Урок «Робинзон Крузо». Даниель Дефо.
Развернутый план-конспект урока
Класс: 6
Тема: Даниель Дефо. «Робинзон Крузо»
Цель: Формировать читательскую культуру учащихся
Задачи: обучающая: выяснить историческую основу произведения
Д.Дефо; учить ославлять человеческий труд
развивающая: развивать навыки эпического произведения
воспитательная: воспитывать интерес к мировой
литературе
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы: эвристический
Приемы: слово учителя, сообщения учащихся, беседа,
литературный диктант, игра
Литература: Підручник для 6 кл. загальнооосвітніх закладів з
російською мовою навчання/Л.А.Сімакова. – К.:
Вежа,2006. – 256с.
Ход урока
1. Организационный момент
- Приветствие
- Проверка отсутствующих
2. Сообщение темы, задач, целей урока
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с романом Д.Дефо «Робинзон Крузо». На прошлом занятии мы ознакомились с жизненным и творческим путем Даниэля Дефо, сегодня же ближе перейдем к анализу самого произведения. Вам нужно было на сегодня подготовить и рассказать историю создания этого произведения.
3. Актуализация опорных знаний
Что же легло в основу этого романа? (Толчком для создания романа стал эпизод из корабельного дневника, опубликованного под названием «Путешествие вокруг света». Позднее один журналист напечатал статью о приключениях шотландского матроса Селкирка, который и стал прототипом Робинзона Крузо)
Работа над понятием «прототип» (на основе рассуждений детей, учитель делает вывод, что такое прототип)
Для того, чтоб лучше разобраться в истории создания романа, давайте поиграем в литературную игру
Игра «Найди 5 отличий»
Вспомните историю Селкирка, на каком острове, в каком океане, сколько лет он пробыл в одиночестве, и назовите пять отличий с романом «Робинзон Крузо» .(дети с помощью наводящих вопросов учителя, находят отличия)
1.Дефо изменил имя героя
2.Перенес остров из Тихого океана в Антлантический
3.Сместил время действия на 50 лет назад
4.Увеличил время пребывания на острове в 7 раз
5.Изменил характер героя
4. Изучение нового материала
Слово учителя: Для того, чтоб начать анализ произведения, давайте проверим знание вами текста. На доске вы видите пункты плана, написанные вразброс. Вам необходимо разместить их в правильной последовательности.
1.Спасение Робинзона и мальчика Ксури (5)
2.Успехи Робинзона, предпринимателя в Бразилии (6)
3.Ссора с родителями (1)
4.Робинзон соглашается на предложения плантаторов (7)
5.Мавританский плен и освобождение из него (4)
6.Путешествие в Гвинею (3)
7.Побег из родного дома (2)
Литературный диктант
- Молодцы, а теперь давайте перейдем непосредственно к тексту. Сейчас мы напишем с вами литературный диктант.
Возобновите рассказ о литературном герое, вставив необходимые по смыслу слова.
Робинзон Крузо родился в 1632 году в богатой семье в городе (Йорке). Отец видел своего сына в будущем (юристом). Но Робинзон только о (морских путешествиях).1 сентября 1651 года Робинзон Крузо, не спросив разрешения у родителей, (отправился в путешествие). Первое плавание было неудачным, поскольку корабль (во время бури затонул). Спасшись и пережив потрясение, Робинзон снова отправился в море. В этот раз на корабль, который плыл к берегам Гвинеи, напали пираты, и юноша попал в плен. Только через (2 года) Робинзон сумел сбежать. Со временем Крузо очутился в Бразилии, и стал владельцем (сахарной плантации). 1 сентября 1659 года непоседливый юноша снова отправился в Гвинею, чтобы купить там (рабов). Но корабль во время шторма спасти было невозможно. Робинзон стал единственным, кому удалось выжить.
Беседа с учащимися
Когда Робинзон оказался на острове, что в первую очередь он сделал? (перевез с корабля все необходимое, построил жилье)
Пытался ли Робинзон покинуть остров? (да, даже построил лодку)
Почему он не смог этого сделать? (не смог сам спустить лодку на воду)
Пытался ли он улучшить свою жизнь на острове? Докажите (научился изготавливать мебель, посуду, занялся сельским хозяйством)
Как Робинзон назвал свой остров? Почему? (Остров Отчаяния)
Когда Робинзон занимался обустройством жилища, набежала туча, и начался ливень. Но его испугал не столько ливень, сколько это. Что и почему? (молния, потому что могла попасть в порох и уничтожить все запасы)
Эту находку с затонувшего корабля Робинзон считал самой дорогой, которую он бы не отдал в то время даже за целый корабль золота. (ящик с инструментами)
О чем все это говорит?
Для лучшего раскрытия образа Робинзона, давайте попробуем пересказать историю от первого лица. (Дети рассказывают о себе от имени Крузо)
Вывод учителя
Жан - Жак Руссо считал, что первою книгой, которую должен прочитать ребенок после «Букваря», должна стать книга Д.Дефо «Робинзон Крузо». Поскольку, по мнению философа, в этой книге есть два самые лучшие учителя. Первый из них – природа. Как вы думаете, а какой второй? Это труд.
Итог урока
Представьте себя на месте Робинзона. Составьте советы для тех, кто попадет на необитаемый остров или кодекс поведения на необитаемом острове.
Прежде, чем отчаиваться, подумай, что могло быть и хуже
Научись смотреть чаще на светлые, чем на темные стороны своего положения
помни больше о том, что у тебя есть, чем о том, чего ты лишен
противопоставляй добро злу
не паникуй, слушайся голоса разума
ищи поддержку в вере в Бога
примирись с неизбежным, пытайся изменить то, что тебе под силу
Надеюсь, сегодня вы поняли, что не стоит отчаиваться ни в коем случае, чтобы ни произошло. Нужно верить в свои силы, и тогда безусловно удача вернется к вам
Оценка достижений учащихся за урок и комментирование оценок
Домашнее задание
1.Подговиться к написанию сочинения – подобрать цитаты в тексте, характеризующие характер главного героя, и перемены, произошедшие в нем