Доклад на педсовет на тему Работа с одарёнными детьми в процессе изучения дагестанской литературы.


«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
У одарённого ребёнка другой взгляд на мир, другие ощущения себя в этом мире. Такие дети в силу своего творческого одиночества нуждаются в особом педагогическом внимании. Есть учащиеся, которые проявляют особую успешность в широком спектре деятельности. О таких говорят: "Талантливый человек талантлив во всём". Признаки одарённости проявляются в реальной действительности ребёнка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Вместе с тем об одарённости ребёнка следует судить в единстве категорий "могу" и "хочу". Некоторые учащиеся наделены блестящей памятью, феноменальной наблюдательностью, способностью к мгновенным вычислениям. Но эти признаки сами по себе не всегда свидетельствуют о наличии одарённости.
Одарённость может быть актуальной или потенциальной. Актуально одарённые дети составляют особую категорию одарённых детей. Потенциальная одарённость - это психологическая характеристика ребёнка, который имеет потенциал для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать. Для реализации такой одарённости нужны благоприятные условия.
По критериям "особенностей возрастного развития" можно дифференцировать раннюю одарённость и позднюю одарённость. Примером ранней одарённости являются дети, которые получают название "вундеркинды". Ранняя одарённость проявляется в музыке, поздняя - в изобразительном искусстве, в науке.
Нужно не только отбирать одарённых детей, но и создать определённые условия, для максимальной реализации потенциала ребёнка. Да, одарённые дети любознательны и исследовательски активны. Но следует учесть, что детская одарённость не гарантирует талант взрослого человека". Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.
Для успешной работы с одарёнными детьми нужны определённые условия:
- осознание каждым педагогом важности этой работы и усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
- создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одарёнными детьми;
- признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Учитель, работающий с одарёнными детьми должен обладать определёнными качествами:
- работа такого учителя направлена на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам;
- учитель должен верить в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы;
- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель работающий с одарёнными детьми, должен быть:
- увлечён своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного
процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися:
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
НОУ "Искатель"
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Некоторые проблемы развития одаренных детей.
Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно.
Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей.
Первая
- создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели, необходимо провести целый ряд мероприятий, направленных на изучение начальных условий деятельности. К ним можно отнести: вычленение критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности.
Вторая
- воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития. Подобные действия могут создать благоприятную обстановку для формирования личности с заранее планируемыми качествами. Несмотря на то, что первая установка по некоторым положениям противоречит настоящей, их нельзя разделять или выделять одну за счет другой - они имеют равное значение для развития одаренного человека.
Педагогические программы развития одаренных детей необходимо строить исходя из того, что обе эти задачи должны решаться одновременно. На построение таких программ оказывают влияние не только общие требования педагогики и психологии, но и личность, характер ребенка, то есть они в значительной степени должны носить индивидуальный характер.
Взгляды на одарённость неоднозначны.
Считается, что одаренность - сложное явление. Она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным проявлениям - индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость.
Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего, это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая. Одарённые дети могут думать быстрее, чем писать. Их работы могут быть плохо оформлены, неаккуратны. Они могут отказаться от фиксации своих мыслей. Такие случаи единичны. Чаще одарённый ребёнок может отказаться от кумиров и авторитетов. С одной стороны, это затрудняет процесс обучения, с другой стороны – помогает сформировать свой собственный стиль. На ранних этапах работы с одарёнными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность – поверхностность знаний. Это объясняется множественностью интересов ребёнка, желанием заниматься всем, к чему возникает интерес.
Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.
Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и, напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором - конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию.
Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.
Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
Сегодня на урок приходят другие учащиеся. И их надо научить правильно мыслить, стремиться к истине, творить, быть критичными и самокритичными, уметь опереться на предшествующий опыт, выслушать и принять другую сторону, если она права, отстаивать свои собственные убеждения. Надо учитывать психологию восприятия школьниками информации. У школьников надо выработать способность к образному мышлению, потребность в чтении не только программной литературы, но и дополнительной и «взять за основу творческой интерпретации литературного произведения метод исследования. Этот метод известен ещё с сократовских времён. Именно у Сократа мы находим самое раннее и классическое выражение идей исследования. Сократовский метод представляет собой беседу-исследование: с помощью остроумных вопросов, задаваемых одним собеседником другому, обнаруживает противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира. Сократ учил смело и самостоятельно мыслить. Считаться не с общепринятыми мнениями, а с теми данными, которые открывает само исследование. Словесник должен научиться говорить сам. Говорить - и читать. «Язык урока, зовущего в книгу, напрямую связан с искусством учительского монолога».
Метод исследования я использую, начиная с 5 класса. Этот метод позволяет активизировать внимание учащихся на уроках, помогает обнаружить таланты, определить степень одарённости ученика. В 5 классе, в силу своего возраста, обычно переживают то, о чём читают в художественном произведении, начинают более глубоко понимать его, учатся размышлять о событиях, о героях, о поступках. Очень важно в этом возрасте привить стойкий интерес к урокам литературы, любовь к книге, которая должна стать другом на всю жизнь.
При изучении устного народного творчества учащиеся получают информацию и о работе собирателей пословиц, загадок, песен, сказок. Они сами приобщаются к собиранию устного народного творчества, особенно большое внимание учащиеся уделяют пословицам. Особенно это известные тексты или их варианты. Но детям это в новинку: чтение записей в классе проходит как творческий конкурс.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Умей взять – умей отдать.
Труд – добро, а лень – зло.
Трудно найти, но легко потерять.
Силу примени тогда, когда она нужна.
Совесть красит человека.
Не ищи сто рублей, ищи сто друзей.
На класс производит большое впечатление, когда изучаемое произведение доходит до слуха учащихся не из книг, а из уст учителя, который знает и должен знать правильную технику чтения, то есть, чтение учителя должно быть образцом для учащихся. При знакомстве с текстом произведения текст читаю сама. При чтении в книгу смотрю изредка. Основной взгляд устремлён на детей.
В 5-6 классах провожу литературные игры. Игра – исток художественного мышления и творчества.
На уроках проводилась игра «в имена».
- Почему ханского сына звали «Валяй-моргай» (из табасаранской народной сказки «Как глупый сын хана нашёл себе жену»)?
- Он моргал и валялся.
- Почему купца звали «Ачун-чун» (из той же сказки)?
Он замучился с глупой дочерью, которая меняла масло на воду.
- Он часто задавал себе вопрос «А что делать?». Поэтому у него такое измученное имя.
- Почему сказка называется «Синяя птица»?
- Почему сказка называется «Морской конь»
Читательские игры нравятся детям, и мы вместе придумываем их ещё и ещё.
Игра «Вслед за героем»:
-Не отправиться ли нам вслед за младшим братом в лес. Кого же мы видим там?
- Там, кроме младшего брата, никого нет. (Адам)
- Нет! В лесу были звери, просто они прятались от тебя. Чтобы их видеть, надо иметь волшебные глаза. (Эльмира)
Дети втягиваются в беседу.
- Барсук, заяц, кабан. (Магомед).
Жираф. (Гаджимурад)
- Жирафов у нас нет. (Хором)
- Там были ещё птицы: Соловей, воробей. (Ферида)
- Ворона, орёл. (Мурад)
- Сова, синица. (Рита)
- Голубь, куропатка. (Заур)
Такие «путешествия» пополняют ребячьи знания о природе. Но главное их значение иное: они дают возможность учащимся размышлять.
