Урок в 10 классе по истории Пётр Первый-чудо или чудовище?
Предмет: история
Класс: 10
Тема урока: Пётр I – «чудо или чудовище»?
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: ролевая игра как форма защиты проекта по истории.
Автор урока: Е.В. Исайкина, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ д. Вахонино Конаковского района Тверской области
Оборудование и оформление урока:
Компьютер, проектор, экран
Элементы внешнего вида представителей петровской эпохи (дворянина, дворянки, солдата, купца, священника, крестьянина)
Презентация
Предварительное задание: обучающиеся получили задание в форме выполнения проекта по истории эпохи: подготовить выступления от имени представителей эпохи Петра I (тексты выступлений и элементы костюма). Учитель помогает обучающимся: проводит консультации по текстам выступлений от имени представителей петровской эпохи. К изготовлению элементов исторических костюмов можно привлечь учителя технологии.
Предметные цели урока:
попытка понять петровскую эпоху, выразить своё отношение к ней.
Ход урока:
I этап – мотивация учащихся, постановка проблемы, целеполагание (5 мин.)
Учитель демонстрирует изображение знаменитого памятника Петру работы французского скульптора Этьена Фальконе и читает отрывок из пушкинской поэмы «Медный Всадник»:
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы,
На высоте уздой железной,
Россию поднял на дыбы.
Предлагает вопросы для обсуждения: Всем понятно, что «Медный всадник» - это Пётр. А кого олицетворяет «Гордый конь»? Как вы понимаете смысл трех последних строк процитированного отрывка? (Изменения в России в 1-ой четверти 18 столетия произошли по «железной» воле Петра).
В своём вступительном слове учитель подчёркивает, что личность Петра Великого является настолько яркой и выдающейся, что она как магнит привлекает к себе исследователей, писателей, историков. Ведь суть споров о Петре I – судьба России, её исторический путь. Учитель обращает внимание обучающихся на эпиграф к уроку: «…Что такое Петр? Чудо или чудовище?…» (Д. Мережковский, «Грядущий хам”, 1906 г.).
Учитель задаёт ряд вопросов, которые подводят обучающихся к формулированию проблемы, цели и темы урока: Так кто он, Пётр? Царь-преобразователь, великий реформатор, двинувший Россию на европейский путь или жестокий тиран, столкнувший Россию с её традиционного пути развития, насадивший продажную бюрократию и укрепивший систему крепостничества?- и предлагает решить проблему урока через ролевую игру, погружаясь в эпоху через выступления представителей сословий того времени.
II этап – ролевая игра в форме выступлений учащихся от имени представителей петровской эпохи и обсуждение информации, содержащейся в рассказах (30 мин.)
В начале ролевой игры учитель может произнести слова от имени Петра I: Почему я решил изменить Россию? Стыдно и больно мне за державу было. Промышленности не было никакой. Железо из Англии везли. Армии не было, войско стрелецкое ненадёжно. Флота не было. Да и плавать было негде. Бояре, как затворники, дома сидели, рукава да бороды до полу свесив. Жёны и дочери их вовсе на людях не показывались. Счёт лет вели от сотворения мира. Ни газет, ни театра!!! Сонное царство!
Далее ученики представляют результаты своей работы над предварительным заданием к данному уроку: в костюмированном виде выступают от имени представителей эпохи Петра I. После каждого выступления учитель организует обсуждение текста, так как в конце урока обучающимся предстоит решить сложную проблему: как относились к деяниям Петра его современники? Кем он был для них: «чудом» или «чудовищем»? Как нам, его потомкам, оценивать эту эпоху?
Варианты текстов выступлений учеников от имени дворянства, купечества, духовенства, крестьянства (Приложение 1).
III этап – обобщение и систематизация знаний (7 мин.)
Учитель побуждает учеников задуматься над вопросом, поставленным в начале урока словами Мережковского. В связи со сложностью проблемы можно заранее приготовить высказывания, передающие различные оценки эпохи Петра I, и предложить ученикам выбрать из предложенных высказываний наиболее близкую им позицию, сложившуюся у них в результате работы на уроке.
