Урок-телепередача «Поговорим о правильном питании» (окружающий мир, 4 класс) 
Урок-телепередача
Предмет: «Окружающий мир»
Учебный раздел: «Человек»
Класс:   3
УМК «Планета знаний»
ФГОС 
Подготовила и провела:
учитель начальных классов 
МБОУ СОШ № 37
Малахова С.А.
г. Новошахтинск
Ростовской области
Т Е М А:     «ПОГОВОРИМ О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
Тип урока:  урок применения знаний и умений.
Вид урока:  телепередача
     (публичные формы общения через связь поколений, профессий).
Метод обучения: частично-поисковый 
(показ путей решения проблемы с помощью различных вариантов).
ЦЕЛЬ:         укрепление здоровья школьников, пропаганда здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ:   1)  познакомить учащихся с необходимыми организму питательными    
                         веществами;  правилами здорового питания;
развивать умение устанавливать взаимосвязь пищеварительной системы с продуктами питания;
воспитание и привитие «здоровых» привычек через КТД.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Стенгазета «Твое здоровье».
Плакаты с высказываниями классиков, пословицами.
Рисунки учащихся  «Правила поведения за столом».
Тест «Куда ты идешь?» 
Кроссворды.
Посуда для сервировки стола.
Выставка книг о красоте, питании, кулинарные книги, диеты. 
ПЛАН  УРОКА:
Организационное начало урока. 
Деление телестудии на творческие микроколлективы, связанные общей темой дискуссии, взглядами, убеждениями. Представление ведущих специалистов, занимающихся проблемой правильного питания – родителей учащихся: медработников, поваров и тренера по теннису; школьников – журналистов; учителей – экспертов).
  Мозговой штурм.
Телепередача
а)  выступление ведущих специалистов и журналистов по темам:
- «Из чего состоит наша пища»;
- «Какие продукты полезно есть каждый день, а какие лишь изредка»;
- «О молоке и молочных продуктах»;
- «О блюдах из зерна»; 
- «Что нужно есть в разное время года»;
- «Как правильно питаться, если занимаешься спортом»;
- «Как правильно накрыть стол»;
- «Как вести себя за столом».
б)  после  выступления по каждой  теме – устные  формы  контроля  усвоения           и  применения  знаний  (игра,  кроссворд,  проблемная ситуация).
Письменная форма усвоения знаний (тест «Куда ты идешь?»)
Заключительное слово ведущего. 
Подведение итогов работы творческих микрогрупп, оценивание.
ХОД  УРОКА:
I.     Организационное начало урока. 
- Добрый день! Добрый день! Добрый день! 
- В эфире программа «Пусть говорят» и я, её ведущая, – Светлана Малахова.
II.    Мозговой штурм.
Ученые  доказали,  что  красота  спасет  мир.  Здоровый  человек  красив. Это свежая и упругая кожа, блестящие волосы, стройная фигура, белоснежная улыбка, летящая походка (показываю журналы «Красавица»). 
- Кто не хотел бы иметь всё это?
Великий мыслитель Сократ говорил: «Здоровье – не всё, но всё  без здоровья – ничто», а ученый И. П. Павлов утверждал: «Человек есть то, что он ест».
(Дети поднимают плакаты с этими высказываниями)
III.  Телепередача.
-   Тема нашей программы «Правильное питание» и я приглашаю в студию нашего первого гостя –  (Ф. И. О. родителя, профессия-медсестра), он знает, из чего состоит наша пища и какие продукты полезно есть каждый день, а какие – лишь изредка.
Текст выступления:
Питательные вещества это: белки, жиры, углеводы, витамины.
Питание ребенка должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым.
Особое место в рационе питания занимают белковые продукты. На завтрак и ужин ребенку лучше предложить молочные блюда (сырники, вареники, омлет), каши, сваренные на молоке. Они обеспечивают потребность организма в белке, легко усваиваются.
Мясная пища тоже нужна детям. Но лучше, если блюда из мяса ребенок съест во время обеда. Избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее недостаток.
Жиры служат источником энергии и строительным материалом для организма, поэтому их присутствие в дневном рационе ребенка обязательно. Особое место среди жировых продуктов занимает сливочное и растительные масла. В них, помимо жира, содержатся витамины D, E, K, а также полезные минеральные вещества. Сливочное и растительные масла лучше использовать в натуральном виде (бутерброды, добавка к готовым блюдам, заправка для салатов). Дело в том, что при тепловой обработке разрушаются витамины, и масло теряет свои ценные качества. Сливочные масла с различными пищевыми добавками (шоколадное, фруктовое, сырное, селедочное) имеют пониженное количество жира, поэтому их можно рекомендовать для детей с избыточной массой тела.
