Исследовательская работа Вода -чудо природы
Управление
образования администрации
Ардатовского муниципального района
VIII научно-практическая конференция
Школьников «Первые шаги в науку»
«ВОДА ЧУДО ПРИРОДЫ»
Васюшкина Дарья Дмитриевна,
ученица 4 а класса
МБОУ «Ардатовскя средняя
общеобразовательная школа»
Руководитель:
Итальева Ия Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ «Ардатовскя средняя
общеобразовательная школа»
Ардатов, 2016
Аннотация
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране!
Как сосулька, замерзает,В лес туманом заползает
Ледником в горах зовётся
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Задачи проекта:
1. ознакомиться с теоретической информацией;
2. проанализировать и обобщить факты;
3. сравнивая собранный материал развить интерес к теме,
4. умение выступать перед большой аудиторией;
5. воспитывать экологическую культуру и способности
к самостоятельному труду.
Этапы работы над проектом
п №
Сроки
Проводимая работа
1
Октябрь 2015
Обдумывание проекта, составления плана, выбор темы
2
Ноябрь
2015
Определение проблемы и задачи ,исследование
3
Декабрь
2015
Начало работы по сбору информации
4
Январь
2016
Систематизация и анализ полученных знаний
5
Февраль
2016
Обсуждение способов, оформление конечных результатов
6
Март
2016
Оформление работы, подведение итогов
7
Апрель
2016
Презентация проекта
Анкета участника научно – практической конференции «Первые шаги в науку»
школьников
Участник
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Васюшкина Дарья Дмитриевна
Год и месяц рождения
10.07.2005 года
Образовательное учреждение
МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа»
Класс
4 «А»
Домашний адрес
РМ, г. Ардатов, микрорайон 1, дом 23, кв 4.
Телефон
Тема исследования, проекта
«Вода чудо природы»?
Руководитель (педагог, подготовивший учащегося)
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Итальева Ия Ивановна
Место работы
МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа»
Должность
учитель
Домашний адрес
РМ, г. Ардатов, микрорайон 1, дом 26, кв. 14.
Рабочий телефон
8-(834)31-31-173
Подпись участника конференции
Подпись руководителя (педагога, подготовившего учащегося) _____________
“____” _______________ 2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
I Голубая планета ....
2. Роль воды в жизни человека ....
3.Пресная вода и ее значение......
4 Три состояния воды..
5. Водяной пар, конденсация .......................................................
6. Свойство воды в жидком состоянии
6.1. Чистая вода или раствор многих веществ
6.2. Вода под землей
7. Свойство воды при нагревании и охлаждении
8. Свойство воды при замерзании
9. Экология воды
Заключение..... ...
Список литературы
Введение.
Нет на Земле напитка лучше,
чем стакан чистой холодной воды.
В. Песков
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете.
Вода – краса природы! Эту красу мы видим повсюду: и в тихой речке, подернутой туманом, и в глубине озера, по которому белыми корабликами плывут лебеди, и в синем море, где режет волны быстроходный корабль.
Эта краса и в тонкой струйке воды, которой мы умываемся. Она и в облаках, бегущих по безбрежному воздушному океану. И в грибном дождике, напоившем влагой каждый кустик. А что если бы не было воды?
Об этом даже подумать страшно. Не было бы дождя, снега, высохли бы реки, моря, озера, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, животных и человека. Не было бы жизни на Земле.
Вода – это не просто обычная жидкость. Это самое распространенное вещество в природе и главная составная часть всех живых организмов. Сколько воды на Земле? Много или мало? Землю иногда называют «Голубой планетой». Оказывается, вода покрывает 70% поверхности Земли. Это много. Ученые подсчитали, что 97% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов. И только 3% водных запасов – пресная вода. А это очень мало.
В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озера, реки, болота. Есть и искусственные водоемы – пруды, водохранилища и каналы. Она есть также и в глубине Земли, и в ее атмосфере.
Она постоянно совершает круговорот в природе. Когда солнце нагревает поверхность Земли, вода превращается в пары и попадает в атмосферу. Когда вода в атмосфере охлаждается, она образует облака.
Затем некоторое количество этой воды вновь выпадает на Землю в виде дождя. Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных..
Голубая планета.
