Развлечение для детей среднего дошкольного возраста История празднования Нового года в России


Развлечение для детей среднего дошкольного возраста
"История празднования Нового года в России"
Цель: Приобщение к народной культуре посредством календарно – обрядовых праздников.
Задачи:
образовательные:
Расширить представления детей об общенародном празднике Новый год, познакомить с историей возникновения праздника, расширить знание детей о традициях празднования.
развивающие:
Развивать у дошкольников интеллектуальную инициативу, организаторские способности
Развить любознательность творческие способности, интерес к участию в фольклорных, общенародных праздниках.
воспитательные:
Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Воспитывать уважительное отношение друг другу при работе в команде
Предварительная работа:
Беседа с детьми о зиме, зимних развлечениях и праздниках.
Чтение стихов и загадок о зиме.(дид. материалы)
Материал:
1. Иллюстрации празднования Нового года в старину.
2. Портрет Петра Великого.
3. Иллюстрации народных гуляний.
4. Стихи и загадки о зиме и новогоднем празднике.
5. Елка
6. Гирлянды электрические для создания атмосферы волшебства.
7. Будильник. Атрибуты сюжетно – ролевой игры «Автобус – машина времени» (руль, стулья-сиденья, проездные билеты, два шнурка).8. Литература: Хрестоматия по русской истории / Сост. М. Н. Коваленский — 3-е изд. — М.: Гос. издательство, 1923. — Т.
Организационная часть:
Стулья в группе расставлены в виде автобуса. Назначается водитель.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие, проходите, пожалуйста, в автобус, не забывайте приобретать билеты.
Дети с билетами рассаживаются по местам.
Воспитатель: Прежде чем мы с вами отправимся в путь, давайте отгадаем несколько загадок.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(зима)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
(месяц декабрь)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(мороз)
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? ...
(Новый Год)
Воспитатель: Молодцы ребята! А когда приходит Новый год ?Дети: 1 января !Воспитатель: Правильно! А знаете ли вы, что давным-давно Новый год праздновали весной, а потом осенью? А вот традиция встречать Новый год 1 января родилась благодаря царю Петру I.
Ну что же ребята, нам пора отправиться в путь. Только поедем мы с вами не на простом автобусе, а на машине времени, в далекое прошлое. Поехали?
Дети: Поехали!
Воспитатель заводит будильник, показывая, что отматывает время назад. Будильник звенит, гаснет свет, загорается гирлянда и звучит волшебная музыка.
Воспитатель: Посмотрите ребята, мы с вами в далеком прошлом, а вот и Великий царь-Петр I. Он издал очень важный указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Указ гласил: "Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям, и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор.» С тех пор повелось праздновать Новый год зимой, пышно, с фейерверками, песнями, танцами и подарками. Что же касается новогодней елочки, то ее ставили в доме как символ вечной молодости, а украшали конфетами, овощами и фруктами и т. д.
Посмотрите вот как раз и елочка, давайте рассмотрим ее хорошенько.
Стоит, колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет
Под Новый Год -
Ребята будут рады.
Хлопот веселых
Полон рот:
Готовят ей наряды.
Дети вместе с воспитателем рассматривают елочку
Воспитатель: Ребята, а давайте тоже сделаем украшение для елочки. Только сначала разделимся на команды.
Воспитатель распределяет детей на команды с помощью жребия (красных и синих кружков).Дети разделяются на две команды, каждая подходит к своему столу, где лежат шнурки.
Воспитатель: У вас есть билетики, из них мы и сделаем гирлянды на елочку. По команде билетики нужно нанизать на шнурок. Но сделать это нужно не только быстро, а еще и аккуратно. Что же посмотрим, какая команда справится лучше! Приготовились, начали!
Дети соревнуются. Воспитатель совместно с детьми оценивает быстроту и качество работы. Хвалит детей.
Воспитатель: Победила дружба.
Гирляндами украшают елочку.
Воспитатель (смотрит на будильник): Ой-ой! Ребята, наше время истекает, скорее, садитесь в автобус, пора возвращаться домой!
Под музыку дети возвращаются.
Воспитатель: Ну, вот и прибыли. Посмотрите ребята, а елочка с нами переместилась, да еще и с гостинцами!
Под елочкой сложены сушки.
Заключительная
Далее, воспитатель подводит итоги, задавая вопросы по теме: Кто придумал праздновать Новый год зимой? Кто такой Петр I? Как отмечали люди Новый год? Что символизирует елка? Как ее украшали раньше? Что такое бонбоньетки?
Воспитатель: Итак, наше путешествие закончено, идем мыть руки и будем угощаться.
Последующая работа по теме:
1.Продолжить изучение зимних праздников в России.
2.Провести беседу на тему: «Традиции новогоднего стола, предпраздничные обычаи».
3.Беседа по иллюстрации «Новогоднее гулянье».
4.Продуктивная деятельность: изготовление объемной аппликации «Елка, украшенная яблоками».