Сказки, как народные, так и литературные сопоставляю с русскими сказками, народные сказки сравниваем с литературными сказками. Находим общее и отличительное. Учащиеся учатся не только различать виды сказок, их особенности, но ещё подбирают к ним пословицы по тематике, составляют планы, готовят небольшие выступления. Ребята сопоставляют, сравнивают. Например, сказку Н. Юсупова сравниваю со сказкой А.Н. Толстого «Морозко». И дети отмечают, что у Н. Юсупова в сказке голубь трудолюбивый, а в сказке Толстого трудолюбивый герой - неродная дочь, падчерица. В обеих сказках вознаграждается трудолюбие. Учащиеся называют сказку Толстого грустной, потому что плохо заканчивается, а сказку Н. Юсупова – радостной, потому что заканчивается хорошо. При характеристике героев сказок создаю творческую атмосферу. Побуждаю учащихся к размышлению. Например, при характеристике птенчиков из той же сказки «Голубь и пшеничное зерно» ребята отметили, что птенчики благодарные. Я попросила ребят объяснить, как они понимают это слово. Ответы разные:
«Если угостили конфеткой, надо сказать «спасибо» (Далгат).
«Надо хорошо учиться, чтобы порадовать учителей и воспитателей» (Эльмира).
«Если тебе сделали что-то хорошее, не надо об этом забывать. Надо этому человеку сделать тоже что-то хорошее» (Рита).
«Если тебе дали подзатыльник, надо отблагодарить тем же». (Адам). После этого ответа в классе дружный хохот. Я тоже улыбаюсь, не комментирую, потому что слова были сказаны в шутку.
Школьный курс не только допускает, но и требует соединения исследования и творчества.
Тут обязательно требуется внеурочное время.
Приведу примеры из сказок, придуманных моими учениками.
«Прошло много лет. Девочки повзрослели. Поумнели. Научились многому. Старшей Зульфие исполнилось 18 лет, и она была младшим как мать». (Мадина. «Бедняк и три дочери»).
«И вот ночью пришла какая-то ведьма и заколдовала её «(Аминат «Три дочери»)
«И вдруг сова заговорила по-человечески: «Что ты плачешь, добрый горец?»
(Рая «Сова»).
Очень талантлива Абдулмажидова Эльмира. Она хорошо рисует. У неё своё видение. Рисунки её живые, красочные. Что рисовать хорошо может, она знала. Но не думала, что в ней скрытый талант сочинительства. Это обнаружилось при задании придумать сказки и рассказы. Рекомендации давались всему классу, а потом ей и отдельно. Её работы обнаружили огромный потенциал. Язык придуманных ею произведений богат и разнообразен, а сюжеты – оригинальны. Мышление у неё логическое и последовательное. Её творения читаешь и всё живо предстаёт перед тобой. Приведу отрывок из её сказки «Скворчиха».
«Речка рассердилась, подняла свои волны и стукнула ими по голове волчьей. Волк поскулил, поджал свой хвост и побежал. А шакал, так и замер с поднятым камушком в лапе. Затем, очнувшись, бросил камень и побежал за волком. Бежали, бежали и стукнулись об дерево. Схватились оба за голову, стали проклинать скворчиху, из-за которой все их проблемы начались». Провожу с учащимися игру «Закончи предложение».
Рано утром голубок… (прилетел на бугорок).
Этой песней голубят
Кончим… (сказку для ребят).
Даю задания на дом
1. для желающих:
- подготовить выступление о добре (по притче, рассказу, не обязательно произведение дагестанской литературы);
- написать небольшое сочинение о добре;
- написать небольшое сочинение о труде.
(Предлагаю озаглавить сочинение какой-нибудь пословицей по теме и раскрыть именно эту тему).
2. для всех:
- подготовить выступления по сказке Н. Юсупова «Голубь и пшеничное зерно» и рисунки к сказке от каждой группы (это задание дети готовят по группам, списки которых я сама составляю, в каждой группе (сильные и слабые), я назначаю капитана и объясняю обязанности каждого ученика).