Примеры оценочных высказываний:
- Пётр I был гениален и деятелен, но также был и груб, деспотичен. Со своими подданными обращался как с рабами. Многие реформы можно было бы в последующем провести мирным путем, без столь больших жертв и лишений.
- Я считаю, что Пётр I явился вовремя. Именно такой преобразователь и нужен был России – молодой и сильный, напористый и волевой.
- Именно благодаря огромной преобразовательной деятельности Петра Россия сумела встать в один ряд с ведущими странами Западной Европы.
- Мне кажется, что Пётр I чрезмерно подражал Западу. Он хотел изменить Россию в слишком сжатые сроки, а так не бывает.
- Пётр – “работник на троне”, неутомимый труженик. Он служил примером для своих подданных. И я одобряю все его преобразования.
После высказываний обучающихся учитель делает общий вывод по проблеме урока и подчёркивает, что однозначного решения не существует, споры вокруг личности Петра I будут продолжаться и впредь, но неоспоримо, что Пётр I изменил ход развития России и определил его перспективы на долгие годы. Можно использовать высказывания историка Н.М.Карамзина о деяниях Петра («Сильною рукою дано новое движение России, мы уже не возвратимся к старине») и слова М.Горького: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо».
IV этап – подведение итогов урока
Приложение 1
Варианты текстов выступлений учеников
от имени дворянства, купечества, духовенства, крестьянства
Рассказ дворянина
Мы, шляхетство, есть опора и главный объект забот Петра. Истинно государь говорит: не ленись, учись, служи, дело своё делай со всем усердием. Честь по делам. А вставать приходится засветло, так как государь, Петр Алексеевич, с 4-5 часов утра уже на ногах. Иногда помолиться не успеваю, все надо по службе хлопотать. А в коллегиях никакого почтения к нашим старым родам. Какой-нибудь начальник из захудалых не только указывает, но и покрикивает на тебя. Получить повышение можно только примерной работой. Вот и стараюсь. Да вот опасаюсь: не могу язык одолеть. Велено мне по-немецки учить. Все отроки дворянские в обучении. А иначе в «дураки» зачислят и жениться не разрешат. А до этого обид и позора моего не счесть. Бороду обрезал, штаны короткие, до колен - кюлоты называются. Жён наших нарядили - такого срама никогда не видывал! Плечи голые, юбки немыслимой ширины. Царь-батюшка всем нам велит гостей принимать: развлечь их, табаком и трубками угостить. А кто хочет, в шахматы играет и кофе пьет. А еще на ассамблеях танцуют. Сам государь танцует и всех до полного изнеможения доводит. Дай Бог здоровья и долгие лета государю нашему Петру Алексеевичу!
Рассказ дворянки:
Сильно наша жизнь изменилась. Раньше-то как было. Всё сидели в горнице своей день-деньской, кроме матушки да нянюшек никого не видали. Одно развлечение – в воскресенье в церковь. Да и то ничего толком не разглядишь, покрывало на голове тяжелое, вуаль на лице. А потом Петр Алексеевич ослабил суровость обычаев русских: велел батюшке нас гостям показывать. Попервости очень страшно было, мы даже плакали: ведь ни войти, ни сказать - ничего не умели. А нам разрешили принять участие не только в пиршестве, но и в танцах. Потом попривыкли немного. Даже когда на ассамблею первый раз повезли, не сильно-то и испугались. Батюшка купил нам кому венгерское, кому немецкое платье. С прическами сильно пришлось повозиться, долго не получалось. А княжна Голицына наняла себе француза, язык изучает, манеры всякие. И правильно. Без этого нынче и жениха хорошего не сыщешь. Пётр Алексеевич запретил нас силком замуж выдавать и назначил срок до свадьбы в 6 недель, дабы жених и невеста могли распознать друг друга. А ещё государь наш батюшка спас нас от заточения в монастырь, если мужу неугодны будем. А в целом мы быстро привыкли. Балы, ассамблеи – как будто всегда так было. Неохота уж в старую-то горницу возвращаться.
Рассказ купца:
Раньше своих крепостных-то у меня не было. Приходилось бродяг каких-то в работники нанимать, чтобы кожевенным делом заниматься.