Вот что я узнала. По предположению вода существовала во Вселенной в виде льда или пара задолго до возникновения нашей планеты. Она оседала на пылинки и кусочки космических частиц. Из соединения этих материалов сформировалась Земля, а вода образовала в самом центре планеты подземный океан. Вулканы и гейзеры формировали нашу молодую планету многие тысячелетия. Они извергали из недр Земли фонтаны горячей воды, большое количество пара и газов. Этот пар окутывал нашу планету как одеялом.
Поверхность Земли постепенно остывала. Водяной пар начал превращаться в жидкость. Дожди обрушились на нашу планету, наполняя будущие океаны бурлящей грязной водой. Потребовалось много лет, чтобы океаны остыли, очистились и стали такими, какими мы их знаем сегодня: солёными, голубыми, водными просторами и покрывают большую часть поверхности Земли. Поэтому Землю называют – ГОЛУБОЙ ПЛАНЕТОЙ. Есть много мнений возникновения жизни на Земле, но все они сходятся в том, что основой для зарождения жизни была вода.
Роль воды в жизни человека.
«Нельзя сказать, что вода необходима для жизни: она и есть жизнь»,- так сказал Сент Экзюпери об этой жидкости, которую мы употребляем , не особенно задумываясь. Это простейшее химическое соединение двух атомов водорода и одного атома кислорода H2O. Знаете ли Вы, что вода наиболее ценный для человека продукт, и что наш организм на 60-70% состоит из воды. Человеку необходимо выпивать как минимум 1,5 литра воды в сутки.
В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с водой постоянно. При этом можно сказать, что мы «воду пьем» и «воду льем». Об этих двух вариантах использования воды человеком мы сейчас и поговорим.
а) вода «пищевая» - сама по себе она не имеет питательной ценности, но у нее далеко не маленький перечень «обязанностей» в нашем организме:
- регулирует температуру тела;
- увлажняет воздух;
- доставляет в клетки организма питательные вещества и витамины;
- защищает жизненно важные органы;
- помогает преобразовать пищу в энергию;
- помогает питательным веществам усваиваться органами;
- выводит шлаки.
б) вода хозяйственно-бытовая не менее важный фактор в жизнедеятельности человека:
- питье и приготовление пищи;
- личная гигиена;
- мытье посуды;
- поливка цветов и домашние питомцы;
- промышленность и производство.
Итак, я убедилась, что вода играет огромную роль в жизни каждого человека и природы в целом.
3. Пресная вода и её значение.
В процессе исследования я выяснил, что пресной воды меньше, чем соленой. Всего в природе пресной воды менее 3% в мире. Для жизни необходима и важна пресная вода.
Россия по запасам воды в мире стоит в ряде лидеров. В этом отношении нас опережает только Бразилия. Крупнейшим хранилищем пресной воды в России выступает Сибирь и озеро Байкал. В озере Байкал содержится 1/5 всей пресной воды в мире и 3/4 всей пресной воды России. Примечательно то, что большинство наших граждан живет в местах, где пресной воды не достаточно. Всего порядка 8-10 % от всех запасов воды России.
Человек на 70% состоит из воды. Может прожить 3 суток без питья пресной воды. Наша жизнедеятельность приводит к постепенному уничтожению запасов пресной воды. Много пресной воды в России есть в водохранилищах и озерах. Вот самые крупные из них: Ладожское озеро 911,0 кубических километров, Онежское озеро 292,0 кубических километров, озеро Байкал 23000,0 кубических километров, Озеро Ханка 18,3 кубических километров. Водохранилища: Рыбинское – 26,3 кубических километров, Самарское – 58,0 кубических километров, Волгоградское - 31,4 кубических километров, Цимлянское - 23,7 кубических километров, Саяно-Шушенское - 31,3 кубических километров, Красноярское – 73,3 кубических километров и соответственно Братское – 170,0 кубических километров. Пресная вода находится в пресных озерах, реках, ручьях болотах. Большая часть воды содержится также в снегах и пресноводных айсбергах. Пресная вода находится в земной коре это подземные и поверхностные воды. Пресную воду мы также получаем из атмосферы в виде осадков дождя и снега. Другой источник воды – живые организмы. растения и животные на две трети состоят из воды. Человеческий организм находится в состоянии непрерывного водного обмена с окружающей средой: он выделяет воду в виде пота и мочи и ежедневно восполняет водные потери пресной водой.
4. Три состояния воды.
Известно, что в природе вода может находиться в трех различных состояниях, таких как: газообразное, жидкое или твердое.