Отрывки из сочинений о добре и труде:
«Добро может ценить только добрый. Если поможешь доброму старому человеку, он тебе скажет «спасибо», а злой промолчит. Например, дашь на время доброму ученику ручку, он тебе потом вернёт и скажет «спасибо», а злой не вернёт, ещё поломает твою ручку. Поможешь доброму в уборке класса, когда не твоя очередь, он об этом не забудет, он тебя тоже в другой раз выручит».
«Я заступился за мою одноклассницу. Её обижал мальчик с другого класса. Больше девочку не обижают. Во время контрольной работы по математике я хотел у неё списать. Но девочка прикрыла свою тетрадку. Я подумал: «Вот неблагодарная». Она на перемене подошла ко мне и сказала: «Я тебе помогу по математике. Ты сам можешь всё решить». Хотел отказаться, но девочка меня убедила. С тех пор я сам всё решаю. Не зря говорят, что добро без возврата не останется».
«Парты в классе были разрисованы. И стены в классе тоже. Воспитательница сказала, чтобы мы всё почистили. Никто не хотел этим заниматься. Воспитательница сама стала нам помогать. Не заметили, как закончили работу. Зашёл завуч и сказал, что стало очень чисто. Нам стало весело. Не зря звучит пословица: «Труд приносит радость».
Приведу пример сказки, придуманной учеником по заданному мною плану
а) Магомед и раненый заяц.
б) Мама недовольна.
в) Муса выручает Магомеда.
Заяц - волшебник (Исмаилова Алина)
«Жил-был мальчик по имени Магомед. Решил он идти в лес за дровами. Услышал какие-то непонятные жалобные звуки. Когда он пошёл на эти звуки, он увидел маленького зайца. Заяц был ранен. «Как же можно стрелять в такого маленького зверя»? - подумал Магомед. Забыл про дрова. Взял зайца под охапку и вернулся домой. Но мама Магомеда стала его ругать. «Зачем нам нужен этот заяц? Разве только в кастрюлю для еды? Отец твой вернётся с работы, так и будет». Магомед испугался и отнёс зайца другу Мусе. Попросил его спрятать зайца в надёжном месте. Сказал, что он сам будет за ним ухаживать. Муса не только спрятал зайца, но и обещал помочь Магомеду выходить зайца. Заяц выздоровел. И начались чудеса. Заяц превращался в невидимку и ходил с мальчиками в школу. Подсказывал им на уроках. Мальчики-троечники стали отличниками. Однажды, Муса сломал ветку. Заяц это видел. На уроке литературы заяц ему подсказал неправильный ответ. Муса получил двойку. Разозлился, наказал зайца. И заяц убежал в лес. Мальчики скучали по нему. Теперь им нужно было самим делать уроки. Родители требовали хорошей учёбы. Мусе приснился сон. Во сне заяц ему грозил пальцем и говорил: «Больше не ломай деревья». Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец».
Правильно и с интересом ребята сравнили русскую сказку «Старик и барин», со сказкой Т. Хурюгского «Сказка о глупом шакале». Учащиеся выявили общую проблему в сказках.
Ребята выяснили, что в обеих сказках присутствует проблема глупости. В сказке
Т. Хурюгского народ осуждает глупость щакала. Шакал за свою глупость страдает благодаря хитрой умной лисе, а в сказке «Старик и барин» старушку за её глупость спасает хитрость и ум старика. «Быть глупым плохо. Быть умным хорошо, но своим умом надо приносить пользу и себе, и другим». К такому выводу пришли дети.
Приведу отрывок из сказки, придуманной Курбановым Джамалом по аналогии сказки Т. Хурюгского «Лиса и шакал». «Жила была лиса. Она была очень красивая. Пушистый хвост, мягкая походка, игривый голосок. Лиса пела красивые песни. Все ею любовались, но и боялись. Все завидовали её уму, но никто не хотел с ней дружить, потому что она никого не любила, хотя говорила: «Как я вас всех люблю».