А потом царь наш, Петр Алексеевич, в силу вошёл. Стал армию набирать. Много ему кожи потребовалось: для барабанов, для мундиров, для сапог… Вот он и создал казённую кожевенную мануфактуру, прикрепил к ней тысячу крепостных, некоторые работали даже прикованные цепью. А я разорился сразу же: где мне с мануфактурой-то тягаться. Но не пропал. Торговля сильно в гору пошла. Вот и я подрядился.
Особенно тем хорошо, кто к царю поближе. Демидова возьмите в пример. Сколько заводов на Урале с царского-то благословения открыл. Соизволяется всем... какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить … всякие металлы... Позволяется... для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно... дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно. Вот и я купил. Так что и нам, обыкновенным купцам, жить можно. Хоть и приходится по приказу Петра Алексеевича вместо воза товаров везти целый воз булыжника для того, чтобы мостить камнем улицы града на Неве.
Ну, а честно сказать, нашему брату купцу лучше в тех странах, где государи не могут по своей воле всё сотворять. Ну да что поделаешь, в России живу: может, удастся льготы получить, а коли повезет, в дворяне выйти.
Рассказ крестьянина:
Кто царь Пётр? Ведомо – Антихрист. Но он царь и послан Богом, стало быть, грехи на нас тяжкие, терпеть должно. Хотя некоторые говорят, что Петра подменили, иначе бы он не опустошал страну. И к нам относится не как отец родной. Сначала нас силком отправляли в Воронеж корабли строить, потом тьму тьмущую народу направили на строительство Сан-Питербурха, каналов. И войны бремя на наши плечи: барщина, оброк, новые повинности, громадные налоги. Подушную подать ввёл народу на изнурение. Народ голодает, крестьяне мрут, как мухи. Деревни опустели. Староверов преследуют. Люди бегут в леса, собираются там в шайки, нападают на усадьбы… Самые ловкие бегут подальше: либо в Сибирь, либо на Дон. И всё потому, что не под силу нам платить такие налоги. Кондратий Афанасич Булавин попытался за нас заступиться да сам и поплатился за дело народное. Очевидцы рассказывают: хрустят кости, людей вертят на дыбе, сажают на кол… Эх, судьба наша тяжкая. А ведь при Софье её фаворит Голицын замышлял нас освободить.
Рассказ солдата:
Я ведь из детей стрелецких. А как стрельцы государю нашему кровушку попортили – то всем на Руси ведомо. По счастию, родитель мой в крепостные-то не попал, а что до меня, то я сразу в рекруты подался. А что, я ведь не увечный, не опорочен преступлением, да и не дурак. И дисциплину сразу признал. А то сам видел, как рекрутам на левой руке выкалывали кресты и натирали порохом, чтоб как сбежит, изловить скоро. Постепенно стал понимать, что нужно царю сочинить армию свою, чтобы неприятельские силы опровергнуть и на море, и на суше. Солдат же побеждать должен. И коль доля его такая, доля эта чести требует. А в награду сладка победа приходит. До сих пор помню слова государевы накануне славной битвы Полтавской, к российскому воинству обращённые: «…оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродится России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя выти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский…». Не опозорили мы тогда своей головы.
Рассказ священника:
Пётр – антихрист! Пугает его самостоятельность церкви! Не любит он великорусских архиереев. А про монахов говорит, что они чужие труды поедают. Равнодушен Пётр к делам веры. Более 20 лет без патриарха живём! Война у царя на первом месте. А как потерпит неудачу, то думает, что это мы своими проклятьями ему противодействуем. Чувствует, что много среди нас его противников. А за что его любить? Разрушил старый московский строй, обычаи московские запретил! Сошёлся с еретиками-немцами. Во время Свейской войны после Нарвы снял колокола с церквей! Потом решил церковь себе подчинить: создал Духовную коллегию, посадил туда одних малороссов!
А вот цесаревич Алексей нас слушал, а батюшка за беседы с попами и чернецами извел его - надежду нашу цесаревича. Испортили, говорит, сына мне. Припомнил он нам и то, что поддержали когда-то сестру его, Софью. Отомстил нам за измену эту! ох, отомстил!