Урок по математике по теме: Закрепление пройденного. Числа от 1 до 20.
Формирование познавательной компетентности ребёнка старшего дошкольного возраста.
Цели: формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину окружающего мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.
Задачи: познавательное развитие ребёнка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности, формирование целостной картины окружающего мира, первоначальных представлений о себе, ближайшем социальном окружении.
Результаты: рассматривает свойства и признаки предметов, как категории познавательной деятельности; может решать познавательные задачи в наглядно- действенном и наглядно- образном плане; способен находить сходство и различие, систематизировать и группировать по разным основаниям; понимает многообразие окружающего мира, признаки и свойства растений, животных, взаимосвязь со средой обитания; знает структурные характеристики геометрических фигур, количественные отношения в прямом и обратном порядке.Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на воспитание и мышление.
Урок: Математика.
Тема: Закрепление пройденного. Числа от 1 до 20.
Цель урока: упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке. Повторить состав чисел первого десятка, сравнивать числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов двумя способами. Закрепить знания детей о геометрических фигурах, знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года, умение различать понятия: выше- ниже, шире- уже, длиннее -короче, тоньше- толще, старше- младше, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Различать и называть части суток, их последовательность, понимать значения понятий вчера, сегодня, завтра.
Продолжать учить решать простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр, закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, решение, ответ.
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать понятия, математическую речь, мелкую моторику рук, обогащать и усложнять словарный запас, правильную посадку при письме.
Воспитывать организованность, самостоятельность, внимательность, трудолюбие, активность, дисциплинированность, уважение друг другу, интерес к предмету. Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: беседа и практическое занятие.
Дидактическое обеспечение урока: чучело совы, игры « Не зевай, на вопросы отвечай», « Закончи предложение», « Живая неделя», « Узнай меня», « Продолжай не зевай», карточки с цифрами и знаками, картинки «Части суток», графический диктант, медали «Юный знаток».Ход урока:
I.Организационный момент.-Прозвенел звонок для нас.
Все зашли тихонько в класс.
Встали все у парт красиво.
С гостями поздоровались учтиво.
Тихо сели, спины прямо.
Все легонечко вздохнём.
И урок сейчас начнём.
- Проверка рабочего места.
II .Мотивация.Ребята, сегодня у нас в гостях Мудрая Сова. Если она появилась у нас, значит, не просто так. Оказывается, она давно за нами наблюдает, и вы ей очень понравились, т.к. серьёзно относитесь к математике. Вот она и решила открыть у нас «Клуб юных Знатоков». Членом клуба может стать только тот, кто докажет что он самый умный, сообразительный, достойный.
Сегодня у нас будет проходить отборочный турнир в несколько этапов. Мудрая Сова приготовила нам интересные задания. А в конце турнира вы угадаете ключевое слово и она будет вручать медали «Юный знаток».
Какие качества помогут вам добиться успеха?
III. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.
1-ый этап.
Игра «Не зевай, на вопросы отвечай»
Сколько ушей у трёх мышей?
Сколько лап у двух медвежат?
Если сестра старше брата, то брат…
Если стол выше стула, то стул…
Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…
Если верёвка толще нитки, то нитка…
Если дорога шире тропинки, то тропинка…
Лиза и Айдар пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Айдар?
Саша ел яблоко большое и кислое, а Аружан- большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
Внук приезжает к бабушке 1 раз в год. Сколько месяцев ждать бабушке, когда приедет внук?
Сколько месяцев в году? Сколько дней в году? Какой год называют високосным?
Назови лишнее слово в ряду среда воскресенье весна пятница вторник.
Что предшествует весне? Следует за весной? Назовите летние месяцы.
Можно ли решить эту задачу:
На берёзе созрели три яблока, а на дубе два . Сколько яблок созрело?
Успешно прошли первый этап, заработали смайлик с буквой. (м)
2 этап.
Игра « Живая неделя»
Назовите день недели, который я пропустила: понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье.Четверг, назови своих соседей. Сколько будних дней, выходных? Сколько дней в неделе? Назовите четыре дня подряд, не пользуясь названиями дней и числами.
