то есть принятие на словах, как знание и на деле, как собственный поступок. Последнее и будет являться РЕЗУЛЬТАТОМ.
Принятие духовных ценностей на словах поддается проверке в виде письменных диагностических работ (не подписанных учащимися). В них предлагаются оценить те или иные жизненные ситуации, сказать о том, как поступили бы сами.
Принятие ценностей на деле можно оценить только в ходе наблюдения и самооценки (рефлексии).
3.Практико-ориентированный блок.
3.1. Воспитательная работа с детским коллективом:
I этап (1 класс) – «Семья»
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Классному руководителю необходимо построить педагогическую работу таким образом, чтобы для первоклассника воспитательное пространство «семья – школа» было единым. Это очень важно для формирования нравственных качеств личности ученика. Максимальное вовлечение родителей как социально-педагогических партнеров обеспечит полноценность воспитательного процесса.
Реализация воспитательного ресурса:
«Труд в моей семье», «Мама – слово дорогое», «Профессии наших родителей», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Моя семья и наши традиции», «Богатырские наши правила», «Если б не было Земли, где б росли и я, и ты?», «Нет в России семьи такой, где ни памятен был свой герой», «Моя родословная».
Формы работы определяются классным руководителем в планировании текущего этапа.
II этап (2 класс) – «Народные традиции»
Традиции, ценности, особые формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Реализация воспитательного ресурса:
«Школьный музей – хранитель истории села», «Мамина колыбельная», «Голубые очи Буяна», «Моя малая родина», «Наше село в годы великой Отечественной войны», «Гостеприимство как народная традиция», «Поклон как народная традиция», «За други своя», «Традиции разных народов», «Масленица в произведениях живописи, литературы, музыки», «Народная ярмарка»
Формы работы определяются классным руководителем в планировании текущего этапа.
III этап (3 класс) – «Культура и духовные традиции многонационального народа России»
Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
Реализация воспитательного ресурса:
«Музеи района и губернии», «Образ мамы в произведениях искусства», «Святые места Поволжья», «История нашего села – подземная церковь», «Традиции празднования Рождества Христова», «Традиции воспитания детей на Руси», «Пасха», «Страна, в которой я живу», «День славянской письменности и культуры».
Формы работы определяются классным руководителем в планировании текущего этапа.
IVэтап (4 класс) – «Страницы истории Отечества. Патриоты России»
Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Реализация воспитательного ресурса:
«Святой преподобный Сергий Радонежский», «Образ Матери в православной культуре», «Богатыри – защитники Руси», «Первые книги на Руси», «Защита Отечества: от князя Владимира до наших дней», «Михаил
Васильевич, спасибо от потомков Ваших мы Вам шлем (о Ломоносове)», «Готовь сердце к подвигу», «Великие сыны России»
Формы работы определяются классным руководителем в планировании текущего этапа.
Традиционные ежегодные события в жизни классного коллектива:
«Бессмертный полк», «Неделя детской книги», «День православной книги»; акции «Покормите птиц зимой», «День птиц весной», «Чистое
село»
Организация работы по самоуправлению, здоровьесбережению, охране труда.
3.2 Интеграция содержания воспитательной программы «Отечество» с программами урочных предметов, внеурочной деятельности и дополнительного образования обеспечит единство взглядов и действий при формировании и принятии учащимися нравственных ценностей.
При анализе вышеперечисленных программ определяем единые содержательные линии:
Русский язык: развитие речи по описанию «Храма Покрова на Нерли», по картине Рериха «Заморские гости», работа с пословицами и поговорками; тема бережного отношения к слову.
Литературное чтение: «Житие Сергия Радонежского», «Былины об Илье Муромце», «Поэтические тетради».
Окружающий мир: «Страницы истории России», «Куликовская битва», «Мастера печатных дел», «Патриоты России», «М.В.Ломоносов», «Великая Отечественная война и Великая Победа».
Музыка: «Россия-родина моя», «На великий праздник собралася Русь!», «О России петь – что стремиться в храм», «Святые земли Русской», «Илья Муромец», «Кирилл и Мефодий», «Светлый праздник», «Народные праздники», «Рассвет на Москве-реке».
Изобразительное искусство: «Народные праздники», «Материнство», «Мудрость старости», «Сопереживание», «Герои – защитники».
ДЮЦ ТО «Основы православной культуры»: праздники «Рождества Христова» и «Пасхи», «Святые защитники Отечества»
3.3. Сотрудничество с родителями воспитанников.
Семья – главное место воспитания человека, развития его духовных сил. Период школьного обучения – важнейший этап непрерывного процесса воспитания.
