Конспект урока по литературному чтению Сказка о попе и работнике его Балде 4 класс

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» в 4 а классе.
Цели:
1.  Закрепить знания учащихся сказок А.С. Пушкина
2.  Познакомить с историей создания «Сказки о попе»
3.  Формировать у учащихся тип правильной читательской деятельности
4.  Развивать интерес к чтению, образное мышление, память, речь
5.   Воспитывать уважительное отношение к прошлому своего народа, нравственные качества личности.
Оборудование:
Ход урока
I. Орг. момент
- Наш урок мне хочется открыть стихотворением:
Все дети мира любят
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
II. Речевая разминка

- В какой сказке мы окажемся, вы скажете после речевой разминки. Повторите скороговорку (медленно, хором, затем темп ускоряем.)
Променяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят.
Пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
- Где происходит действие в скороговорке? (На базаре)
- В начале какой сказки А.С. Пушкина мы тоже оказываемся на базаре? (В "Сказке о попе и работнике его Балде")
- Сформулируйте тему урока. (А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)
- Сегодня мы окунёмся в замечательный мир сказок А.С. Пушкина. К уроку я подобрала эпиграф (читаем вместе)
Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
III. Постановка проблемы
- Какая идея заключена в эпиграфе? ( Оценивая поступки героев, мы узнаем, чему учит эта сказка)
- Сказка была написана 1830 году. При жизни поэта сказка не печаталась. Впервые она была напечатана В.А. Жуковским в 1840 году. Но по цензурным причинам Жуковский заменил попа на купца. Сказка начиналась так: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму». Только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений сказка была напечатана по рукописи Александра Сергеевича.
 IV. Работа над темой урока.
- Какая это сказка? - авторская, бытовая.
- "Сказка о" – прямая наследница народной сказки. Она написана  ярким, выразительным, простым, близким к народной речи языком. Вы прочитали дома сказку. Какие устаревшие слова вы нашли?
1. Словарная работа.
Давайте прочитаем значение некоторых таких слов.
Оброк – денежный или натуральный сбор.
Супостат – противник, враг
Толоконный – сделанный из овсяной немолотой муки.
Полба - разность пшеницы, каша из нее.
Розь – разные, различные
Подворье – дом с хозяйственными постройками
2. Работа над образами героев.
- Назовите героев сказки. (Балда, поп, бесы). -Заполняем таблицу.
У одного героя есть интересное имя, не Федул, не Иван- дурак, как народных сказках. Почему автор даёт ему имя Балда? С помощью имя автор уже создаёт образ.
3. Обратимся к словарю.
Слово балда имеет два значения:
1).бран., прост. "бестолковый, глупый человек";
2). спец. "тяжелый кузнечный молот".
В говорах балдА - «долговязый и неуклюжий дурень»
У Пушкина Балда - личное имя, возможно, под влиянием многочисленных сказок о глупцах пушкинского Балду стали смешивать с дурнем народной сказки.

- Чтобы лучше узнать произведение, понаблюдаем за героями и дадим характеристику. Ведь при помощи настроения героев Пушкин постарался передать образы героев.
4. Чтение первой сцены сказки по ролям.(поп,Балда, автор)
- С какой целью отправился поп на базар? (Искать работника)
- Какого работника ищет поп? Прочитайте. «Не слишком дорогого »
- Что на базаре делал Балда? (Ходит без дела, может и денег нет у него.)
- Почему Балда согласен работать за проживание, пищу и 3 щелка? (хотел проучить, возможно ему негде жить)
- Поп сразу согласился? Прочитайте. «Призадумался поп, стал себе почёсывать лоб »
- Чего поп боится? ( Расплаты)
- Что заставляет попа согласиться на эти условия?
- Прочитайте. На что понадеялся поп? « На русский авось »
5. Обратимся к словарю.
В словаре В. И. Даля слово "авось" уже называется частицей и дается лексическое значение "может быть, станется, сбудется, с выражением желания или надежды". Приводятся русские пословицы, где дается данное слово с этими лексическими значениями:
Авось Бог поможет.
Авось - вся надежда наша.
На авось мужик и хлеб сеет.
Держись за авось, поколе не сорвалось.
(Автор изображает его глупым, жадным)-запишите в таблицу.