Облака, снег и дождь представляют собой различные состояния воды. Облако состоит из множества капелек воды или кристалликов льда, снежинка-это совокупность мельчайших кристалликов льда, а дождь-это всего лишь жидкая вода.
Вода, находящаяся в газообразном состоянии, называется водяным паром. Когда говорят о количестве влажности в воздухе, обычно подразумевают количество водяных паров. Если воздух описывается как «влажный», это означает, что в воздухе содержится большое количество водяных паров.
Лед – твердое агрегатное состояние воды. Толстый слой льда имеет голубоватый цвет, что связано с особенностями преломления им света. Сжимаемость льда очень низка. Лед при нормальном давлении существует только при температуре 0° С или ниже и обладает меньшей плотностью, чем холодная вода. Именно поэтому айсберги плавают в воде. При этом, поскольку отношение плотностей льда и воды при 0° С постоянно, лед всегда выступает из воды на определенную часть, а именно на 1/5 своего объема
Наблюдая ледоход на реке, мы видим воду в твердом (лед и снег), жидком (текущая под ним) и газообразном состоянии (мельчайшие частицы воды, поднимающиеся в воздух, которые ещё называют водяным паром).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 1. Ледоход на реке ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Вода может одновременно находится во всех трех состояниях: в воздухе всегда есть водяной пар и облака, которые состоят из капелек воды и кристалликов льда.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 2 Облако ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Водяной пар невидим, но его можно легко обнаружить, если оставить в теплой комнате охлаждавшийся в холодильнике в течение часа стакан с водой, на стенках которого сразу появятся капельки воды. При соприкосновении с холодными стенками стакана, водяной пар, содержащийся в воздухе, преобразуется в капельки воды и оседает на поверхности стакана.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис3. Конденсат на стенках холодного стакана ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
По этой же причине в холодное время года запотевает внутренняя сторона оконного стекла. Холодный воздух не может содержать столько же водяного пара, сколько и теплый, поэтому какое-то его количество конденсируется – превращается в капельки воды.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 4. Запотевшее окно ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Белый след за летящим в небе самолетом – тоже результат конденсации воды.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Если поднести к губам зеркальце и выдохнуть, на его поверхности останутся мельчайшие капельки воды, это доказывает то, что при дыхании человек вдыхает с воздухом водяной пар.
6. Свойства воды в жидком состоянии
6.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В чистом виде вода не имеет вкуса, запаха и цвета, но она почти никогда не бывает такой, потому что активно растворяет в себе большинство веществ и соединяется с их частицами. Так же вода может проникать в различные тела (ученые нашли воду даже в камнях).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 6. Вода ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Если в стакан набрать воды из-под крана, она будет казаться чистой. Но на самом деле, это – раствор многих веществ, среди которых есть газы (кислород, аргон, азот, углекислый газ), различные примеси, содержащиеся в воздухе, растворенные соли из почвы, железо из водопроводных труб, мельчайшие нерастворенные частицы пыли и др.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 7. Вода в стакане ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Если нанести пипеткой капельки водопроводной воды на чистое стекло и дать ей испариться, останутся едва заметные пятнышки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 8. Капли воды на стекле ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
В воде рек и ручьев, большинства озер содержатся различные примеси, например, растворенные соли. Но их немного, потому что эта вода – пресная.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 9. Река ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
6.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вода течет на земле и под землей, наполняет ручьи, озера, реки, моря и океаны, создает подземные дворцы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 10. Подземная пещера ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Прокладывая себе путь сквозь легкорастворимые вещества, вода проникает глубоко под землю, унося их с собой, и через щелочки и трещинки в скальных породах, образуя подземные пещеры, капает с их свода, создавая причудливые скульптуры. Миллиарды капелек воды за сотни лет испаряются, а растворенные в воде вещества (соли, известняки) оседают на сводах пещеры, образуя каменные сосульки, которые называют сталактитами.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис.11. Сталактиты ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Сходные образования на полу пещеры называются сталагмитами.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 12. Сталагмиты ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
А когда сталактит и сталагмит срастается, образуя каменную колонну, это называют сталагнатом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 13. Сталагнат ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
При нагревании вода «расширяется». Это может доказать простой опыт: в колбу с водой опустили стеклянную трубку и замерили уровень воды в ней; затем колбу опустили в сосуд с теплой водой и после нагревания воды повторно замерили уровень в трубке, который заметно поднялся, поскольку вода при нагревании увеличивается в объеме.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 14. Колба с трубкой, цифрой 1 и чертой обозначен первоначальный уровень воды
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 15. Колба с трубкой, цифрой 2 и чертой обозначен уровень воды при нагревании
При охлаждении вода «сжимается». Это может доказать сходный опыт: в этом случае колбу с трубкой опустили в сосуд со льдом, после охлаждения уровень воды в трубке понизился относительно первоначальной отметки, потому что вода уменьшилась в объеме.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Рис. 16. Колба с трубкой, цифрой 3 и чертой обозначен уровень воды при охлаждении
Так происходит, потому что частицы воды, молекулы, при нагревании движутся быстрее, сталкиваются между собой, отталкиваются от стенок сосуда, расстояние между молекулами увеличивается, и поэтому жидкость занимает больший объем. При охлаждении воды движение её частиц замедляется, расстояние между молекулами уменьшается, и жидкости требуется меньший объем.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 17. Молекулы воды обычной температуры
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 18. Молекулы воды при нагревании
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 19. Молекулы воды при охлаждении
Такими свойствами обладает не только вода, но и другие жидкости (спирт, ртуть, бензин, керосин).