Игра «Закончи предложение»
Спим мы ночью, а просыпаемся… (утром).
Завтракаем утром, а обедаем …(днём).
Обедаем мы днём, а ужинаем… (вечером).
Ужинаем мы вечером, а спим… (ночью).
- Вы назвали….(части суток).
Разложите картинки в правильной последовательности.
Самопроверка.
Слайд.
За свою сообразительность вы получаете ещё один смайлик.(о)
3 этап.
Пальчики уснули, в кулачок свернулись
1,2,3,4,5 захотели поиграть.
Разбудили дом соседей.
Там проснулись 6 и 7,8,9,10.
Веселятся все.
Но пора обратно всем:
10,9,8,7,6 калачиком свернулись,
5 зевнул и отвернулся.
4,3,2,1- снова в домиках мы спим.
Разложите числа первого десятка в порядке убывания.
Игра: «Продолжай- не зевай». Используя карточки с цифрами, дети сигнализируют.
3=1и… 5=1и…
4=3и… 6=3и…
5=2и… 7=5и…
6=4и… 8=6и…
9=7и… 10=8и…
Сколько нужно прибавить к 3, чтобы получилось 7, какое число прибавить к 5, чтобы получилось 8 и т.д и т.п.
Дети получают очередной смайлик. (л)
4 этап
Я задумала число, оно на 1 больше, чем 16 и меньше на 1, чем 18. Какое число я задумала?
Дайте характеристику этому числу.
Разложите числа в порядке возрастания.
Считаем от 11 до 16, от 20 до 14. Назовите соседей числа 15
Назовите число предшествующее числу 19, последующее 12.
Справились и с этим заданием, получайте ещё один смайлик. (о)
5 этап.
Можно ли решить эту задачу:
На стоянке было 6 машин. Уехала 1 машина. Какой был номер у машины?
Измените вопрос и решите эту задачу. Каким действием решили эту задачу?
Запишите с помощью разрезных чисел.
Из каких частей состоит задача?
Составьте задачу, чтобы она решалась действием сложения.
Слайд.
Сколько яблок? Сколько груш? Какое число больше? Какой знак поставим?
Что нужно сделать, чтобы их было одинаковое количество?
За ваше умение вы зарабатываете смайлик. (д)
6 этап.
Минутка для шутки.
Катится по столу колесо разноцветное: один угол у него- красный, другой- зелёный, третий- жёлтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим?
Игра: « Узнай меня».
Я многоугольник, имею 3 стороны.
Я многоугольник, у меня 4 равные стороны.
Я не многоугольник, меня можно катать.
У меня нет углов, но я не круг.
Я четырёхугольник, но у меня не все стороны равны.
Что вы сейчас назвали.
На какие группы делятся фигуры.
Слайд с объёмными и плоскими фигурами.
Назовите предметы из жизни в форме треугольника, шара, куба, параллепипеда.
Ребята получают смайлик с буквой ц.
7 этап.
Графический диктант.
Возьмите лист в клетку и карандаш. Под мою диктовку вы должны нарисовать фигуру. Будьте внимательны, не переспрашивайте, я буду повторять 2 раза.
Начали: поставьте точку, от нее 1 клетка вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 5 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо. Закончили. Какая фигура получилась? /Лесенка/
Эта лесенка непростая, лесенка-знаний. Поднимаясь по этой лестнице, вы будете приобретать больше знаний. Я желаю вам удачи!
Получаете ещё один смайлик. (ы).
Вы выполнили все задания и разгадали ключевое слово. Вы «молодцы»!
А теперь оцените свою работу на занятии. Если у вас всё получалось, то поднимите солнышко, а если что-то не получалось, тогда «тучку».
Итог занятия:
Ребята, наконец, мы выполнили все задания Мудрой Совы. Давайте, послушаем ее мнение.
Сова: «Ребята, вы легко справились с заданиями. Я уверена, что вы все заслужили звание участника «Клуба Знатоков».
Вручение медалей.