Детям было задание сочинить сказку по аналогии известной сказки с использованием пословицы. Джамал вложил в уста своего героя пословицу: «Ум умного - на уме, ум глупого на языке».
При изучении пьесы-сказки «Гуглухай» образ волка сопоставляем с образом волка из «Сказки о глупом шакале» (дети определяют принципиальное различие в образах) и с образом волка из народной сказки «Волк, лиса и мул» (дети отмечают сходство образов).
Ребята готовят сообщения о повадках животных. Они сами находят информацию.
Приведу отрывок из такого сообщения: «Медведи бывают бурые и белые. Все медведи – наземные животные. Острота зрения у медведей сравнима с человеческой. Медведь может предвидеть погоду, вовремя скрыться в берлоге».
При знакомстве со сказкой А. Абу-Бакара «О долине садов» вторую главу под названием «Три косточки персика» читают заранее подготовленные дети. Учащиеся сами выявляют проблемы, поднятые в сказке, задают друг другу ответы, судят, оценивают.
При изучении рассказов даю темы для размышлений: «Мой характер», «Мои добрые поступки», «Я и природа», «Почему взрослые всегда правы» и т.д.
Отрывки из ответов:
«Я хочу изменить свой характер. Хочу научиться сдерживать себя, а не обижаться».
«Хочу иметь друга, чтобы делиться своими тайнами». «Когда готовимся к мероприятиям, мы больше дружны». «Взрослые считают, что они всегда правы. Мама обижает. Учителя ставят двойки. Разве они всегда всё делают правильно»?
Немало работы исследовательского характера проводится во внеурочное время. Это индивидуальные и групповые занятия как с одарёнными детьми, тянущимися к науке, так и с талантливыми детьми, владеющими мастерством актёрства, импровизации. Исследовательская работа с учащимися, занимающимися дагестанской литературой, проводится в основном индивидуально, но и в группах по два человека. Учащимся даю задания по сбору материала по литературе (это список статей и соответствующей литературы, темы им даются с учётом их способностей, интересов и желаний), рекомендации по использованию компьютерной техники и ресурсов из интернета. Важным условием для будущих ребят-исследователей является умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, умение свёртывать информацию путём исключения избыточной, либо путём обобщения целого ряда известных фактов, переформулировать мысль. Для формирования исследовательских умений школьников создаю необходимые условия. Первое условие – это мотивация. Это показать им смысл их творческой исследовательской деятельности, объяснить им, что исследование – это возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования. Второе непременное условие – это целенаправленность и систематичность моей работы как учителя развивать исследовательские способности учащихся, как на уроках, так и во внеурочное время. Использовать не только материал дагестанской литературы, но и дополнительный материал. Третьим условием для организации исследовательской работы учащихся является творческая среда. Следующее условие – это психологический комфорт. Надо поощрять творческие проявления учащихся к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Обязательным условием для такой работы является учёт возрастных особенностей.
Ребята из средних классов Ибакова Муслимат, Исмаилова Асият, Курбанов Джамал, Магомедова Аминат и другие подготовили сообщения по литературным сказкам с учётом проблематики сказки. Подготовили небольшие исследовательские работы тематического характера.
Это
- поучительная сказка кумыкского поэта А. Аджиева «Болтливая утка»;
- сказки лакского поэта Н. Юсупова: познавательная сказка «Почему у лягушки нет хвоста» и «Правдивая сказка» (тема дружбы и тема родины);
- поэма-сказка табасаранского поэта С. Рабаданова «Одноухий ослёнок» (фольклорные мотивы в сказке);
- сказки аварского поэта Г.Цадасы «Сказка о зайце и льве» Ибакова Муслимат (о глупом жадном и жестоком льве и находчивом зайце), «Сказка о голубке с лазоревой шейкой и о вороне, подружившемся с мышкой» Исмаилова Асият (о верности и дружбе), «Язык мой – враг мой», «Сказка о том, как мыши кошек победили» и т.д.