Блюда из круп: каши, запеканки – основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим  действием. Последнее очень важно для предупреждений заболеваний желудочно-кишечного тракта (к сожалению, распространенных среди детей). К тому же каши легки в приготовлении и  очень дешевы.
Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы ребенку каждый день. Но вот беда, зачастую при их выращивании используются химические вещества, способные накапливаться в растении. Если Вы не уверены в «экологической безопасности» овощей, перед варкой нарежьте их кусочками и на 30 – 40 минут залейте холодной водой.
Следует помнить, что для полноценного усвоения веществ, содержащихся в овощах и фруктах, требуются жиры. Вот почему овощные или фруктовые салаты заправляют растительным маслом, майонезом или сметаной, сливками.
Ведущий: Вот что один мальчик съел на обед: кашу с сахаром, какао со сладкой булочкой, кусок торта, шоколадку. 
Вопросы к студии:
Хороший у мальчика был обед? Почему? (Пища была не разнообразная, а содержала в основном углеводы, которые содержатся не в овощах и фруктах, а  сахаре.)
Какие блюда вы могли бы предложить одноклассникам? (Ответы детей)
Проблемная ситуация: один из учащихся говорит, что он ест всё, что хочет, когда хочет и сколько хочет, при этом не имеет лишний вес, редко болеет и ничего менять не собирается. Любит есть на улице, каждый день ест сладости. На обед предлагает съесть 2-3 бутерброда и запить их сладкой газированной водой.
В дискуссии принимает участие вся студия – взрослые и дети указывают на ошибки мальчика, дают советы, предостерегают от возможных болезней (ожирение, диатез, диабет, гастрит, язва желудка, заболевания нервной системы и др.)
Ведущий:  Вопрос к нашим журналистам: «Что вы знаете о витаминах?»
Выступление детей-журналистов: 
1-й журналист: Мы выпустили первый номер газеты «Твое здоровье», и я хочу рассказать читателям, какие продукты богаты витаминами (зачитывает статью о витаминах, показывая на картинки с их изображением).
Продукты, богатые витаминами:
А –    морковь, томаты, зеленый лук, салат, абрикосы, сыр, сметана, печень, яйца.
В1 –   пшеница, овес, горох, яйца, свинина.
В2 –   молоко, печень, капуста, помидоры, бобовые, каши (рисовая, овсяная, перловая).
В6 –   картофель, свёкла, печень, рыба, дрожжи.
РР –   рыба, мясо, хлеб, бобовые, молоко.
С –    цитрусовые (лимон, мандарины, апельсины), фрукты (особенно яблоки кислых сортов), овощи (картофель, капуста, помидоры, зеленый лук, салат), ягоды (черная смородина).
Д –    яйца, сливочное масло, печень, рыбий жир.
 2 журналист: Отгадайте загадки о фруктах, овощах и ягодах, богатых витаминами:
Сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает, 
Тот слезы проливает.
                                  (Лук)                              
Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
И к пище приправа,
И на болезни управа.
                                 (Чеснок)
Росту в земле на грядке – 
Красная, длинная, сладкая.
                                (Морковь)
Весной повисло – 
Все лето кисло.
А сладким стало – 
На землю упало.
                                (Яблоко)
На болоте, на лугу 
Витамин зарыт в снегу.
                               (Клюква)
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» 
                              (Картошка)
Ведущий: А следующий наш гость знает, чем полезно молоко? 
(Представляю гостя: Ф. И. О.,  профессия – учитель)
Текст выступления:
Ученые хотели узнать, из чего состоит наша пища. Они исследовали разные продукты, но особенно долго возились с молоком.
Однажды вечером оставили в теплом месте на кухне стакан сырого молока. А утром вместо молока увидели в стакане простоквашу. Сверху простоквашу покрывали жирные сливки. Вот молоко и рассказало, что содержит жир. Сняли сливки, а простоквашу переложили в кастрюлю и поставили на огонь. Скоро простокваша превратилась в зеленоватую сыворотку, в которой плавали белые хлопья творога. Мы отделили творог.
