Урок русского языка в 6 классе Степени сравнения имен прилагательных
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Степени сравнения имен прилагательных
Цель: Дать понятие о степенях сравнения прилагательных. Учить образовывать степени сравнения прилагательных. Развивать умение употреблять прилагательные в речи.
Оборудование: репродукция картины А.Лутфуллина «Три женщины»
Ход урока
Приветствие. Организационный момент. Запись числа, классной работы.
I. Целенаправленное повторение пройденного материала, психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Учитель читает отрывок.
Богата и красива природа Башкортостана. Привольные степи и суровые хребты Уральских гор, прозрачные озера и стремительные горные речки, густые чащи лесов ласкают взор и поражают воображение.
Беседа по вопросам.
- Назовите тип речи (описание).
- По каким признакам вы это определили?(наличие прилагательных )
- Дайте определение имени прилагательному.(каково общее грамматическое знание предмета ? признак прилагательного.)
- Какие морфологические признаки имени прилагательного вы знаете? (вопрос, род, число, падеж).
- С чем чаще всего согласуются имена прилагательного? ( с существительными, а что с ними происходит, когда они теряют своего спутника – существительное? Когда прилагательное является сказуемым? ).
- Какова синтаксическая роль прилагательных (определения или сказуемое).
- На какие три разряда по значению делятся прилагательные ( качественные, относительные, притяжательные).
- Какие прилагательные могут иметь краткую форму? (качественные).
- Какие признаки называют качественные прилагательные?
- Какие признаки называют относительные прилагательные (обозначают признаки через отношение к предмету).
- На какие вопросы они отвечают?
Проверим , насколько хорошо мы умеем определять разряды, проведем буквенный диктант.
1. голубое небо КЛЮЧ:
2. детская площадка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. лисий хвост К О П К К П О О П К
4. интересная книга
5. прекрасное настроение
6. дедушкины награды
7.стальная проволока
8. соседний дом
9. заячий след
10. чудесная погода
Взаимопроверка.
II. Наблюдение над языком с целью выявления существенных признаков нового материала.
Запись на доске.
Родниковая вода чище речной воды.
Родниковая вода более чистая , чем речная.
Уфа - красивейший город в нашей республике.
Уфа – самый красивый город в нашей республике.
Опрос.
Найдите прилагательные.
Определите разряд.
В каких предложениях прилагательное обозначает, что в одном предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом? (в 1и 2).
Идентичны ли (равноценны) ли они по смыслу? (да). А чем отличаются? (составом).
В каких предложениях прилагательное указывает на высокую степень проявления признака (в 3,4). Идентичны ли они? (да).
Можно ли сказать, что речь идет о степенях сравнения прилагательных? (да).
Какова тема сегодняшнего урока? Чего мы еще не знаем об имени прилагательном?
Для чего нам необходимо изучать эту тему? (чтобы получить новые знания, уметь образовывать степени сравнения , применять знания на практике).
УЧИТЕЛЬ: В жизни человека сравнение играет огромную роль: оно является важнейшим приемом мышления. Все познается в сравнении: не зная плохого, нельзя оценить хорошее; не зная простого, нельзя понять сложное; не зная легкого, не узнаешь трудного.
Это наблюдение нашло отражение в народных пословицах:
Не узнав горя, не узнаешь и радости.
Не отведав горького, не узнаешь сладкого.
Сравнивать можно все: людей, животных, предметы, явления природы, внутренние переживания. Предметы можно сравнивать:
по размеру ( 5 – этажный дом ниже 9 - этажного),
по температуре ( нынешняя зима теплее прошлогодней),
по весу (чемодан тяжелее сумки),
по возрасту ( дочь младше матери),
по интеллекту ( человек умнее машины),
по качеству ( платье новее пальто),
по оценке (фильм лучше спектакля),
по вкусу (мед вкуснее сахара) и др.
III. Решение учебной задачи по определению понятий.
Для выражения сравнения в русском языке существует специальная степень сравнения прилагательных. Как мы назовем такую степень (сравнительной). Какова ее роль в языке? – быть одним из способов выражения сравнения.
Эта форма указывает, что в одном предмете качество содержания в большей степени. Предметы оцениваются один относительно другого, сравниваться могут как однородные предметы, так и разнородные.
Сравните, пожалуйста, по какому-нибудь признаку:
Кустарник и дерево (по высоте)
Дерево и камень (по твердости)
Ветер и ураган (по силе)
Луну и Землю (по размеру)
Яблоко и лимон (по вкусу)
Реку и ручей ( по ширине)
Слона и мышь (по весу)
Баймак и Сибай (по величине)
А в каких литературных произведениях мы встречали сравнительную степень прилагательного? (дети отвечают).
А если признак предмета превосходит такие же признаки у других предметов, как можно назвать такую степень? - (превосходная).
Словарная работа. Превосходство – преимущество перед кем – чем – либо, в каком ни будь отношении.
Работа по схеме (подготовленный плакат).
форма
степень
простая
Сложная
сравнительная
ЕЕ
Н.Ф. + Е
ШЕ
Более
Менее + Н.Ф.
Превосходная
Н.Ф. + ЕЙШ
АЙШ
самый
наиболее + Н.Ф.
наименее
Чтение теории в учебнике..
Образовать степени сравнения прилагательного белый (один ученик работает у доски).
IV. Конкретизация общего способа.
Работа по картине.
Обращение к репродукции картины заслуженного художника РБ Ахмата Лутфуллина « Три женщины».
О художнике и его творчестве рассказывает подготовленный ученик. Учитель дополняет рассказ историей создания картины.
Учащимся предлагается составить предложения по картине, используя степени сравнения прилагательных.
Дети составляют и записывают предложения.
На самом почетном месте, в центре сидит самая старая и уважаемая из женщин, самая величивая, самая мудрая. Другая, на фоне окна – моложе, третья – самая молодая.
Работа по заранее подготовленному тексту.
Раздаются листы с текстами всем учащимся.
Задание №1 – из текста С.Злобина, автора романа «Салават Юлаев», выписать качественные прилагательное и образовать все возможные формы степеней сравнения.
Задание выполняется по вариантам. Взаимопроверка.
Задание № 2. Восстановить текст пословицы, поставить прилагательное в форму простой сравнительной степени.
Групповая работа в парах.
Задание №3. Прочитать башкирскую сказку «Кто сильнее?» по ролям и выписать все формы степеней сравнения прилагательного сильный.
В тетрадях учеников должна быть следующая запись:
Сильный – сильнее, более сильный, сильнейший, самый сильный, сильнее всех.
Последняя форма – сложная превосходная степень – образуется помощью простой сравнительной степени и местоимения всех.
Задание № 4. Работа с учебником. Выполнить упражнение. Исправить грамматические ошибки.
V. Рефлексивно – оценочный этап.
Что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
Самооценка учащегося.
VI. Домашнее задание. Создать небольшой текст, используя прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
13PAGE 15
13PAGE 14415