Ученицы 9 класса нашей школы Бадрудинова Асият и Гаджимирзаева Саида под моим руководством исследовали шесть сказок известной молодой писательницы, живущей в Москве, Алисы Ганиевой, выступили со своей работой «Особенности сказок Алисы Ганиевой» на научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» и заняли третье место. Бадрудинова А. проиллюстрировала одну сказку «Принцесса прекрасная», а Гаджимирзаева С. выступила с защитой их общего проекта. Совместная работа научила девочек выслушать мнение второй стороны, аргументировать свою точку зрения и принять совместное наиболее правильное решение. Девочки поверили в себя, в свои силы, стали увереннее. Привожу отрывок из их работы:
«В сказках А. Ганиевой подняты нравственные вопросы в аспекте современности. Извечные вопросы она углубляет, расширяет. Сказки А. Ганиевой имеют определённую автобиографичность. Чувствуется влияние городской, не дагестанской жизни, тоска по родным и близким, необычность характера молодой писательницы, её критичность, смелость, разборчивость в тонкостях души детей и подростков. В своих сказках она отражает, возможно, и свои мечты, быть счастливой, несмотря на трудности. Глубокий психологизм, связь с современной жизнью, фольклором и детской литературой, разнообразие сюжетов и языка сказок, присутствие в сказках элементов взрослости. Автор наделяет своих героев индивидуальностью».
Немало труда вложила в создание фильма «Женщина». Ребята были не только актёрами, но и режиссёрами и операторами. В основу фильма была взята повесть А. Абу-Бакара «Снежные люди». Ещё были использованы высказывания великих людей о женщине, отношение к женщине в досоветское время, рассказывалось о женщинах-воительницах, а в конце фильма придуманные мною эпизоды, которые подчёркивают доброту Адама, её доброе отношение к женщине, лишённое предрассудков. В нём также рассказывается о китайской притче «Добро от ума». В фильме участие принимали дети, как младших классов, так и средних и старших классов.
Работу с одарёнными детьми я провожу с первого дня работы в интернате. Результаты моей работы – это стихи, написанные моими воспитанниками и учениками и сохранённые мною. Авторы этих стихов: Килевой Сергей, Муртузов Мурад, Салманов Руслан, Сулейманова Маликат, Абдуллаева Лиза, Пащенко Таня и др. С первого года, как преподаю дагестанскую литературу, мои подопечные периодически принимают участие в конкурсе «Научно-исследовательская конференция «Шаг в будущее». Это Хайбулаева Алжанат, (первое место), Муртузалиева Зухра (2е место), Чаландарова Лейла, занявшее 3 место там же, Нухов Нух (2е место на городском конкурсе), Абакарова Зейнаб (3 место), Пащенко Таня и Абдуллаева Лиза с хорощими самостоятельными работами, получившие поощрение, Яхъяева Зайнаб и Сулейманова Залиха (3 место). Бадрудинова Асият и Гаджимирзаева Саида (3 место).
Вывод:
В результате изучения дагестанской литературы на уроках и во внеурочное время учащиеся 5-8 классов научились определённым навыкам исследования: анализировать небольшие тексты, делать свои собственные выводы, определять художественный язык произведения. А учащиеся старших классов во внеурочное время научились постановке проблемы, навыкам изучения теоретической литературы по выявленной проблеме, умению подбирать методику исследования, научились грамотно комментировать и делать собственные выводы, научились оформлять свои работы. У них возрос интерес не только к дагестанской литературе, но и к искусству слова. Появились ораторские способности. Стали увереннее, расширились коммуникативные способности. Старшеклассники получили удовлетворение от проделанной ими работы. И, конечно, такая работа повышает качество образования и приводит к хорошим результатам.
Дальнейшие цели:
- Совершенствование системы работы с одарёнными детьми в школе;
- Проведение интеллектуальных и творческих состязаний.