Методическая разработка по литературе Природа, мир, тайник вселенной… (11 класс)
Урок литературы в 11 классе.
«Природа, мир, тайник вселенной»
(Образ природы как способ постижения мира в лирике поэтов 60-х гг. XX в.)
Идея: «Природа, мир, тайник вселенной»
Концепция: Можно ли исследовать "поэтические воззрения... на природу" целого народа, если они выражены не в фольклоре, а в поэзии нового времени? Сложность задачи в том, что у каждого поэта - свой, особенный образ природы, между индивидуальными стилями существуют огромные различия. Значит ли это, что поэзия нового времени не представляет никакой целостности? Нет, конечно, такая целостность существует, только она проявляется уже не в рамках отдельных поэтических текстов, а на более высоком уровне всей национальной поэзии как единого произведения. В чём же заключается эта целостность?
Отбор содержания: Б.Окуджава «Осень ранняя» (1964г.)
Б.Ахмадулина «Пейзаж»(1960г.)
Н.Рубцов «Зимняя песня» (1965г.)
Способы деятельности на уроке:
Учитель:Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой по земли
И божие дела открыло
Так начинается стихотворение М.В.Ломоносова «Утреннее размышление о божием величестве» (1743г.) Природа божественна!
В лирике XVIII века (М.Ломоносов, Г.Державин, Н.Карамзин) она представала как проявление высших законов божественного разума, как свидетельство благой воли Творца. Этот первый этап в развитии пейзажной лирики условно назовём "теологический" .
Второй этап - XIX век - ярче всего представлен лирикой Е.Баратынского и Ф.Тютчева:
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что, море,
И ропщет мыслящий тростник?(1865г.)_
Раскрылась глубокая трещина между человеком и природой - что и привело к постановке мучительных вопросов о причине разлада и путях его преодоления. Второй этап определим как "трагический"
Третий этап - первая половина XX века; вопрос о разладе был решен в пользу человека: природу необходимо воспитывать, воссоздавать в ее глубине человеческий, разумный облик; наиболее значительное воплощение такое представление о природе получило у Н.Заболоцкого:
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.
(«Вечер на Оке», 1957г.)
Условно назовём третий этап "утопический".
Наконец, четвертый этап - вторая половина XX века. Можно утверждать, что он ещё продолжается. В творчестве таких разных поэтов, как А.Тарковский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Б.Окуджава, Б.Ахмадулина, Н.Рубцов звучит мысль о том О чём же? На этот вопрос и предстоит нам ответить сегодня, как вывод предложив собственное определение данного этапа.
Класс: Работа в группах. Класс разделён на три группы в зависимости от желания учащихся. Раздаются тексы произведений, вопросы к ним, отводится время на работу.
Работа с первой группой.
Б.Ш.Окуджава «Осень ранняя» (1964г.)
Осень ранняя. Падают листья.
Осторожно ступайте в траву.
Каждый лист это мордочка лисья...
Вот земля, на которой живу.
Лисы ссорятся, лисы тоскуют,
лисы празднуют, плачут, поют,
а когда они трубки раскурят,
значит дождички скоро польют.
По стволам пробегает горенье,
и стволы пропадают во рву.
Каждый ствол это тело оленье...
Вот земля, на которой живу.
Красный дуб с голубыми рогами
ждет соперника из тишины...
Осторожней: топор под ногами!
А дороги назад сожжены!
...Но в лесу, у соснового входа,
кто-то верит в него наяву...
Ничего не попишешь: природа!
Вот земля, на которой живу.
Какие определения вы подобрали бы к музыке, под которую можно исполнить данный текст?
Какова система образов стихотворения? Как сочетаются конкретные и абстрактные понятия в произведении?
К каким изобразительно-выразительным средствам прибегает автор, создавая образ природы? Обратите внимание на цветопись.
Попробуйте объяснить постановку многоточий и восклицательных знаков в стихотворении.
В чём, по вашему мнению, смысл повтора, использованного в тексте?
Каково авторское восприятие природы?
