Открытый урок по русскому языку: «Степени сравнения прилагательных» (6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тарасинская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок по русскому языку
Класс:6
Тема: «Степени сравнения прилагательных»
Подготовила и провела:
Бадашкеева Оксана Матвеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Тарасинская СОШ»
2 квалификационная категория
Тараса,2014
Цель урока: дать понятие о степенях сравнения; познакомить с образованием простой и составной форм сравнительной степени прилагательных
Задача: показать обучающимся, что благодаря прилагательным, наша речь становится точной, выразительной, яркой.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы: частично-поисковый, игровой.
Ход урока:
1.Орг. момент
- Здравствуйте, дорогие ребята, гости нашего урока. Буквально через несколько дней мы с вами будем праздновать самый любимый праздник всех детей и взрослых. (новогоднее стихотворение) Я постаралась создать праздничную обстановку в классе, которая, надеюсь, поможет нам в работе.
Сегодня продолжаем работу над темой «Имя прилагательное», повторим изученный материал и узнаем много нового и интересного.
В начале урока вы заняли определенные места, каждый стол – это отдельная команда. Название команд я предлагаю следующие: 1 команда «Снежинки», 2 – «Снеговики», 3- «Сосульки» - все названия на зимнюю тему. Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением продолжим наш урок.
В течение урока, выполняя определенные задания, каждая команда будет за правильные ответы получать жетоны. На ваших столах находятся копилки-коробочки, куда вы будете слаживать их. Соответственно, победит та команда, которая наберет их больше всех баллов и эта команда получит «5» за урок. Но очень важным условием является активное участие всех членов команды, каждый ученик в конце урока получит оценки. Для этого вам нужно быть на уроке дисциплинированными, сосредоточенными, внимательными и активными.
Ход урока
2. Проверка домашнего задания. (конверты)
- Ребята, все мы умеем играть в игру«Крестики-нолики» . Перед вами карта готовых утверждений. Если вы согласны с утверждением – ставите Х, Если нет - 0 . 1. Обозначает признак предмета 2. Изменяется по числам и падежам. 3. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает обстоятельством 4. Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным. 5. Прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть выражен в большей или меньшей степени. 6. Имя прилагательное изменяется по родам. 7. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением, в краткой форме – сказуемым. 8. Имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам. 9. Все прилагательные имеют краткую форму
- Теперь проверим (СЛАЙД1) Я зачитываю ответы, вы внизу таблицы ставите «плюс» или «минус».
- Кто получил 9 плюсов? (Раздать жетоны). У кого 7-8 плюсов? Это «четверка» Тоже жетоны. А сейчас передайте свои карточки-ответы мне, все ваши результаты будут отражены в виде оценок в журнале.1 2 3 4 5 6 7 8 9 Х Х О Х Х Х Х О О
- Положите свои жетончики в копилку.
3. Изучение новой темы
На слайде нарисованы две елочки. Ребята внимательно посмотрите на них и скажите какие они?
1 Эта елочка высокая. Вторая – выше первой. А вот эта елка самая высокая.
2. Эта елочка нарядная. Вторая – нарядней первой. А вот эта самая нарядная.
3. Эта елка маленькая. Эта – больше. Третья елка самая большая.
- Ребята, что я сейчас делаю? (сравниваю два предмета по признакам). (Жетон)
- Как Вы думаете, как должна звучать тема нашего урока? Кто догадался? (Жетон, если догадались)
Итак, тема нашего урока «Степени сравнения прилагательных» ( Слайд)
Посмотрите на таблицу «Степени сравнения прилагательных» (Беседа) (СЛАЙД)
И ответьте на вопросы: (Беседа)
1.Какие степени сравнения имеют прилагательные? (Ответ )
2. С помощью каких суффиксов образуется сравнительная степень?
3. С помощью каких суффиксов образуется превосходная степень?
4. В чем отличие простой и составной формы степени сравнения?
СЛАЙД
Вывод-обобщение с учителем. Итак, вы сегодня познакомились со степенями сравнения прилагательных.
Для вас эта тема совершенно новая. Поэтому будьте очень внимательны на уроке.
