Программа по родному(русскому языку) и литературе в 9 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 с.Толбазы
муниципального района Аургазинский район
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам.директора по УВР Директор школы
________/Абдюшева Э.Н./
Протокол №____ ________/Бикбаева Г.М./ Приказ №____ «____»______20___г. «____»______20___г. От «____»_____20___г.
·
·
·
·
·
·
Рабочая программа
по родному (русскому) языку
для 9 класса (базовый уровень)
на 2014-2015 учебный год
учителя русского языка и литературы
Дубовицкой Римы Рифгатовны
с.Толбазы, 2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе в 9 классе разработана в соответствии с приказом Министерства Образования Республики Башкортостан № 1384 от 19.08.2013г. «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждении Республики Башкортостан на 2013-2014уч.г.», Учебным планом МБОУ СОШ №3с. Толбазы, на основе программы и методического руководства к учебнику «Слово» в 5-9 классах, г. Уфа, «Китап», 2010 г.;
Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: учебник Л. Г. Саяховой и др. «Слово в письменной речи», учебник русского языка. 9 класс, «Китап», Уфа, 2013г.
Рабочая программа предусматривает обучение учащихся родному (русскому)языку в 9 классе в объеме 66 часов, в неделю 2 часа.
Цели:
Предмет «Родной (русский) язык» и литература» направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи:
Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формирование и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности , соответствия ситуации общения;
Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Содержание (66 часов)
«Слово в письменной речи».
Язык, речь, речевая деятельность. (10ч.)
Язык как общественное явление. Биологическая и психологическая точка зрения на сущность языка. Язык как социальное явление. Функции языка. Главные: средство общения, номинативная, познавательная функции, Язык-орудие мышления. Другие важные функции: сокровище культуры, воздействующая функция, средство создания художественных образов. Социальные функции русского языка: родной, государственный, язык межнационального общения, иностранный язык.
Речь, речевая деятельность.
Теория речевой деятельности. Обучение общению. Языковая, коммуникативная, культурологическая компетенции. Мотивация. Речевые умения: аудирование, говорение, чтение, письмо. Письменная речь, ее особенности. Текст- основная единица письменной речи. Роль письменной речи в жизни человека (фиксация фактов, поддается переработке, хранит тайны и т.д.) Виды человеческой деятельности, связанные с письмом.
Из истории русской письменности. Славянская письменность, ее создатели Кирилл и Мефодий. Старославянский язык, его влияние на древнерусский язык. Из истории русского алфавита.
Графика и орфография как принадлежность письменной речи. (6ч.)
Принципы русской орфографии как основа ее усвоения.
Построение русской графики на фонемной основе. Буква - обозначение фонемы (ряд чередующихся звуков). Орфография – система правил правописания. Принципы орфографии – фонематический. Морфологический принцип (единообразное написание частей слова независимо от произношения). Фонетические написания.
Усвоение орфографии методом ассоциативных полей и микроязыков.
Понятия: орфографическое ассоциативное поле, смысловая тема, микроязыки. Усвоение написания слов с опорой на слух, зрение, память руки, артикуляцию. Написание слов на осознаваемой основе: значение слов, этимология, тематические группы, проверяемые – непроверяемые написания.
Текст как основная единица письменной речи. (9ч.)
Текст и его признаки. Основные признаки: информативность и коммуникативная направленность, единство замысла, завершенность, смысловая целостность и связность, членимость и структурная организация.
Как создается текст: нахождение нужных слов и построение предложений, умение связывать предложения, соблюдая логику изложения мысли. Замысел как основа единства текста. Направление внимания на содержание текста.
Что нужно знать и уметь для создания текста: четкое осознание цели создания текста, замысел, адресат, речевая ситуация, знание того, о чем хотите сказать, ясность мысли, последовательность, логика изложения, композиция, умение завершить текст.
Сложное синтаксическое целое в составе текста.
Сложное синтаксическое целое – относительно законченный микротекст в составе текста, состоящий из нескольких предложений, связанных одной темой. Виды межфразовых связей в сложном синтаксическом целом: цепная (подчинительная) и параллельная (сочинительная).
