Разработка урока письма и развития речи в коррекционном классе


Заявка
на участие в муниципальном конкурсе на лучшую методическую разработку
«Современный урок русского языка»
Просим принять на конкурс методические материалы
По теме: «Повторение и закрепление написания изученных букв. В. Берестов «Как найти дорожку»
Информация об участнике:
Фамилия Ткачук
Имя Елена
Отчество Борисовна
Наименование образовательного учреждения: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Тунгусовская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Тунгусовская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка 2 класс ( коррекционный)
Тема: « Повторение и закрепление написания изученных букв . В Берестов «Как найти дорожку»
Автор: Ткачук Елена Борисовна, учитель начальных классов
План-конспект урока
Тип урока: закрепление изученного
Тема урока: « Повторение и закрепление написания изученных букв.
В. Берестов «Как найти дорожку»
Цель урока: учить применять полученные знания на практике 2 (коррекционный)
Этапы урока,
целевые ориентиры,
время Задания, выполнение которых
учащимися приведёт к
достижению запланированных результатов Деятельность учителя Деятельность учеников и
возможные варианты ответов Планируемые результаты, формирование УУД
Задания
базового уровня Задания
повышенного уровня предметные Личностные,
метапредметныеОрганизационный.
Цель: Настроить психологически на плодотворную работу, поднять настроение
Время: 1-2 мин. Проговаривание отдельных слов стихотворения Выразительное проговаривание всего текста стихотворения -Здравствуйте, ребята!
-Начнём наш сегодняшний урок со стихотворения! Дети говорят хором:
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться!
Слушаем внимательно, работаем старательно!
Давайте повернёмся и друг другу улыбнёмся! Развитие артикуляции,
памяти,
координации движений, мимики лица
Коммуникативные УУД:
-умение адекватно использовать речевые средства , соблюдать нормы речевого этикета.
Регулятивные УУД:
Адекватно воспринимать предложение учителя
Сообщение цели урока.
Цель: заинтересовать
Вемя:1 мин. -Сегодня мы должны не только повторить написание изученных букв, но и отправимся в путешествие по сказке уже известного вам детского писателя Валентина Берестова. Метапредметные УУД:
-Уметь задавать вопросы,
-Излагать своё мнение.
Повторение изученного.
Игра «Найди пару»
Цель: вспомнить печатные и прописные изученные буквы
Время: 5 мин. Правильно называть буквы,
соотносить печатные и письменные буквы ( хотя бы несколько)
Соотносить печатные и письменные буквы.
Печатные: большая и маленькая, письменные: строчная и прописная (заглавная) (все изученные ранее).
Давать характеристику звукам и буквам: гласные, согласные, твёрдые, мягкие. На доске карточки с буквами ( печатные, письменные, заглавные, большие, прописные, строчные) Дети по желанию выходят поочерёдно к доске и составляют пары
Характеризовать звуки и буквы: гласные , согласные, твёрдые-мягкие.
Добиваться правильного сравнения написания письменных и печатных букв.
Запомнить буквы.
Правильно называть. Коммуникативные УУД:
Умение строить монологические высказывания в т.ч. точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.
Познавательные УУД:
Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Рефлексивные УУД:
Сравнить адекватно свою работу с образцом и оценить правильность выполнения задания
Пальчиковая гимнастика.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, повышение интереса к учёбе через игру
Время: 2 мин.
Повторить отдельные слова стихотворения, выполняя при этом отдельные движения пальчиками Повторить полностью стишок, выполняя одновременно движения пальчиками рук Проговаривание и показ действий вместе с детьми:
-Наши алые цветки
-распускают лепестки
-ветерок чуть дышит, лепестки колышет,
-Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
-Тихо засыпают, головой качают.
(пальчики сжаты в кулачки)
(пальчики распрямляют)
(пальчики наклоняют влево, вправо)
( снова сжимают кулачки)
(качают кулачками вверх-вниз) -Развитие артикуляции, памяти.
-Развитие мелкой моторики рук.
-Развитие речи. Регулятивные УУД:
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
Осуществление синтеза , самостоятельно восполняя недостающие компоненты.
Коммуникативные УУД:
Умение работать в группе, умение сопровождать высказывание аудиовизуальной поддержкой.
Личностные УУД:
Проявлять доброжелательность, сотрудничать с товарищами, учителем.
Повторение изученного.
Цель: вспомнить и записать слоги с изученными буквами в рабочей тетради
Время: 6 мин. Записать слоги
( в любом варианте: письменными или печатными буквами), но правильно Записать слоги письменными буквами в соответствии с предложенным порядком. 1.Работа по учебнику.
- откроем учебники на странице 124.
