Разработка урока по опк Ступенька о Боге.Радостный старец
Тема урока: «Ступенька «Веселье о Боге. Радостный старец»
Цели:
воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к ближнему, своему народу, Родине, сопереживание, ответственности за другого человека, уважения к старшим, милосердия) на примере жизни христианских святых;
освоить первичные знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, православных памятников архитектуры;
формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;
Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник “Православная культура” автор Л.Л.Шевченко3-й год обучения (2 ч.), видеофильм «Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец», презентация к учебному занятию.Понятия: Святые, благочестивая жизнь, старец, старчество
Организационный момент
Эмоциональный настрой
_Прозвенел и смолк звонок,
начинается урок!
_мы сегодня здесь все вместе
_мы спокойны и приветливы
_мы все здоровы.
Глубоко вдохните и выдохните
Выдохните вчерашнюю обиду ,беспокойство.
Забудьте о них.
Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей.
Пожелайте друг другу всего доброго и с хорошим настроением начнём наш урок.
1 Актуализация полученных знаний.
Проверка домашнего задания
У.:- Что было задано на дом?(подготовить материал о Сергии Радонежском)
У.:-Сколько лет исполняется со дня рождения Сергия Радонежского?(700 лет)
У.: Как вы усвоили материал проверим в виде теста.
Тест:
Тест «Житие Сергия Радонежского»
Выбери правильный ответ.
1.Как звали родителей Сергия?
а) Иван и Ольга
б) Пётр и Марфа
в) Кирилл и Мария
2.Какое имя получил мальчик при крещении?
а) Сергий
б) Константин
в) Варфоломей
3.Как учился мальчик?
а) быстро и легко
б) медленно и не прилежно
в) прилежно, но с трудом
4.Кого встретил мальчик?
а) святого старца
б) ангела
в) монахиню
5.Что он спросил у мальчика?
а) «Кем ты хочешь стать, чадо?»
б) «Куда ты идёшь, чадо?»
в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»
6.Что ответил мальчик на вопрос старца?
а) что он хочет стать святым
б) что он хочет стать монахом
в) что его послали искать лошадь
г) что он хочет знать грамоту
7.О чём просил юноша своих родителей?
а) позволить ему стать священником
б) позволить ему идти учиться
в) позволить ему стать монахом
8.О чём попросили родители юношу?
а) подождать, пока они состарятся
б) подождать, пока они умрут
в) подождать, пока женятся старшие братья
9.Кто из князей приезжал к пр. Сергию за советом и благословением?
а) князь Александр
б) князь Дмитрийв) князь Владимир
10.Как называется храм, где покоятся мощи пр. Сергия?
а) Успенский собор
б) Духовская церковь
в) Троицкий собор
Проверка теста по шаблону (на доске)
У.: Некоторые дети получали домашнее задание индивидуального характера в виде презентации составить обзорную экскурсию по Троицко-Сергиевой лавре.(презентация Яны)
У.:Изучая житие Сергия Радонежского на уроках литературы,окружающего мира, ОПК. Мы наблюдали как почитали на Руси Сергия Радонежского.Узнали о его роли в истории Руси , расскажите о вашем отношении к Сергию Радонежскому.
Подготовка к изучению нового материал
- Кто такие святые?
-Кого так называют?(людей угодивших богу)
-Как даётся объяснение в словаре С.И.Ожегова?
Святой-человек ,который посвятил свою жизнь церкви и религии,а после смерти признан образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.
У.:Прослушайте стихотворение о святом. Какой вам вырисовался образ святого?
Угодник Божий Серафим
Старец Божий, старец кроткий,В лаптях, с палкою простой,На руке иссохшей четки,Взор, горящий добротой.Сколько дивного смиреньяВ страстотерпческих чертах,Дивный дар богомоленьяЛег с улыбкой на устах.Тяжким подвигом согбенныйОн идет, гонец небес,Прозорливый, вдохновенный,Полный благостных чудес.Благодатной силой веетНа молящих от него,Гордый разум цепенеетПеред святостью его.
Сергей Бехтерев,
У.:Как вы его себе представили ? Слайд
У.:Это преподобный Серафим Саровский
У.:на стр65 в последнем обзаце зачитайте как он обращался к людям?
Преподобный-святой монах ,который угодил Богу,пребывая в посте и молитве,живя в благочествии.
У.:Послушайте какое описание сохранилось в истории:
Он был высок. имел полное , покрытое приятною белизною лицо, прямой и острый нос и светло - голубые глаза., весьма выразительные и проницательные , густые брови и светло - русые волосы на голове. Лицо его окаймляла густая, окладистая борода. он имел мужественное сложение , обладал большой физической силой, увлекательным даром слова и удивительной памятью. на протяжении всей своей жизни он носил одну и туже одежду: белый балахон, кожаные рукавицы, бахилы, лапти, за плечами у него была сумка, в которой была библия. (СЛАЙД)
У.: Изучение истории христианской культуры позволяет узнать о святых, которые, подобно светильникам, освещали всем христианам путь к благочестивой жизни. Их называли старцами. Старцы стали наставниками, воспитателями многих русских людей. Им была дарована духовная мудрость понимания воли Божией. Руководство опытного наставника на пути спасения стало называться старчеством.