Средства связи предложений в сложном синтаксическом целом: лексический повтор, синонимическая замена. Родовидовые связи. Словообразовательные связи.
Способы развертывания темы и основной мысли текста.
Детализация (приведение подробностей), примеры, сопоставление фактов, объяснение тезиса, причинное обоснование, указание на следствие, определение понятий, аналогия, выделение одного события или лица из нескольких, вывод, вопросительная форма, дополнение мысли, предположение, указание на условия.
Работа над текстом как основа овладения письменной речью. (11ч.)
Понимание текста: от понимания его языковых элементов до понимания смысла, идеи. Выделение смысловых опор: заглавие текста, начальные фразы текста, абзацные фразы, опорные ключевые слова, средства межфразовой связи.
Чтение текста. Передача в правильном чтении замысла текста. Выразительность чтения и техника речи (дыхание, громкость, тон, интонация, паузы, ударения).
Воспроизведение текста: виды воспроизведения текстов: реконструированное, свободное и текстуальное, полное и неполное, устное и письменное. Воспроизводство повествовательных, описательных текстов и текстов-рассуждений. Композиционная схема текстов.
Изложение как основной вид воспроизводства текста. Основные типы изложений: подробные, выборочные, сжатые, с творческим заданием. Простое воспроизводство и творческое переосмысление текста. Приемы работы над изложением. Рекомендации по анализу текста.
Стили и жанры письменной речи. (14ч.)
Стиль литературного языка . Система стилей в современном руссом языке.
Понятие о стилистической ошибке. Стилистически окрашенные и стилистически нейтральные слова.
Жанры речевого произведения (текста). Жанр – форма организации речевого материала в рамках определенного стиля литературного языка. В научном стиле: статья, тезисы, монография, научный доклад. Характеристика жанров по следующим признакам: коммуникативная цель, функция, содержание, языковые особенности, ведущие стилевые черты.
Официально-деловой стиль. Обслуживание законодательства и делопрозводства. Деловые бумаги (уставы, приказы и др.). Функции: сообщение и повеление. Точность, штампы. Деловая лексика и фразеология. Многочленность жанров.
Научный стиль- стиль науки. Преобладание письменных жанров: энциклопедия, монография, статья, словарь и т. д. Цель- сообщить научно достоверную информацию.
Термины как элемент языка науки. Знакомство с лингвистической справкой о терминах. Требование к языку научных работ.
Речевые жанры научного стиля.
Жанры научного стиля, связанные с учебной деятельностью. План, аннотация, тезисы, конспект, реферат.
Литературно- критическая статья. Цель - дать анализ художественного произведения. Рецензия - объективный анализ содержания и формы рецензируемого текста. Рецензия на научные труды, учебные пособия, художественные произведения.
Публицистический стиль.
Журнальные и газетные статьи. Связь с общественной сферой деятельности.
Жанры публицистического стиля.
Основные жанры: газетная или журнальная статья, очерк, фельетон, заметка, эссе, интервью, репортаж.
Язык художественной литературы. Это наивысшее достояние словесного искусства. Допускаются нелитературные языковые элементы: просторечие, диалектизмы, жаргонизмы. Сила образного слова в его многозначности, ассоциативности: тропы, фигуры речи, звукопись, рифма, размер, ритм.
Жанры художественной речи.
Жанры произведений художественной литературы, их соотнесенность с родами литературы- эпосом, драмой, лирикой. Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка. Нормы организации текста.
Школьные сочинения разных жанров(7 ч.)
Учимся писать сочинение. Жанры школьных сочинений.
Текст. Культура. Мира профессий.(6 ч.)
Текст в лингвокультурологическом аспекте. Текст и мир профессий.
Выбор профессий. Профессии на Руси.
Готовимся к экзаменам. (3ч.).
Контрольные вопросы и задания по разделам школьного курса.
Тесты по орфографии, пунктуации и культуре речи.