Казалось, стоит ли возиться с этим мягким белым комочком? Но, знаете, очень многим химикам пришлось поломать голову, пока они разгадали, что творог – это белок, похожий на яичный.
Белки находятся в мясе, икре, рыбе. Без них нельзя прожить. Их ничем не заменишь в пище. И вот в молоке оказалось достаточно белков: в одном стакане столько, будто в нем разболтали два яйца.
Жидкое молоко не такое уж водянистое. Сыворотку, которая осталась после отделения творога, поставили кипятить, выпаривать. Когда она загустела и стала светло-коричневой, ее поставили на холод. Утром на стенках сосуда осели желтые кристаллики. Кристаллики на вкус были приятные, сладкие. Это молочный сахар.
Значит, в молоке находятся и жиры, и белки, и сахар!
Были в молоке и витамины.
Ведущий: Предлагаю проверить ваши знания по этой теме. (Кроссворд «Молоко и молочные продукты»)
Ведущий: Представляю следующего гостя программы (Ф. И. О. – профессия-диетолог), он знает секреты правильного питания, с которыми готов поделиться.
Текст выступления:
Многие родители считают, что правильное питание ребенка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же важно не только то, что ест ребенок, но и как организовано его питание.
Прежде всего, нужно позаботиться о соблюдении режима питания.                 Детям 6 – 7 лет необходимо есть 4 – 5 раз в день, перерыв между приемами пищи    3 – 3,5 часов. Если время завтрака, обеда, полдника и ужина соблюдается изо дня в день, организм ребенка начинает заранее готовится к приему пищи. Благодаря этому пища лучше переваривается и усваивается. Соблюдение режима питания – лучшая профилактика заболеваний органов пищеварения.
Если пришло время завтракать или обедать, а ребенок совсем не хочет есть, предложите ему выпить стакан сока, молока или съесть яблоко. Не стоит принуждать ребенка, сердиться, нервничать. Настойчивые уговоры и требования могут сформировать у него стойкое отвращение к еде. Чтобы «разбудить» у ребенка аппетит, перед основным приемом пищи дайте ему овощной или фруктовый салат. Благодаря этому начинает выделяться  желудочный сок, и возникает желание поесть.
Стоит обратить внимание на темперамент ребенка. Спокойный, уравновешенный ребенок способен легко настроиться на еду, и аппетит у него возникает сразу, как только он начинает есть. Подвижным, впечатлительным мальчикам и девочкам нужно время, чтобы успокоиться и ощутить голод. Поэтому не стоит требовать от таких детей, чтобы они немедленно приступали к еде. Пусть они помогут Вам накрыть на стол, приготовят посуду, все это позволит непоседам настроится на еду.
Нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Для того чтобы обед пошел впрок, все, что попало в рот, - котлета и каша, картофель и хлеб, масло и варенье, яблоко и конфета, - должно перевариться и всосаться в кровь, которая разнесет питательные вещества ко всем органам и даст питание мозгу.
Запомните правила здорового питания:
Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
2. Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В этой пище очень много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей. Подумай, нужен ли тебе этот «запас».
3. Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.
4.  Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.
5. Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.
6.  Утром перед школой надо обязательно завтракать. Некоторые ребята по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что-то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.
7. Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.
Ведущий:  А сейчас вопросы к студии: 
Какие блюда можно приготовить из зерна?
Как сделать кашу вкусной?
Что нужно есть в разное время года? 
(Летом – окрошка, овощные супы, легкая постная пища, прохладительные напитки (квас, клюквенный морс, минеральная вода, компот, сок, коктейли), мороженое. Зимой пища должна быть горячей и сытной, чтобы помогала согревать наш организм.)    
Ведущий
·:  Приглашаю следующего гостя – это хорошо известный вам человек – тренер по теннису Н.В. Чернокнижникова. Она расскажет, как правильно питаться, если занимаешься спортом. 10 учеников нашего класса – спортсмены. Занимаются серьезно и должны знать, какие продукты им полезны, а что можно есть лишь изредка.