Ребята, а вам нравится наш кабинет? Почему?
- Скоро Новый год, мы украшаем свои дома, школу, классные кабинеты. Я тоже постаралась создать новогоднее настроение в нашем классе. А какие Вы знаете атрибуты Нового года?
- Елка, веселые праздничные мероприятия и, конечно, Дед Мороз!
- Замечательно, какой же Новый год без Елки и Деда Мороза. А вы верите в существование Деда Мороза? ( выслушать ответы детей)
(СЛАЙДЫ ) Дед Моро́з — главный сказочный персонаж на празднике Нового года. Дед Мороз изображается как старик в цветной — голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, валенках. Ездит на тройке лошадей. Неразлучен со своей внучкой Снегурочкой, обычно изображаемой в белой, серебристой или голубой шубе.
- А кто знает где живет Дед Мороз? ( Жетон)
- Посмотрите на карту. Это карта Вологодской области. Наш корреспондент побывал в этом прекрасном городе. И прислал свою заметку, где описывает свои впечатления. Ребята, посмотрите на текст. Прочитайте его заметку.
Вели́кий У́стюг располагается на левом берегу красивой ( ) реки Сухоны. Один из древних ( ) городов на русском Севере, С 1999 года объявлен родиной всероссийского Деда Мороза. Является популярным ( )центром семейного туризма.
Недалеко от этого старинного города в сосновом бору расположена Вотчина Деда Мороза. На территории Вотчины находится волшебный Дом Деда Мороза. Приходя сюда, каждый попадает в мир великолепной ( )сказки, волшебства и детства. Дедушка Мороз - домовитый волшебник. В Доме его комнат, столько же, сколько и месяцев в году - ровно 12. В комнатах всегда царит чистота и порядок, гостеприимство и уют.
Отдыхает Дед Мороз в опочивальне. Посередине опочивальни стоит сказочная кровать и украшена она резьбой по дереву. Покрывало узором морозным вышито. Подушек ровно семь штук, на каждый день недели своя. На стене мешочки развешаны, хранятся в них сказки добрые ( ) для снов детищек.
- Что-то новое узнали из жизни Деда Мороза? ( Выслушать ответы детей)
- А теперь измените этот текст, записывая в скобках слова. Для этого подчеркнутые прилагательные поставьте в форму превосходной степени. Используйте подсказку – таблицу, внимательно посмотрите на суффиксы превосходной степени. Работайте командой, время ограниченно, на всю работу отводится 2 минуты.
- С помощью каких суффиксов образуется превосходная степень прил-х? (Жетоны тем, кто не допустил ошибок). Пожалуйста, прочитайте свой переделанный текст. Все внимательно слушаем.
(Дифференцированная оценка работы команд. Ваша команда справилась с заданием хорошо – вы получаете три жетона, в допустили незначительные не- точности – 2 жетона, и т.п.)
- Молодцы, кто не допустил ошибки, а те у кого они есть будьте внимательней.
Я приглашаю вас на Физминутку.
- Давайте споем нашу любимую новогоднюю песню. Все встаньте из-за парт. Под музыку давайте движениями изобразим действия песни.
Идёт через лес по сугробамС огромным мешком за спинойПо непроторенённым дорогамВолшебник с седой бородой.Мы все с малых лет его знаем,Повсюду желанный он гость,Его мы с улыбкой встречаем -Уж так на Руси повелось.Российский дед мороз,Российский дед мороз,Российский дед мороз,Дед мороз.Узорами окна раскрасит,Гирлянды на ёлке зажгёт,Он сказочным сделает праздник ,Весёлую песню споёт.Мы все с малых лет его знаем,Повсюду желанный он гость,Его мы с улыбкой встречаем -Уж так на Руси повелось.С метелью дружен я,С холодною зимой.Снега - мои друзьяИ ветер ледяной.Укутайтесь теплейИ берегите нос.Встречайте у дверей, -Подарки я принёс.Российский дед мороз,Российский дед мороз,Российский дед мороз,Дед мороз.
- Да, наш российский Дед Мороз – фигура известная. А вы знаете его друзей из других стран?