Учитель: В стихах Б.Окуджавы образ природы отличается романтической условностью и красочностью. Выделяются конкретные образы, лирически одухотворенные, выражающие чуткость, причудливость художнической натуры. Природа у Окуджавы добра и беззащитна, взывает к участию и учит великодушию. Внимательный, чуткий взор поэта способен, всматриваясь в мелочи, детали, находить поэзию в самых прозаических, обиходных предметах. Бытовая реальность нередко трансформируется в фантастику, в сказку.
Класс: Работа со второй группой.
Б.А.Ахмадулина «Пейзаж» (1960г.)
Еще ноябрь, а благодать
уж сыплется, уж смотрит с неба.
Иду и хоронюсь от света,
чтоб тенью снег не утруждать.
О стеклодув, что смысл дутья
так выразил в сосульках этих!
И, запрокинув свой беретик,
на вкус их пробует дитя.
И я, такая молодая,
со сладкой льдинкою во рту,
оскальзываясь, приседая,
по снегу белому иду.
Какое настроение возникает после прочтения стихотворения? Меняется ли оно в процессе чтения? Можно ли говорить о присутствии иронии в стихотворении?
В чём заключается своеобразие пейзажа? Проанализируйте средства его создания.
Почему стихотворение названо «Пейзаж», а почти половина его посвящена созданию образов людей?
В чём заключается идейный замысел стихотворения?
Учитель: Благодаря природе расширяется присутствие поэзии в мире. Б.Ахмадулина наполняет реальность ценностью и значимостью, но подчёркивает хрупкость утопии красоты и счастья.
Класс: Работа с третьей группой
Н.М.Рубцов «Зимняя песня» (1965г.)
В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь.
Светятся, тихие, светятся, чудные,
Слышится шум полыньи...
Были пути мои трудные, трудные.
Где ж вы, печали мои?
Скромная девушка мне улыбается,
Сам я улыбчив и рад!
Трудное, трудное - все забывается,
Светлые звезды горят!
Кто мне сказал, что во мгле заметеленной
Глохнет покинутый луг?
Кто мне сказал, что надежды потеряны?
Кто это выдумал, друг?
В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь...
1. Какое отношение к Руси вызвал у вас автор?
2. Какие несходные картины возникли в процессе чтения стихотворения?
3. С кем спорит автор?
4. Почему первые и последние строфы стихотворения похожи?
5. Как вы объясните метафору «светлые звезды горят»?
6. Почему стихотворение названо «Зимняя песня»?
7. В чем сходство «Зимней песни» Н. М. Рубцова и «Зимнего утра» А. С. Пушкина?
Учитель: Поэт как бы пытается убедить себя или кого-либо другого в том, что не все потеряно: «Ты мне тоску не пророчь...». Однако оптимизм поэта несет на себе печать трагичности, он пронизан страданиями и душевной болью.
Вглядываясь в звездное небо, невольно думаешь о смысле бытия, о том, кто ты в этом мире, что ты оставишь после себя. На фоне звездного великолепия уходят мрачные мысли, душевные страдания. Стоит ли грустить, когда так прекрасен мир! Ключевые слова в этом стихотворении: звезды, огни, светлые, светятся. Это слова-символы, на остриях которых и держится стихотворение. Образ светлых звезд вызывает в нашей памяти другие литературные ассоциации со стихами Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, поскольку звезды это символ спасения заблудившейся во мраке жизни души, символ веры, надежды, любви.
Так какая же мысль о природе звучит в лирике поэтов второй половины XX века? Соединив ключевые фразы ваших размышлений, мы получим предположение, что человек до конца не раскрыл еще природу в себе и себя как порождение природы, что на этом пути предстоят великие открытия. Цивилизация не превзошла природу, а еще только находится на подступах к ней, только начинает осознавать нерасторжимость своего союза с ней. Поистине «тайник вселенной». Как же можно условно определить название данного развития пейзажной лирики? (Экологический, эстетический, психологический?)
Домашнее задание: Размышляя об образе природы в поэзии второй половины XX века, напишите сочинение в жанре лирического размышления «Тайник вселенной».
15