- Как проявил себя Балда в поповском доме? (Веселый, трудолюбивый, уверенный) – запишите в таблицу.
- Всем Балда нравится, а каким показан поп? (Трусливый) – запишите в таблицу.
-Какую службу заказал поп Балде? (невыполнимую, набожный человек не станет водиться с нечистой силою)
-Какие черты проявил герой в этой ситуации? (смелость, верен своему слову, "Буду служить")– запишите в таблицу.
6. Физминутка.
7. Просмотр отрывка м\ф.1956г (2 минуты)
– Появляются новые герои  в сказке – бесы. Это злая нечистая сила. Но Балда вступает с ними в борьбу и побеждает их.
(Вот из моря вылез старый Бес:
«Зачем ты, Балда, к нам залез?»
**************************
Экого послали супостата! Подожди-ка моего меньшого брата».)
8. Беседа после просмотра м/ф
- Какие человеческие качества помогли Балде победить? (ум, смекалка, находчивость) – запишите в таблицу.
- Каким автор показывает бесёнка? (жалкий, глупый, наивный) подтвердите текстом.
- Прочитайте как Балда вернулся с победой. Почему он рад? (всё получилось, накажет попа)
- Прочитайте как ведет седя поп завидя Балду? (боится?) Почему? (Балда –сильный, молодой, здоровый парень)
9. Ответ на основной вопрос урока
- Какими словами автор заканчивает сказку? «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»
- Какой хотел дать урок автор? (Сказка учит не жить за чужой счет, быть трудолюбивым и щедрым.)
- Назовите основной закон сказки. (В сказках добро побеждает зло).
- Прочитайте характеристики, которые у нас получились в таблице.
ПОП
БАЛДА
БЕСЫ

жадный
глупый
беспечный
трусливый
весёлый
трудолюбивый
уверенный
смелый
находчивый
верен данному слову
глупые
наивные
жалкие









- В чьём лице изобразил добро и зло Пушкин? (Зло- в лице ленивого и жадного попа.
Добро- в лице веселого и трудолюбивого Балды.)
-Добро победило зло? (да)
- А почему нам не весело?
- На протяжении всей сказки автор говорит: " Поп ",- и только один раз в конце – "старик". Какие чувства вызывает само слово старик? (жалость, беспомощность, слабость)
-Подтвердите текстом настроение автора, о его отношении к попу (Вышибло ум у старика)
-А правильно поступил Балда? Должен ли так поступать идеальный герой? Можно было простить попа и не проявлять жестокость или надо было проучить попа? Поп уже себя наказал. Он всё это время жил в страхе. Найдите слова в начале текста.
(Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит: Лоб у него заранее трещит.)
- Не только в этой сказке Пушкин даёт нам помыслить о милосердии и прощении.
IV. Работа в паре с заданием на карточках.
- На уроках мы знакомились со сказками Пушкина. Впишите названия сказок ("Сказка о царе Салтане", "Сказка о рыбаке и рыбке") в утверждение и сравните его с собственной позицией. Выслушайте своего товарища.
"Сказка о попе и работнике его Балде" учит: умейте прощать
"Сказка о ________________________"говорит: и тогда все будут счастливы
"Сказка о_________________________"предостерегает: но прощение не должно превращаться в покорность.
VI. Итог урока. Вернёмся к эпиграфу.
- Какую мысль пронёс Пушкин через эти сказки? (умейте прощать, но прощение не должно превращаться в покорность).
- А вы согласны с этим утверждением? Почему? ( Зло порождает зло.)
- Какие УУД формировали?
(Самостоятельно высказывали предположения. Перерабатывали информацию,
представленную в форме текста в таблицу. Самостоятельно отбирать и сопоставлять
информацию из словарей. Пользовались разными видами чтения.)
VII. Домашнее задание.
Найдите в сказке пословицы и поговорки.
Ест за четверых, работает за семерых.
Думу думать.
Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив.
На русский авось
Попляши-ка ты под нашу балалайку.

