Тренер:   Питание спортсменов должно быть богато углеводами, так как они дают энергию. Есть спортсмены, занимающиеся умственным трудом (шахматисты), им перед соревнованием полезно съесть шоколадку, выпить натуральный фруктовый сок, съесть банан, апельсин. А спортсмены, которые занимаются физическим трудом (футболисты, хоккеисты, пловцы, бегуны, теннисисты, гимнасты и др.), должны употреблять  большое количество белков (мясо, горох, фасоль, творог, рыба), т.к. они наращивают мышечную массу. Необходимо больше употреблять фруктов и овощей, богатых витаминами, ведь они дают выносливость, силу, предохраняют от болезней.  Употребление жиров ограничено, разрешаются лишь ненасыщенные жиры растительного происхождения. Перед соревнованиями в течении 3 – 7 дней спортсмен находится на особой диете. Употребление калорийной пищи ограничено. Не случайно пожилые люди говорят: «Сытое брюхо к работе глухо». 
Нужно есть больше сырых овощей и фруктов, пить соки, есть овощные салаты.  Нельзя пить кофе, употреблять спиртные напитки, курить.  А после соревнований, нужно хорошо поесть, чтобы восстановить силы. Вот теперь можно съесть и кусочек торта, и выпить чашечку кофе, съесть сырники со сметаной, гуляш в сметанном соусе с вермишелью и др. 
Я вижу, вы засиделись и пора сделать зарядку. (Физминутка «Садовод»)
Ведущий:  А следующий гость нашей студии считает, что здорового питание начинается с красиво и правильно сервированного стола. Ведь подготовить наш организм к приему пищи помогают органы чувств: глаза и нос. Красиво накрытый стол и вкусные запахи пробуждают аппетит, заставляя работать всю пищеварительную систему.  (Ф. И. О. гостя, профессия-повар) Он был в секретной комнате, все слышал, но времени зря не терял, приготовил нам красивые и полезные весенние салаты.
Текст выступления:  Во время обеда нужны три тарелки: для салата, для первого и второго блюда. Сначала поставьте тарелку для салата. Справа положите суповую ложку и нож, слева – вилку. Перед тарелкой поставьте стакан с компотом, рядом с ним положите ложку. Она понадобится, чтобы достать фрукты. Хлеб, солонку и вазу с салфетками поставьте в центр стола. Первым подается салат, затем горячее – первые и вторые блюда. На третье – прохладительные напитки: компот, сок. Горячие напитки рекомендуют пить на завтрак и ужин. Обед по калорийности превосходит завтрак и ужин, поэтому после сытного обеда нельзя ложиться спать или играть в футбол. Желательно выйти на свежий воздух и немного отдохнуть: почитать книгу, порисовать, поиграть в настольную игру. 
Ведущий:  А от себя хочу добавить, что важно соблюдать правила поведения за столом и правила личной гигиены. Посмотрите на плакаты. Они так и кричат нам: «Мойте руки перед едой!», «Овощи и фрукты надо хорошо мыть!», «Во время еды не разговаривай и не читай!», «Не торопись! Ешь небольшими кусочками, тщательно пережевывай пищу с закрытым ртом», «Не переедай!».  Моя бабушка всегда говорила: «Хорош мед, да не по горсти в рот»; «Много есть – не велика честь: обжорой назовут».
Ведущий: В начале года мы с вами писали тест «Куда ты идешь?». Результаты были плачевными. Прошел почти год. За это время мы многое узнали о человеке, как работают его органы, что полезно, а что вредно для организма. И сейчас мы опять ответим на вопросы теста. Результаты сравним и увидим, стали вы заботиться о своем здоровье, приобрели полезные привычки, соблюдаете режим питания, распорядок дня? Отвечать прошу искренне. 
КУДА ТЫ ИДЕШЬ?
(Вполне серьезный тест)
Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% - от работы медиков. Остальные 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению, а не разбазариванию.
Перед тобой тест. Ответив на все вопросы и подсчитав очки, ты узнаешь, что тебя ждет в будущем: здоровая долгая жизнь или вечные хвори и хождения по аптекам.