У.: На протяжении нескольких уроков мы говорили о том как преображался человек ,иными словами как человек становится хорошим . Человек поднимается со ступеньки на ступеньку ,от плена страстей к добрым качествам души.
-О чём надо помнить христианам?(о том что они живут в отечестве земном для того .чтобы украсив свои души добродетелями ,вернуться в Отечество небесное).
-Что помогало христианам помнить об этом?(Почитание святых)
У.:-Назовите ступеньки , по которым восходили святые к небесному Отечеству .Это их поддерживало их силы и давало радость о Боге .
- О какой ступеньке мы будем говорить? (Веселье о Боге) Слайд
У.:Чтобы вы хотели о нём узнать?
У.:Серафим Саровский родился в городе Курске в купеческой семье Мошниных в 1759 году. Назвали сына Прохором О том как он рос,какие чудеса с ним свершались мы узнаем из мультфильма « Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец».
Мультфильм
У.:Понравился ли мультфильм?
-Что интересного вы узнали?
-Какие чудеса происходили с Серафимом?
ФизминуткаНа пригорке стоит храм
Ну а к храму путь закрыт
Мы ворота открываем
В храм людей всех приглашаем
У.:Россия знала о благодатном старце из Сарова.Кнему приходили тысячи.И он помогал людям ответить на самый главный вопрос : Для чего человек живёт на свете.
Однажды в беседе с Николаем Мотовиловым о цели христианской жизни он сказал, что правила благочестия следует исполнять ради приближения человека к Богу. Все добрые дела своей жизни человек должен делать ради Христа. И тогда он получает помощь Божию – Его благодать. В приобретении доброй, преображающей повреждённую страстями душу человека силы Божией – благодати Святого Духа – для счастливой вечной жизни с Богом и состоит смысл жизни человека. (слайд 4).
У.:Откройте учебники страница 67 иллюстрация 123
Перед вами икона «Преподобный Серафим Саровский в житие»
-Какие эпизоды жития преподобного Серафима на них изображены? Чему христиане учились читая житие святого? Слайд Почил Преподобный Серафим, стоя на молитве пред иконой Божией Матери «Умиление» Тысячу дней и ночей молился на камне.
Слайд
Память Преподобного Серафима Саровского празднуется 15 января и 1 августа
Актуализация знаний игра Брейн – ринг
У.: Кто из вас самый внимательный и всё запомнил о Серафиме Саровском? (6 человек) на две команды. Кто больше ответит на вопросы.
В каком городе родился Серафим Саровский?(Курск)
Как звали Преподобного Серафима Саровского до принятия монашеского пострига?(Прохор)
Сколько дней молился Преподобный Серафим на камне?(1000)
За что избили разбойники святого?
Что сделал с разбойниками Серафим?
Какую икону почитал Серафим Саровский?
У.:Какие чувства испытывал Серафим Саровский к людям?(любовь)
У.:На каждой парте лежат карточки,на которых написаны христианские добродетели :воздержание ,смирение, блаженный плач,кротость,целомудрие,нестяжание и соответствующее объяснение добродетелей,проявленное в жизни Серафима Саровского
Дети выполняют задание, находят соответствие. Ответы детей:
Воздержание. - Преподобный Серафим ел только один раз в день, и то кроме среды и пятницы. Часто, углубившись в молитву, он вообще забывал о еде на несколько дней.
Целомудрие.- С детства преподобный Серафим не любил мирских забав, он старался больше молиться и чаще ходить в церковь, чтобы избежать искушений.
Нестяжание.- У преподобного Серафима было очень мало вещей. Когда разбойники ворвались, то нашли там только икону и несколько картофелин.
Кротость. - Однажды в лесу к преподобному Серафиму подошли три человека и стали требовать у него денег. Святой им сказал: « Я ни у кого ничего не беру». Тогда разбойники кинулись на него. Обладая большой силой и к тому же будучи вооружён топором, он, без сомнения, смог бы отбиться. Но святой спокойно преклонил колена, опустил на землю топор, скрестил на груди руки и сказал злодеям: «Делайте, что вам надобно». Один из разбойников подхватил с земли топор и ударил обухом святого по голове, так что он упал без чувств.
Блаженный плач.- Тысячу дней и ночей провёл святой Серафим в молитве на камне.
Смирение. - Святой Серафим скрывал свои подвиги и просил других людей не раскрывать их.
У.:О некоторых чудесах Преподобного Серафима расскажут дети
Рефлексия
У.: Исполнились ли ваши желания ?На все ли вопросы мы ответили на уроке?
Если урок вам понравился то покажите соответствующий смайлик.
Домашнее задание (слайд)
Задание каждый для себя определяет сам.
-Выучить стихотворение «Памяти преподобного Серафима Саровского», стр.68.
- Составить правила поведения в святых местах.
VII Итог урока.