Учебно-тематический план
№
Разделы
Кол-во часов
1
Язык, речь, речевая деятельность
10
2
Графика и орфография как принадлежность письменной речи
6
3
Текст как основная единица письменной речи
9
4
Работа над текстом как основа овладения письменной речью
11
5
Стили и жанры письменной речи
14
Школьные сочинения разных жанров
7
6
Текст. Культура. Мир профессий
6
7
Готовимся к экзаменам
3
Итого
66
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения предмета учащиеся должны:
-читать и анализировать тексты о языке;
-приобретать умения:
- составлять конспект статьи;
- составлять тезисы текстов, готовить рефераты;
-осознать основы орфографии, знать орфографическое правило, понятие об орфограмме;
-усвоить орфографию методом ассоциативных полей и микроязыков;
- анализировать текст на предмет выявления способов создания целостности и связности;
- определять тему, основную мысль, тип текста, жанр, стиль изложения, композиционно-последовательное составление текста;
-усвоить виды межфразовых связей в сложном синтаксическом целом;
-усвоить средства связи предложений в сложном синтаксическом целом;
- разбирать примеры развертывания темы и основной мысли текста;
- углубленно анализировать текст;
- выразительно читать тексты;
- воспроизводить тексты разных типов по концептам;
- писать сжатое изложение; изложения, близкого к тексту;
-усвоить схемы стилистического анализа текста;
- анализировать тексты с целью стилевой и жанровой принадлежности;
-овладеть жанрами делового стиля;
- выявить особенности научного стиля в сопоставлении с художественным;
- писать аннотацию;
- составлять рецензию на произведение;
- составлять эссе, используя публицистический стиль;
- писать проблемный очерк;
- анализировать художественный текст;
-знать жанры художественной речи.
Календарно-тематический план
№ урока
Дата
Тема урока
Оборудование
Кол-во часов
план
факт
1 четверть. (15ч.)
Язык, речь, речевая деятельность(10ч.)
1
Язык как развивающееся явление.
Учебник
1
2
Функции языка.
Учебник
1
3
Русский язык – язык русского народа.
Учебник
1
4
Входной контрольный диктант «Осень»
Тексты
1
5
Речь. Речевая деятельность.
Учебник
1
6
Письменная речь.
Учебник
1
7
Из истории русской письменности.
Учебник
1
8
Из истории русского алфавита.
Алфавит
1
9
Повторение по теме «Язык, речь, речевая деятельность».
Дидактические материалы
1
10
Р.р. Сочинение «История об алфавите».
Алфавит
1
Графика и орфография как принадлежность письменной речи (6ч.)
11
Принципы русской орфографии как основа ее изучения.
Учебник
1
12
Орфографическое правило, орфограмма.
Учебник
1
13
Как научиться писать грамотно?
Учебник
1
14
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Сборник диктантов
1
15
Усвоение орфографии методом ассоциативных полей и микроязыков.
Учебник
1
2 четверть (16ч.)
16
Работа по теме «Живопись».
Тексты
1
Текст как основная единица письменной речи(9ч.)
17
Текст и его признаки.
Учебник
1
18
Как создается текст?
Учебник
1
19
Как продвигается мысль в письменной речи?
Учебник
1
20
Что необходимо знать и уметь для создания текста?
Учебник
1
21
Р.р. Сочинение об Олимпийских играх.
Тексты
1
22
Сложное синтаксическое целое в составе текста.
Учебник
1
23
Средства связи предложений в сложном синтаксическом целом.
Учебник
1
24
Способы развертывания темы и основной мысли текста.
Учебник
1
25
Повторение темы «Текст».
Карточки
1
Работа над текстом как основа овладения письменной речью (11ч.)
26
Понимание текста.
Учебник
1
27
Анализ текста.
Учебник
1
28
Контрольный диктант
Сборник дикт.
1
29
Рекомендации к выразительному чтению.
Учебник
1
30
Р.р. Выразительное чтение текстов.
Тексты
1
31
Воспроизводство текста.
Учебник
1
3 четверть. (18ч.)
32
Р.р. Изложение с продолжением.
Текст
1
33
Типы изложений.
Учебник
1
34
Контрольная работа. Сжатое изложение текста.
Текст
1
35
Анализ текста «Учение с увлечением».
Текст
1
36
Анализ текста «Притча о мудрости и мудрствовании».
