Конспект урока литературы в 5 классе по роману Д.Дефо Робинзон Крузо Матрохина Е.И.
Конспект урока литературы по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Учителя Матрохиной Е.И.
Тема: человек на необитаемом острове.
Цели:
Осмыслить драматизм борьбы Р. Крузо за существование на необитаемом острове.
Определить собственное отношение к герою, ситуации, в которой он оказался.
Осознать, что жизнь Р. Крузо на острове – это гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Уяснить роль деталей, роль повествования от первого лица.
Слово учителя. Ситуация успеха.
Постановка целей учащимися и коррекция их учителем.
Проблемный вопрос – Благодаря чему удалось выжить Робинзону Крузо на необитаемом острове: своему характеру или сложившимся обстоятельствам?
Определение ключевых слов: «остров», «труд», «разум», «дикарь».
Организация поисковой деятельности по творческим микрогруппам (зона поиска – текст, словари).
Работа по алгоритму. Поразмышлять над вопросами, проанализировать эпизоды:
1.В чем драматизм борьбы Робинзона Крузо за свое существование на необитаемом острове?
1.1. Кораблекрушение, поселение на острове.
1.2. Процесс открытия нового мира.
1.3. Труд Робинзона Крузо.
1.4. Неожиданные встречи, находки, происшествия.
2. Почему Робинзон не одичал, не обезумел, а сохранил человеческий облик и даже многому научился?
3. Что он обретает?
7. Индивидуальные задания по группам.
I группа. Найти значимые детали, объяснить их художественный смысл.
II группа. Почему повествование ведется от первого лица?
III группа. Какова роль Робинзона Крузо? Зачем автор изображает его в нескольких ролях?
IV группа. Что вы можете сказать о композиции произведения?
Каждая группа рисует свой проект жилища Робинзона Крузо и защищает его. Чей оказывается точнее?
Выводы учащихся, корректируемые учителе.
Роман Д.Дефо «Жизнь и необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» считается первым романом нового времени.
Просветители верили, что человек от природы добр и разумен, должен сохранять связь с Природой, подчинить страсти, чувства разуму. Автор обращает внимание на черты характера героя: разумность, целеустремленность, вера в Бога, готовность к труду. Нравственный подвиг героя в том, что он не только сохранил в себе эти качества, но и проявил на острове силу человеческого духа, волю к жизни, изобретательность, упорство в борьбе с невзгодами и лишениями. Эти качества и помогли одержать победу.
Повествование ведется от первого лица. Герой не только описывает свои приключения, но и анализирует поведение, поступки, рассказывает о своих чувствах в различных ситуациях.
Автор изображает Крузо в нескольких ролях (пассажира корабля, плантатора, труженика), чтобы показать трудовую деятельность героя и то, как ему удается сохранить человеческий облик.
Рефлексия.
Слово экспертам каждой группы. Оценивание работы каждого ученика по следующим критериям:
Поведение в группе
Умение сотрудничать
Способность задавать вопросы
Дополнения
Вовлечение товарищей в работу
10. Домашнее задание: мини-сочинение «Человек в экстремальной ситуации», «Если бы я попал на необитаемый остров»
15