(жетоны за ответы)-Какие же они, «заморские Деды Морозы», и где обитают? (СЛАЙД)
Сайте-Каас (Синтер Клаас) — Голландия
Святой Василий — Греция, Кипр Папа Ноэль — Испания Крисе Крингл (Юлниссан, Юль Томтен (Йолотомтен)) — Швеция Юлетомте (Юлеманден) или Святой Николас — Дания Шо Хин, Шэн Дань Лаожэнь — Китай Святы Микалаус — Западные славяне Святой Шаланд — Савойя Соок-Таадак — Алтайский край Батюшка Рождество — Англия Папа Паскуаль — Колумбия Дед Микулаш — Чехия Дед Жар — Камбоджа Сандерклаас — Нидерланды Мош Джерилэ — Румыния Сильвестр — Австрия Паккайнен — Карелия Аяз-ата — Казахстан Одзи-сан — Япония Зул — Калмыкия
(Слайд) Санта Клаус
Санта-Клаус (англ. Santa Claus) — рождественский дед, североамериканский сказочный (фольклорный) персонаж, который дарит хорошим детям подарки на Рождество Христово (А наш каким детям дарит?). Подарки он ложит в чулок. А наш Дед Мороз куда кладет подарки?( в мешок)
Общекомандное задание «Кто круче?Посмотрите на слайд «Кто круче?» Давайте сравним этих двух персонажей, используя прилагательные в сравнительной степени. (Не забудьте, как образуется сравнительная степень) Победит команда, которая использовала больше прил. в сравнительной степени (Выслушать тексты команд, определить, чья команда была лучше)
(слова для справок: привлекательный, красивый, щедрый, нарядный, богатый, современный, длинный, белый, пушистый, большой,
Наш Дед Мороз -
Костюм –
Борода -
Мешок –
Задание для команд:№6 «Кодировка» Перед вами на столах по три мультифоры. Первая с буквой «С», Вторая – «П», третья со словосочетаниями . Как вы думаете что означают эти буквы? - Правильно это формы прилагательных – сравнительная и превосходная формы. Распределите данные сл/сочетания по формам. (Проверка слайд)
Жетон - у кого все совпадения.
«Шифровка» 1 Добрейший волшебник,2 холоднее льда,3 удивительнейший праздник,4 тверже льда,5 красивейший замок, 6 белейший снег, 7 нежнее эскимо, 8 вкуснейшее мороженое, 9 самая нарядная,10 тишайший голос,11 самый желанный подарок,12 самая пушистая снежинка,13 белее снега, 14 ярче солнца, 15 красивейшая елка, 16 длиннейшая гирлянда , 17 прозрачнее льдинки, 18 длиннее всех,19 красивее Снегурочки, 20 тончайшая сосулька.
Проверка ( Слайд)
С П
Холоднее льда
тверже льда
нежнее эскимо
белее снега
ярче солнца
прозрачнее льдинки
длиннее всех
красивее Снегурочки Добрейший волшебник
Удивительнейший праздник
красивейший замок
белейший снег
вкуснейшее мороженое
самая нарядная
самая пушистая снежинка
тишайший голос
самый желанный подарок
красивейшая елка
длиннейшая гирлянда
тончайшая сосулька
8 12
Обобщение изученного материала.
– О чем мы говорили на сегодняшнем уроке?
Наблюдали за тем, как образуются степени сравнения прилагательных. Какие бывают степени сравнения. Узнали интересные факты из жизни Деда Мороза.
IV. Итоги урока.
- Давайте, подведем итоги. Каждая команда подсчитайте свои жетоны и назовите нам их количество.
Учитель объявляет оценки. Спасибо всем за работу. Хочется всех поздравить с наступающим Новым годом!
Творческое домашнее задание.
25 декабря 1999 года в Великом Устюге состоялось торжественное открытие «Дома Деда Мороза». (СЛАЙД) за прошедший период Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран.
- А вы когда-нибудь писали письма Деду Морозу?(Беседа)
Давайте, мы тоже напишем поздравление.(Оформление открыток)
Подарите ваши открытки гостям нашего урока. (Остальные можно подарить учителям)