Урок русского языка по теме Степени сравнения имен прилагательных
Конспект урока по приглашению в 6 классе
Тема урока: Степени сравнения имен прилагательных
Учитель: Гудков И.О.
С. Соболево
2012
Цель занятия:
Образовательная:
актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;
дать понятие о степенях сравнения;
сформировать умение правильно образовывать степени сравнения имен прилагательных;
соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения.
Развивающая:
развивать умение сравнивать и анализировать;
развитие творческой фантазии;
развитие умений обобщать информацию, делать выводы;
развивать коммуникативные навыки учащихся.
Воспитательная:
воспитывать культуру общения;
воспитывать толерантность;
воспитание трудолюбия и аккуратности.
Познавательная:
практическая активизация лексики и грамматического материала по теме.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: м/медийный проектор, экран
Основные средства достижения результата: предметно-ориентированная технология - технология концентрированного обучения: укрупнение одной организационной темы (вся тема на одном занятии), многократность вариативного повторения, использование различных средств обучения.
Формы организации деятельности: самостоятельная работа, индивидуальная работа, проговаривание в парах, взаимообучение.
Проблемный вопрос занятия: образование степеней сравнения имен прилагательных
Этапы урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент:
Цель: создать психологический климат занятия и подготовить слушателей к работе, подготовить слушателей к восприятию объема учебного материала, познакомить учащихся с последовательностью работы на занятии и дидактическими материалами темы занятия.
Учитель: Здравствуйте, я рад видеть всех вас на занятии. Сегодня мы будем работать над новой темой. Но для начала давайте вспомним, что такое имя прилагательное? Какие морфологические признаки есть у имени прилагательного? Какова его синтаксическая роль?
Демонстрация теории через презентацию. Выборочная презентация
Слайд 2
Актуализация знаний учащихся:
Цель: конкретизировать знания учащихся по теме занятия с целью точного понимания уровня имеющих знаний темы для правильного вывода по проблемам и задачам занятия; оценить готовность учащихся к пониманию основных проблем занятия.
Учитель: А теперь вы попробуете рассказать, чем мы с вами будем заниматься на уроке. Посмотрите на доску: там записана цепочка слов. Все слова похожи друг на друга, но отличие есть. Чем же они отличаются?
Добрый-добрее-самый добрый
Работа над целевой установкой урока:
Цель: обеспечить системные знания и умения по определению степеней сравнения имен прилагательных, отработать навык правильной постановки ударения при образовании степеней сравнения имен прилагательных, повысить качество обучения и воспитания слушателей через создание оптимальной структуры учебного занятия, обеспечивающего сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.
Учитель: Правильно. Запишите число, классную работу и тему урока: «Степени сравнения имен прилагательных». Теперь наша задача: узнать, какие у имени прилагательного есть степени сравнения. И посмотреть, как они образуются.
Слайд 3
Объяснение нового материала:
Учитель: попробуйте ответить, что показывает сравнительная степень? А что показывает превосходная степень? Правильно, сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей степени. Превосходная степень показывает, что тот предмет превосходит остальные по какому-либо признаку.
Чтение правила в учебнике, страница 116
Учитель: а теперь закрепим правило. Образуйте все степени сравнения от прилагательного ТЯЖЕЛЫЙОдин человек работает у доски.
Учитель: следующее задание. Ваша задача – написать по 3 прилагательных, которые характеризуют внешность и характер человека. Мы с вами поиграем в игру «Я… А я»
Учитель: посмотрите на доску, там записано предложение.
Здоровье (дорогой) (золото)
Учитель: К какому жанру можно отнести этот кусочек текста? Правильно, это пословица. Вам необходимо раскрыть скобки и поставить слова в нужную грамматическую форму.
Учащиеся размышляют, аргументируют свои ответы.
Учитель: а теперь сделаем синтаксический разбор этого предложения.
Учитель: один человек у доски сделает морфологический разбор слова «ЗОЛОТО»
Слайд 4
Слайд 5
Закрепление изученного материала:
Учитель: поработаем с таблицей. Я вам буду диктовать слова, а вы должны распределить их по столбцам. В первый – слова в положительной степени, во второй – слова в сравнительной степени, в третий – слова в превосходной степени.
Ответ на проблемный вопрос (диагностический вопрос понимания значения и образования степени сравнения)
Положительная степень Сравнительная степень Превосходная степень
великий более смелый огромнейший
длинный меньше самый большой
короткий короче величайший
длиннее самый маленький
более короткий Ответы по цепочке с дополнением (коллективная работа).
Слайд 6
Учитель: какой можно сделать вывод?
Слайд 7
Слайд 8
Учитель: а теперь исправьте ошибки в предложениях, которые написаны на доске:
Эта ложка железнее, чем та
Моя мама молодее твоейОсенью в лесу очень красивее, чем зимой
Самый огромнейший салют, который я видел
Он более менее короткий
Учащиеся побуждаются к пониманию отличий степеней сравнения имен прилагательных, к выявлению ошибок в их образовании.
Слайд 9
Подведение итоговВыставление оценок
Домашнее задание: параграф 49, упр. 286