Знание этого свойства жидкостей привело к изобретению термометра (градусника), где используется спирт или ртуть.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 20. Термометр ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
При замерзании вода расширяется. Это можно доказать, если емкость, наполненную до краев водой, неплотно накрыть крышкой и поставить в морозильную камеру, через время мы увидим, что образовавшийся лед приподнимет крышку, выйдя за пределы емкости.
Это свойство учитывается при прокладывании водопроводных труб, которые обязательно утепляются, чтобы при замерзании образовавшийся из воды лед не разорвал трубы.
В природе замерзающая вода может разрушать горы: если осенью в трещинах скал скапливается вода, зимой она замерзает, и под напором льда, который занимает больший объем, чем вода, из которой он образовался, горные породы трескаются и разрушаются.
Вода, замерзающая в трещинах дорог, приводит к разрушению асфальтового покрытия.
Длинные гребни, напоминающие складки, на стволах деревьев – раны от разрывов древесины под напором замерзающего в ней древесного сока. Поэтому в холодные зимы можно услышать треск деревьев в парке или в лесу.
Экология воды.
Борьба с загрязнением окружающей среды – одна из важнейших проблем современности.
Жидкие отходы производства, сбрасываемые в реки, отравляют все живое и представляют опасность для людей, если попадают в водопровод. Попавшие в воду удобрения могут вызвать бурный рост сине - зеленых водорослей, поглощающих из воды кислород, отчего другие растения и животные гибнут.
Одним из распространенных загрязнителей водоемов являются вещества, которые используются в качестве моющих средств. Они способствуют образованию опухолей. Исследователи утверждают, что эти вещества покрыли слоем пены многие европейские реки. Их обнаруживают даже в питьевой воде. Они не поддаются очистке. Поэтому ученых стараются их заменить. Загрязнения воды вызывают ухудшение состояния здоровья.
Основными источниками загрязнения водоемов являются:
атмосферные осадки, содержащие загрязняющие вещества промышленного происхождения, которые вымываются из атмосферы;
городские сточные воды (бытовые, канализационные стоки, содержащие вредные для здоровья синтетические моющие средства и др.);
промышленные сточные воды;
сельскохозяйственные сточные воды (отходы животноводческих комплексов, смыв с полей удобрений и пестицидов дождями и весенними талыми водами и др.).
Наиболее значимую долю загрязнения водоемов составляют промышленные сточные воды, половина объема которых (по данным отечественных природоохранных служб) сбрасывается в водоемы без очистки, а большая часть второй половины – в недостаточно очищенном виде. Поэтому почти все реки загрязнены нефтепродуктами, тяжелыми металлами, органическими и минеральными соединениями. Сельскохозяйственные сточные воды несут в реки и озера огромное количество удобрений и пестицидов. Сброс сточных вод в водоемы сопровождается накоплением загрязняющих веществ в донных осадках в больших концентрациях, что может приводить к резкому повышения уровня загрязнения в паводковых водах и к вторичному загрязнению, связанному с образованием новых (часто более вредных, чем исходные) химических соединений.