Тест рассчитан
на девочек и мальчиков от 7 до 12 лет
                                                                                                                                    Очки
1.  Как часто ты моешь руки:
около 20 раз в день                                                                                         0
только перед едой и после туалета                                                            5
когда сильно в чем-нибудь испачкаю                                                         20
2.  Сколько раз ты чистишь зубы: 
2 раза (утром и вечером)                                                                              0
1 раз                                                                                                                 5
вообще не чищу                                                                                            15
3.  Как часто ты моешь ноги:
каждый вечер перед сном                                                                             0
когда заставит мама                                                                                  10
только когда купаюсь целиком                                                                  20
4.  Как часто ты делаешь зарядку:
ежедневно                                                                                                      0
когда заставят родители                                                                           15
никогда                                                                                                          25
5.  Как часто ты простужаешься:
1 раз в 2 года                                                                                                  0
1 раз в год                                                                                                       5
несколько раз в год                                                                                       15
6.  Как часто ты ешь сладости:
по праздникам и воскресеньям                                                                     0
почти каждый день                                                                                     20
когда и сколько захочу                                                                                 30
7.  Как часто ты плачешь:
не могу вспомнить, когда это было в последний раз                                0
пару раз на неделе                                                                                        15
почти каждый день                                                                                     25
8.  Отчего ты плачешь:
от боли                                                                                                           0
от обиды                                                                                                       10
от злости                                                                                                     20
9. Сколько ты гуляешь:
ежедневно от 1,5 до 2 часов                                                                        0
ежедневно, но меньше часа                                                                        10
иногда по выходным                                                                                    20
10. Когда ты ложишься спать:
в 21 – 21.30                                                                                                     0
после 22 часов                                                                                               10
после 24 часов                                                                                               35
11. Соответствует ли твой вес росту и возрасту:
соответствует или чуть меньше                                                               0
немного больше                                                                                            10
значительно превышает норму                                                                 30
12. Сколько времени ты проводишь у телевизора:
не больше 1,5 часов, часто с перерывом                                                     0
больше 3-х часов                                                                                          10
смотрю все, что нравится и сколько хочется                                         30
13. Сколько времени ты тратишь на уроки:
около 1,5 часов                                                                                               0
почти 2 часа                                                                                                 15
больше 3 часов                                                                                             30
14. Можешь ли ты взбежать на 5-й этаж:
с легкостью                                                                                                    0
под конец устаю                                                                                          15
с трудом и отдышкой                                                                                 25
не могу                                                                                                           35
15. Ходишь ли ты в спортивную секцию или танцевальный кружок:
да                                                                                                                     0
нет                                                                                                                 15
Теперь займемся подсчетом
Если набралось от 0 до 20 очков – ты в полном порядке!
От 20 до 70 очков – у тебя уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но с ними пока не трудно бороться.
От 70 до 110 – ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья. Сворачивай скорее!
От 110 и выше – можешь даже не считать! Как ты еще не развалился? Начинай борьбу за здоровье с этой же секунды!
Ведущий: Тема здорового образа жизни сегодня актуальна, поэтому ребята нашего класса решили выполнять самые главные правила здоровья: соблюдать режим дня, делать зарядку, закаливаться, правильно питаться, больше времени проводить на свежем воздухе, заниматься спортом. А если и застала простуда врасплох, лечиться лекарственными травами, молоком и медом. 
Староста класса: А в школе мы любим  физминутки, урок физкультуры, на перемене проветриваем класс, а сами играем в коридоре (ведь это подвижная перемена!), следим за чистотой классной комнаты, выращиваем комнатные цветы, которые помогают очищать от пыли воздух. Вот только питание в школьной столовой оставляет желать лучшего. Хочется,  чтобы было горячее питание и регулярное. 
Ведущий: Многие родители считают, что правильное питание ребенка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же важно не только то, что ест ребенок, но и как организовано его питание. Сегодня мы постарались рассказать вам о секретах здоровья и долголетия.
Наша передача подходит к концу. Хочется поблагодарить наших гостей, журналистов, студию, которые помогли ее подготовить и провести. После передачи предлагаю зайти на выставку. Здесь представлены книги по правильному питанию: «Кулинария», «Диеты», «Лечение сырыми овощами и соками» и др. 
В конце передачи ведущий  раздает активным участникам телепередачи плакаты и календари с изображением полезных продуктов.
Музыкальная пауза
Разгадайте кроссворд:
1
2
3
4
5
6
10
7
8
9
По горизонтали:
1.  Вещество, без которого человек умрет через 3-4 дня;
2.  Питательные вещества, необходимые для роста организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге;
5.  Продукт животного происхождения, необходимый в большом количестве грудным детям;
8.  Орган пищеварения в виде трубки, соединяющий рот и желудок;
9.  Инструмент, помогающий человеку заботиться о зубах.
10. Соседка желудка, но живет справа;
По вертикали:
1.  Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах;
3.  Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком;
4.  Желание есть;
6.  Помидор, огурец, лук (общее понятие);
7.  Орган, в котором пища начинает перевариваться. 
13PAGE  15
13PAGE  14915
Поговорим
о правильном
питанииTimes New RomanЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615