Урок русского языка для 6 класса на тему «Степени сравнения имен прилагательных» Урок 1 из двух
Урок русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных». Урок № 1 из двух. (Серия «ФГОС»).
§ 57. Степени сравнения имен прилагательных.
Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс», переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.
Цель урока:
- дать учащимся понятие о степенях сравнения прилагательных, способах их образования и синтаксической роли.
Задачи:
1) обучающие:
- познакомить с понятием «степени сравнения имен прилагательных»;
- дать понятие о способах образования форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;
- познакомить с синтаксической ролью прилагательных в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени сравнения;
2) развивающие:
- научить находить прилагательные в разных формах сравнительной и превосходной степени сравнения в предложениях и в тексте;
- дать представление о правильном образовании простой и составной форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;
- научить составлять предложения с прилагательными в разных формах степеней сравнения;
- развивать умение определять синтаксическую функцию прилагательных в разных формах степеней сравнения;
- совершенствовать навыки употребления в речи прилагательных в разных формах степеней сравнения.
3) воспитательные:
- развитие самостоятельности, доказательности, способности к самооценке;
- воспитание любознательности, желания развивать кругозор.
Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).
Методы и формы работы: работа с теоретическим материалом из учебника, комментированное письмо на доске и в тетрадях, выполнение дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Ход урока
I. Работа с теоретическим материалом из учебника.
NB!
Качественные имена прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.
Сравнительная степень показывает, что в одном предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом: Брат старше сестры на три года.
Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные по какому-либо признаку.
Волга – крупнейшая река в Европе.
Начальная форма прилагательного – это его положительная степень:
Черный, здоровый, молодой.
Степени сравнения прилагательных
Сравнительная
Превосходная
Простая
Составная
Простая
Составная
Основа прилагательного + суффиксы:
-е: большой – больше;
-ее (-ей): милый - милее, милей;
-ше: старый – старше.
Полная форма прилагательного + слова «более», «менее»:
смелый – более смелый;
громкий – менее громкий.
Основа прилагательного + суффикс:
-ейш-: милый – милейший;
-айш-: мягкий – мягчайший.
Иногда может использоваться приставка наи-:
наисложнейший, наистрожайший, наиглубочайший.
1. Полная форма прилагательного + слова самый, наиболее, наименее:
смелый – самый смелый, наиболее смелый, наименее смелый.
2. Простая форма сравнительной степени + слова всего, всех:
громкий – громче всех, громче всего.
Не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам.
В предложении являются сказуемыми:
Брат старше меня на два года.
Второе слово грамматически изменяется (по падежам, числам и родам).
В предложении обычно бывают сказуемыми и определениями:
В этом году зима более снежная, чем в прошлом.
Домой мы возвращались по более широкой дороге.
Склоняются изменяются по падежам, числам и родам).
Неизменяемыми являются слова наиболее, наименее:
в наиболее недоступном месте.
В предложении обычно бывают определениями или сказуемыми:
Байкал – глубочайшее озеро на Земле.
Иванов – сильнейший из всех игроков.
II. Закрепление нового материала. Работа с учебником и дополнительным дидактическим материалом.
Упражнение № 330: комментированное письмо на доске и в тетрадях, работа с синонимами (в рамке на стр. 10).
Комментарий:
Прилагательные «гигантский», «исполинский», «колоссальный» не образуют степеней сравнения.
Упражнение № 332: устный разбор, орфоэпическая работа, письменное выполнение.
Дополнительный дидактический материал
Задание № 1: образуйте от данных прилагательных простую форму сравнительной степени. Чередующиеся согласные подчеркните:
Образец: простой – проще.
(1) Строгий, (2) молодой, (3) сухой, (4) громкий, (5) твердый, (6) богатый, (7) густой, (8) дорогой, (9) мягкий, (10) чистый.
Ключ:
(1) Строгий - строже, (2) молодой - моложе, (3) сухой - суше, (4) громкий - громче, (5) твердый - тверже, (6) богатый - богаче, (7) густой - гуще, (8) дорогой - дороже, (9) мягкий - мягче, (10) чистый - чище.
Задание № 2: образуйте от данных прилагательных простую и составную формы сравнительной и превосходной степени. Запишите по образцу:
Образец: красивый – крас
вее – более красивый – красивейший – самый красивый, краси
·вее всех.
(1) Счастливый, (2) глубокий, (3) добрый, (4) интересный.
Ключ:
(1) Счастливый – счастливее – более счастливый – счастливейший – самый счастливый, счастливее всех.
(2) глубокий – глубже – более глубокий – глубочайший – самый глубокий, глубже всех.
(3) добрый – добрее – более добрый – добрейший – самый добрый, добрее всех.
(4) интересный – интереснее – более интересный – интереснейший - самый интересный, интереснее всех.
Задание № 3: подчеркните выделенные слова как члены предложения:
(1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее. (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы).(5) Богатейшая когда-то земля этого края покрылась оврагами. (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8) В наистрашнейшую грозу отправился он ночью в дорогу. (9) Это спектакль интереснее всех.
Ключ:
(1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее. (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы).(5) Богатейшая когда-то земля этого края покрылась оврагами. (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8) В наистрашнейшую грозу отправился он ночью в дорогу. (9) Это спектакль интереснее всех.
Задание № 4: определите степень сравнения прилагательных и выполните их морфемный анализ:
(1) Круглее, (2) меньше, (3) белейший, (4) длиннее, (5) жарче, (6) наибогатейший, (7) подороже, (8) чище, (9) дальше, (10) наивысочайший, (11) потоньше, (12) повкуснее, (13) наихрабрейший, (14) тишайший, (15) низший.
Ключ:
(1) Круглее – простая сравнительная степень прилагательного.
(2) меньше – простая сравнительная степень прилагательного.
(3) белейший – простая превосходная степень прилагательного.
(4) длиннее – простая сравнительная степень прилагательного.
(5) жарче – простая сравнительная степень прилагательного.
(6) наибогатейший – простая превосходная степень прилагательного.
(7) подороже – простая сравнительная степень прилагательного.
(8) чище – простая сравнительная степень прилагательного.
(9) дальше – простая сравнительная степень прилагательного.
(10) наивысочайший – простая превосходная степень прилагательного.
(11) потоньше – простая сравнительная степень прилагательного.
(12) повкуснее – простая сравнительная степень прилагательного.
(13) наихрабрейший – простая превосходная степень прилагательного.
(14) тишайший – простая превосходная степень прилагательного.
(15) низший – простая превосходная степень прилагательного.
Задание № 5: найдите ошибки в образовании формы сравнительной степени прилагательного; запишите верные варианты; суффиксы выделите:
(1) Красивше, (2) выше, (3) более мягче, (4) мельче, (5) длиньше, (6) светлее, (7) хуже, (8) слаже.
Ключ:
(1) Красивее, (2) выше, (3) более мягкий, (4) мельче, (5) длиннее, (6) светлее, (7) хуже, (8) слаще.
Задание № 6: выпишите качественные прилагательные, от которых нельзя образовать степени сравнения:
(1) Мягкий, (2) босой, (3) твердый, (4) слепой, (5) белый, (6) живой.
Ключ:
(2) босой, (4) слепой.
Домашнее задание: § 57; упражнение № 333 (по заданию).
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др., научный редактор Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил.
15