Социологический опрос.
Для того чтобы выяснить уровень знаний населения и учащихся школы о качестве питьевой воды и влиянии её на организм человека, я провела анкетирование среди школьников и взрослых жителей
Я задала ряд вопросов:
1.Что вы думаете о качестве воды?
2.Вы пьете сырую воду?
3.Какую воду вы пьете чаще?
4.Ваши предложения по улучшению качества воды.
И вот что получилось Результат опроса показал, что более половины населения не употребляют сырую воду.
На вопрос какую воду вы чаще пьете, 64 человек из ста сказали кипяченую, 12 человек профильтрованную, и 24 сырую
При опросе о качестве воды, выяснилось, что более 60 человек из 100 считают, что надо улучшить систему очистки, 38 человек считает, что надо чаще проверять воду на пригодность к использованию.
Причина заключается в том, что население недостаточно информировано о последствиях воздействия некачественной воды на организм каждого из нас. Взрослые и школьники недооценивают вред, наносимый такой питьевой водой всем живым существам и человеческому организму.
Исходя из результатов, проведенного анкетирования, сделан вывод о том, что данная проблема актуальна и важна для каждого из нас.
Многие имеют поверхностные, отрывочные знания о проблеме воздействия воды на живые организмы, в том числе и организм человека.
Не каждый из опрошенных связывает имеющиеся заболевания, различные недомогания с качеством питьевой воды.
·
·
·. Заключение.
Вода - самое удивительное и самое загадочное вещество на Земле. Она играет важнейшую роль во всех жизненных процессах и явлений, происходящих на нашей планете и за ее пределами.
В наши дни водная проблема стала одной из самых важных.
Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь. Мы привыкли к воде и часто забываем о том, что вода - это самая большая драгоценность на Земле. Но запасы воды не безграничны. Если исчезнет вода – исчезнет и жизнь. Наша планета станет такой же безжизненной планетой, как и другие планеты в солнечной системе.
Пока ещё не поздно, нам надо сделать всё необходимое для сохранения водоёмов и спасти нашу голубую планету, а значить и нас самих.
Предлагаю ряд охранных мероприятий:
1. Не сбрасывать в реку и не складировать в городе и на берегу бытовой мусор, отходы промышленных, сельскохозяйственных предприятий;
2. Запретить вырубку деревьев и кустарников по долинам рек;
3. Не мыть автотранспортные средства у реки;
4. Проводить регулярные мероприятия по очистке берегов рек и улиц от бытового мусора;
5. Необходимо охранять водные богатства, рационально и бережно их использовать.
«Вода- это чудо природы, самое драгоценное ископаемое» - говорил
А. П. Карпиненский.
Вода имеет свои уникальные и тонкие черты. Она бесцветна, без вкуса, без запаха, прозрачна, не имеет формы, текуча, обладает теплоемкостью и хороший растворитель. Туман, облака, роса, дождь, град, иней, снег, гололед, изморозь - все это вода в разных состояниях. Без нее не обходятся ни в одном уголке нашей планеты. Ее влияние поистине огромно. Люди должны сохранить присутствие воды в нашей жизни.
«Ведь вода – это и есть жизнь» – писал А. Де Сент-Экзюпери.
·V. Список литература:
1. «Вулканы»: Детская энциклопедия – 2-изд., перераб. – Москва изд., «Махаон», 2007 – 124с., ил.
2. «Мир моря»: Детская энциклопедия – 2-изд., перераб. – Москва изд., «Махаон», 2007 – 123с., ил.
3. Капля, речка, океаны. Текст А. Ефремова Санкт – Петербург. Издательский дом «Современная педагогика», 2004. –519,[1] с.: ил.
4. Книга для чтения по охране природы: Для учащихся сред. шк./Сост.А.Н.Захлебный. – М.:Просвещение, 1986. – 175 с., ил.
5. Что такое. Кто такой: Детская энциклопедия: В 3 т. Ч-80 Т.1. А - Ж/Сост.В.С.Шергин, А. И. Юрьев. –5-у изд., перераб. И доп. – М.:
13PAGE 15
13PAGE 142415
След за самолетомКапли воды на стеклеКолба с трубкой, цифрой 2 и чертой обозначен уровень воды при нагреванииКолба с трубкой, цифрой 3 и чертой обозначен уровень воды при охлажденииМолекулы воды при нагреванииЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 315