Самоанализ урока
      
Урок построен согласно методики Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой, целью которого является обучение детей вдумчивой работе с художественным текстом:
Урок литературного чтения проводился в 4-м классе среднего уровня обученности и являлся заключительным уроком по изучению "Сказок" А.С. Пушкина. На предыдущих уроках изучались "Сказка о царе Салтане", "Сказка о рыбаке и рыбке". Последний урок - это размышление над нравственными проблемами в "Сказке о попе и работнике его Балде", которая была прочитана дома.
 Восприятие и осмысление материала во многом основано на жизненном опыте учащихся.
Через эпиграф сформулировали целеполагание и проблемные вопросы. Проверка Д\З( Что такое сказка? Какими они бывают?). Проследили связь героев сказок фольклорных и литературных (традиции)
а) работа с текстом до чтения (знакомство с фамилией автора, заглавием, иллюстрациями, историей создания, работа с устаревшими словами и др.);
б) работа с текстом во время чтения (чтение вслух, самостоятельное чтение, объяснение и уточнение значений слов, ответы на вопросы учителя, беседа по содержанию текста, видеофрагмент - работа над языком, характерами героев и пр.)
в) работа с текстом после чтения (ответ на проблемный вопрос к тексту в целом, ведущий к пониманию замысла автора, беседа по проблеме урока, выполнение задания в паре).
Работа по обогащению словаря учащихся, знакомство с новой лексикой строилась с помощью толкового словаря.
Итог урока проведен на основе прочитанных ранее сказок А.С. Пушкина.

     Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
     Форма урока: урок-размышление.
     Цели урока:
- учить понимать смысл поступков, духовные ценности, нравственные законы, по которым живут  герои "Сказки", понимать людей и самих себя, видеть взаимосвязь событий и характеров;
- создать условия для формирования  умения  анализировать текст с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики;
- развивать коммуникативные навыки, сопоставлять различные точки зрения, в том числе и авторской, и аргументировать собственные суждения.
      Для достижения целей урока использовала технологию проблемного обучения (создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся), развития критического мышления (развитие мышления путем наложения новой  информации на жизненный личный опыт и осмысление этой информации с целью самосовершенствования и саморазвития), ИКТ технологии (компьютерная презентация). Для развития у школьников способности понять проблематику произведения, характер и поступки героев, авторский замысел, позицию другого человека и выразить собственное мнение считала эффективным метод эмпатии (вживания), «вчувствования» человека в состояние другого объекта. Методы синектики  и «мозгового штурма», развивающие креативность мышления, поиск нестандартных путей решения проблемы, применяла для разностороннего анализа поступков героев, для обогащения творческого и личностного опыта учеников. Методом дискуссии воспользовалась с целью предоставления обучающимся возможностей для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе.
      На всех этапах урока я старалась формировать для детей атмосферу  психологического комфорта системой поощрения работы учеников, созданием ситуации успеха и свободного выбора. Такие условия положительно повлияли на активность учеников, мотивацию познавательной деятельности. На основе личных ассоциаций, комментария высказывания писателя, имеющихся знаний и субъективного опыта формировала умение детей осуществлять поиск и отбор нужной информации, формулировать свою позицию, строить понятные для собеседника высказывания. Для организации итоговой работы использовала парную форму обсуждения вопроса в виде записей на карточке с последующим озвучиванием, чтения по ролям эпизода произведения.
     Ответ на проблемный вопрос урока позволил каждому ученику выразить свое отношение к поступкам героев, пропустить их сквозь собственные нравственные ценности, приобрести для себя социально значимый опыт жизни.
 
      Оценивание работы учеников на уроке проводилось методом наблюдения (оценка за урок – средний балл по оценкам за работу на каждом этапе урока), взаимооценки (при работе в парах), самооценки.
       Цели и планируемые результаты обучения на уроке достигнуты.
Личностные УУД:
- иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;
- формировать познавательную и социальную мотивацию;
- давать оценку действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;
- стремиться к самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.
Регулятивные УУД:
- планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы;
- прогнозировать и оценивать поступки героев  художественного произведения в соответствии с ситуацией;
- устанавливать последовательность событий в тексте;
-осваивать способы пошагового, итогового контроля по результату (работа с таблицей "характеристика героев").
Познавательные УУД:
- выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;
- формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации, находить нужную информацию с помощью текста;
- формулировать личные, нравственные проблемы и самостоятельно искать способы их  решения;
- классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;
- создавать произвольное и осознанное высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД:
- умение участвовать в продуктивном  диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;
- понимать смысл текста, поступки героев, авторскую позицию;
- адекватно воспринимать  предложения и оценку учителя, одноклассников;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- сотрудничать в совместном решении проблемы.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515