-Прочитаем слова:
те-лё-нок
боб-рё-нок
ло-сёнокже-ре-бё-нок
по-ро-сё-нок2. Запишем только первые слоги.
3. Игра «Кто где живёт?»
- А какие животные ещё живут в лесу?
- А вы хотите пойти в лес прямо сейчас? Чтение слов.

2. Письмо слогов.
(фронтально, на доске и в тетрадях):
Те,боб, ло, же, по.
Дети называют животных и говорят, кто где живёт.
(Дети называют: ёжик, зайчик, лиса и др.)
-Различать звуки и буквы;
-различать слог и слово;
-грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно слоги;
-выделять из слова слоги Метапредметные УУД:
-Выявление слов, значение которых требует уточнения;
_Участие в диалоге.
Личностные УУД:
-Готовность слушать собеседника и вести диалог.
- Испытывать этические чувства, проявлять любознательность.
Познавательные УУД:
-Осуществлять сравнение и классификацию.
Коммуникативные УУД:
-Умение точно выражать свои мысли.
-умение допускать возможность существования других мнений.
Регулятивные УУД:
Оценивание правильности выполнения задания на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Музыкальная физминутка «Клоунада»
Цель: Дать возможность отдохнуть, сменить позу, поднять настроение
Время: 4 мин. Выполнение упражнений для глаз, двигательных упражнений Закрепление изученного.
Цель:
Время: 16 мин. Узнавание животных по отдельным признакам.
Запись слогов с изученными буквами по диктовку учителя. Запись слов, состоящих из 1,2 слогов.
Запись своего имени с большой буквы.
Запись слов самостоятельно. Работа с презентацией.
-Отправляемся с вами в лес к дедушке, который живёт в сторожке.
- А что такое сторожка?
Слайд 1.
-Как красиво в лесу! А какое это время года?
- Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Смотрят над ними какой-то зверёк.
«Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щёлкает орехи мелко,ну, конечно, это….(белка)
Слайд 2.
Смотрят над ними белка прыгает. С дерева на дерево. Ребята к ней.
Слайд 3.
-Очень просто,- отвечает Белка.- Прыгайте с этой ёлки вон на ту, с той – на кривую берёзу. С кривой берёзки виден кривой-кривой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну, что же вы?
-Спасибо, белка! Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы кого-нибудь другого спросим.
Слайд 4.
-Отгадайте, какие имена спрятались на грибах?
- А забыли ещё кого?
- Запишите каждый своё имя в тетради.
Слайд 5 .
-Вот так белочка познакомилась с вами.
А кто встретился ребятам потом?
«Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу, хвост короче уха. Живо угадай-ка, Кто же это? …(ЗАЙКА)
Слайд 6
Слайд 7.
Ребята и ему спели свою песенку.
Слайд 8.
Зайка согласен помочь, если угадаем, что он выращивает на своём огороде.
«Что за скрип, что за хруст, Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, если я …..»
«Он круглый и красный,
Как знак светофора, среди овощей нет красней …»
Слайд.9.
- Молодцы!-сказал Заяц. Я скажу вам как пройти дальше. Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами, Так? Потом заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскачите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Это дедушка-лесник самовар ставит.
- Как вы думаете, ребята, сможем мы найти сторожку?
Слайд 10.
- Придётся ещё кого-нибудь спросить.
«Две антенны на макушке, а сама сидит в избушке. На себе её везёт, очень медленно ползёт….»
Слайд 11.
Видят, ползёт улитка.
- Рассказывать долго- вздохнула улитка. Лучше я вам покажу. Ползите за мной.
Слайд 12.
Слайд 13.
-Пошли ребята дальше и увидели на цветке.
«Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком – он поделится медком»…
Слайд 14.
Слайд 15.
И они пошли туда, куда летели пчёлы .Слайд 16.
И быстро нашли сторожку. Вот была радость. А потом их дедушка чаем с мёдом угостил.
А вам достались конфеты и сушки.
( Раздать детям) Дети отгадывают загадки, записывают слова-отгадки.
(либо первые слоги)
БЕЛКА
ХОРОВОЕ ЧТЕНИЕ,
-Белка, Белка, расскажи, Белка, Белка, покажи,
Как найти дорожку к дедушке в сторожку.
Дети называют имена своих одноклассников.
ЗАЙКА
(Запись слова в тетрадь)

Хоровое чтение:
Зайка, зайка, расскажи, Зайка, Зайка, покажи, Как найти дорожку к дедушке в сторожку?
КАПУСТА ( письмо слова в тетради)
ПОМИДОР
- Нет. У нас носы не такие чуткие.
УЛИТКА ( письмо слова в тетради)
ХОРОМ:
-Эй, улитка, расскажи, Эй, улитка, покажи, как найти дорожку к дедушке в сторожку?
- Спасибо, улитка!