В соответствии с этим следует уделять большое внимание проблеме согласования школьной и семейной среды воспитания. Мотивировать семьи воспитанников на активное участие в жизни классного коллектива.
Полноценная сформированность нравственных качеств личности возможна только при единстве взглядов всех субъектов воспитания.
Тематические родительские собрания:
«Развитие речи и образование ума ребенка»
«Отрочество – приход к разумной самостоятельности»
«Семейные ценности и традиции – основа воспитания ребенка»
«Традиции воспитания детей на Руси»
«Послушание как средство преодоления многожелательности»
«Что есть истинная свобода?»
«Кто главный воспитатель моего ребенка?»
«Образы святых защитников Отечества как источник духовно-нравственного воспитания»
3.4. Взаимодействие с субъектами воспитания.
Субъектами воспитания являются: семья, общественные организации, религиозные объединения, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средства массовой информации.
Цель взаимодействия – совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Реализация воспитательного ресурса:
мотивировать семьи воспитанников на активное участие в жизни классного коллектива;
представители Казачьего войска, проживающие в селе;
сельская библиотека;
ДК «Россия»;
социально-реабилитационный центр;
дошкольное отделение ГБОУ СОШ им. В. С. Юдина;
СП «Детско-юношеский центр» ГБОУ СОШ с. Красный Яр
Самарская филармония;
Музей Красноярского района;
местный приход храма в честь «Казанской иконы» Божией Матери и воскресная школа;
замечательные, творческие люди нашего села и не только (встречи);
школьная газета «Отражение», районная газета «Красноярские новости», журнал «Православная радуга».
Планируемые результаты реализации воспитательной программы:
личностные:
иметь желание «становиться лучше»;
поступать согласно своей совести, быть разумно самостоятельным;
уметь формулировать собственные нравственные обязательства;
уметь осуществлять нравственный самоконтроль;
требовать от себя выполнения моральных норм;
поступать и действовать самостоятельно на основе морального выбора;
давать нравственную оценку поступкам;
принимать ответственность за результат.
социально-значимые:
сознавать себя гражданином России;
верить в Россию, свой народ;
испытывать чувство личной ответственности за Отечество;
ценить свой национальный язык и культуру, уважительно относиться к языку и культуре других народов.
«Воспитать» - значит сделать из ребенка не преуспевающего человекоугодника, а духовно зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером.
Нравственный идеал личности учителя.
«Нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный – и потому великий» С.А.Рачинский (русский православный педагог)
Учитывая высоту и важность должности учителя, каждый, кто готовится к этому жертвенному служению, прежде всего должен понять, имеет ли он призвание к такого рода деятельности.
Учитель, имеющий призвание, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден любовью детей, уважением и сердечным расположением родителей, внутренней животворящей и укрепляющей радостью. Ночью и днем будет думать он о своем деле, в которое вкладывает душу, в смирении и скромности будет совершать он свой подвиг, добровольно взятый на себя.
Дети много заимствуют от людей, с которыми находятся в постоянном общении. Воспитание состоит не в одних наставлениях, которые дети часто пропускают и которые действуют только на ум. Но более всего – в личном влиянии учителя, в его живом примере, в его личных качествах, которые так или иначе обнаруживаются в процессе его жизни и деятельности. Наставник часто гораздо сильнее действует на ребенка безмолвным поучением своими делами, чем словами. Более всего учитель воспитывает не методами и приемами, а самой своей личностью, и происходит это вполне безсознательно: и учитель, и ученик могут не осознавать, насколько глубоко черты учителя оставляют свой след в ребенке. И при этом влияние оказывает не то. К чему мы призываем, а то, что мы на самом деле есть: наши вкусы, привычки, оценки и многое другое. В школе невозможно никакое педагогическое притворство. Наши немощи и пороки повторяются в наших учениках – об этом надо знать и помнить.
Учитель должен знать свои достоинства и недостатки, верить в себя и свое призвание и при этом проявлять глубокое смирение перед великой глубиной и тайной личности ученика.
6. Библиография
Маслов Н.В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания.: - М.: Самшит-издат. 2013.
Шишков А.С. Рассуждение о любви к Отечеству.// Шишков А.С. собрание сочинений и переводов: в 17-и тт. Т.4. СПб., 1825.
Игумен Георгий (Шестун). Православная педагогика. Издание 4-е. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2010.
Данилюк А. Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009
Осетрова Л.Д. Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя. Журнал «Воспитательная работа в школе» №6 (2003), №1 (2004)
Сайт «Фестиваль «Открытый урок» 1 сентября»
Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. – М., 1990. – т.5.-с.15. 42
Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. Т.2. Кн. 2. – М.: «Русская книга», 1994.