Текст
1
Стили и жанры письменной речи (14ч.)
37
Стиль литературного языка.
Учебник
1
38
Стилистический анализ текста.
Учебник
1
39
Жанры речевого произведения (текста).
Учебник
1
40
Официально-деловой стиль.
Учебник
1
41
Р.р. Составление характеристики выпускника.
Тексты
1
42
Научный стиль.
Учебник
1
43
Анализ научного текста.
Учебник
1
44
Речевые жанры научного стиля.
Учебник
1
45
Литературно-критическая статья.
Учебник
1
46
Публицистический стиль.
Учебник
1
47
Контрольный диктант
Тексты
1
48
Жанры публицистического стиля.
1
49
Язык художественной литературы.
Учебник
1
4 четверть. (17ч.)
50
Жанры художественной речи.
Учебник
1
Школьные сочинения разны жанров.(7ч.)
51
Учимся писать сочинение.
Учебник
1
52
Как оформлять и редактировать сочинение.
Учебник
1
53
Жанры школьных сочинений.
Учебник
1
54
Отзыв.
Учебник
1
55
Рецензия.
1
56
Р.р. Подготовка к сочинению.
Текст
1
57
Р.р. Написание сочинения.
Текст
1
Текст. Культура. Мир профессий.(6ч.)
58
Текст в лингвокультурологическом аспекте.
Учебник
1
59
Текст и мир профессий.
Учебник
1
60
Повторение пройденного. Работа над текстом.
Учебник
1
61
Выбор профессий.
Учебник
1
62
Профессии на Руси.
Учебник
1
63
Р.р.Сочинение-миниатюра «Таланты моего народа»
Текст
1
Готовимся к экзаменам.(3ч.)
64
Контрольные вопросы и задания по разделам школьного курса.
Учебник
1
65
Итоговый контрольный диктант.
Сб. диктантов.
1
66
Повторение. Орфография.
Учебник
1
Перечень учебно-методического обеспечения
Л. Г. Саяхова и др. Слово в письменной речи. Учебник русского языка. 9 класс, «Китап», Уфа, 2013 г.
Нормы оценок знаний учащихся
I.Нормы оценки устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по родному (русскому) языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
П. Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 класса – 110-120, для 8 класса – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных, орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущено 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки, для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
III. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5-1,0 страница, в 6 классе – 1,0-1,5, в 7 классе – 1,5-2,0, в 8 классе – 2,0-3,0, в 9 классе – 3,0-4,0.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка
Основные критерии оценки
Содержание и речь
Грамотность
«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета
Допускается:
1 орфографическая, или
1 пунктуационная, или
1 грамматическая ошибка
«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов
Допускаются:
2 орфографические и
2 пунктуационные ошибки, или
1 орфографическая и
3 пунктуационные ошибки, или
4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также
2 грамматические ошибки
«3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов
Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки, или
3 орфографические ошибки и
5 пунктуационных ошибок, или
7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 6 классе
5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также
4 грамматические ошибки
«2»
1.Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов
Допускаются:
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок
Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Список литературы.
1.Журналы: «Учитель Башкортостана», «Русский язык в школе».
2.Традиции и новаторство в школьном преподавании русского языка и литературы. Сост. Дорожкина Т. Н. и др., Уфа, ИРО РБ, 2011 г.
3.Дорожкина Т. Н. и др. Прекрасный наш язык способен ко всему. Уфа, БИРО, 2002 г.
4.Словари.
5.Г.А.Богданова. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. М, Просвещение, 2011 г.
6.Родной (русский) язык в школах республики Башкортостан. Сборник учебных программ. Учебно-методический центр «Эдвис», Уфа, 2012г.
7.Информационно-методическое письмо Министерства образования РБ «О преподавании русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях РБ(2011-2012 учебный год)».
8.Л.Г.Саяхова. Программа и методическое руководство к учебнику «Слово» в 5-9 классах. Уфа, «Китап», 2010г.
9.Углубленное изучение русского языка как родного. Программа для 5-11 классов средней школы. Уфа, 2001г.
13 PAGE 14715
15