Мы лучше кого-нибудь ещё спросим!
ПЧЕЛА ( запись слова на доске)
ХОРОМ:
-Пчёлка, Пчёлка, расскажи,
Пчёлка, Пчёлка, покажи, как найти дорожку к дедушке в сторожку?
Рассказ детей о том, какую пользу приносят пчёлы.
-Осознавать смысл прочитанного;
-правильно писать изученные буквы;
-различать, сравнивать: звуки, буквы, слова;
-выделять слово и предложение из речевого потока
-выделять слово из предложения
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно слова, слоги
Личностные УУД:
Проявлять любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
Сотрудничать со сверстниками и взрослым.
Метапредметные результаты:
Уметь задавать вопросы,
Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Познавательные УУД
-Использовать знако-символические средства (модели);
-Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям,
-Строить рассуждения , сообщения
Регулятивные УУД:
-Уметь принимать и сохранять учебную задачу;
-Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки сделанных ошибок;
-Адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей
Коммуникативные УУД:
- соблюдать нормы речевого этикета;
-Строить монологические высказывания ( в том числе точно выражать свои мысли)
-уметь договариваться, предоставлять помощь товарищу
Оценка и самооценка деятельности учащихся.
Цель: оценить свою работу и работу своих товарищей адекватно
Время: 2 мин. Оценка организации собственной деятельности Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и быть способным конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха - Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке.
-А вам понравилась ваша работа? Дети поднимают сигнальные карточки:
-если доволен- красный кружок,
-если не всё получилось- зелёный, -если недоволен своей работой- синий -формировать положительное отношение к чужому мнению
-развитие навыков сотрудничества Метапредметные результаты:
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
-использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
Рефлексия.
Цель: оценить эмоционально-нравственную отзывчивость
Время: 2 мин. Выражение своих чувств Понимание и сопереживание чувствам других людей На доске смайлики.
Дети выбирают смайлик, соответствующий его настроения. ( улыбка, радость, равнодушие, злость и др.) - адекватная оценка своего эмоционального состояния Метапредметные результаты:
Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
Рефлексивные УУД:
Адекватная самооценка своей деятельности
Коммуникативные УУД
-Умение работать в паре, в группе
Самоанализ урока
ТЕМА УРОКА: «Повторение и закрепление написания изученных букв. В. Берестов «Как найти дорожку»
Тип урока: урок закрепления изученного (урок рефлексии).Вид урока: урок- путешествие
Цель урока:  учить применять полученные знания на практике.
Задачи: 1) закрепить знание изученных букв и звуков;
2) отрабатывать чтение и письмо слогов, слов с изученными буквами;
3) развивать речь через диалоговые формы общения, хоровое проговаривание;
4) воспитывать положительную мотивацию к учению.
Оборудование:
- карточки с буквами
-сигнальные карточки
- проектор
-компьютер
-медальки-смайлики
-букварь ( авторы А.К. Аксёнова, С.В. Комаров, М.И.
Урок является 136 по счёту (всего 170 часов). Почти все буквы уже изучены ( остались: Э, ъ, ь, Ч, Щ).
Класс коррекционный по индивидуальному маршруту обучения, поэтому некоторые дети знают все буквы, а некоторые не запомнили и половины.
К концу урока хотелось, чтобы все обучающиеся вспомнили большую часть букв, смогли выделить первые слоги в прочитанных словах, правильно отгадать загадки по названным признакам. Что в принципе и удалось. Даже для детей с отклонениями в развитии здоровья создание проблемной ситуации ( А кто живёт в лесу?, кто встретится следующим?, выделение общих признаков диких животных и т. д.) стимулировало поисковую мыслительную деятельность, вызывало желание идти вперёд. Самым трудным для таких детей – запоминание письменного написания букв, соотнесение печатной буквы с письменной. И не всем удалось правильно выполнить задание, но даже те дети, которые смогли напечатать слова – показали хороший результат. Для них – это большой «подвиг».
В процессе урока я старалась поддержать каждого ребёнка похвалой, физическим прикосновением ( обнять, погладить), в конце каждый получил медальку-смайлик, ещё и сладкий приз, урок –путешествие прямо призывал к логическому завершению- чаепитию.
Переход от одного этапа урока к другому был построен логически, осуществлялся плавно. Подготовленная презентация была яркой, наглядной, что соответствует индивидуальным особенностям моих обучающихся и это помогло пройти уроку на одном дыхании, дети не потеряли интереса к повторяемому материалу.
Трудность вызвала физминутка «Клоунада». Детям было тяжело следить за движениями клоуна только глазами. Над этим предстоит ещё поработать.
Урок своей цели достиг, в процессе много уделялось внимания формированию УУД, достижению предметных и метапредметных результатов.