Урок по Основам православной культуры Храм ( 4 класс)
Тема урока: Православный храм
Цель урока:
дать учащимся первоначальное представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи урока:
познакомить с понятием «православный храм»;
познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма;
формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей;
развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;
воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.
Новые слова: храм, паперть, притвор, алтарь, аналой, иконостас, престол
Ход урока:
I. Организационный момент
1.1. Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Желаю нам успешной работы!
1.2. Сообщение темы занятия
Cлайд 1
Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и зачем люди приходят в храм.
II. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.
Учащиеся дают определения слову «храм»
- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
- В храме много икон.
Учитель: Зачем люди посещают храмы?
Ответы учеников
- В храме человек обращается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.
Cлайд 2
III. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы с вами узнаем об устройстве православного храма и поговорим о том, как правильно там себя вести.
1.Вид православного храма снаружи.
Учитель: На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции в нашей стране возрождаются: восстанавливаются, реставрируются ранее разрушенные церкви, строятся новые.
Издавна храмы строились в самых красивых местах, но перед началом работ люди обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
Чем храм отличается от всех остальных зданий?
Ответы детей:
- У него есть купол, на котором находится крест.
Учитель: Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.
Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.
Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.
Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.
Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?
Ответы детей:
- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.
Cлайд 3
Учитель: Все православные храмы завершаются куполом, который символизирует Небо, куда должны обращаться все мысли и мольбы верующих. И всегда купол храма венчает, как правило, восьмиконечный православный крест, символизирующий победу Спасителя над силами зла.
Cлайд 4
Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
Предположения детей
Учитель: На самом деле, количество куполов имеет определённый смысл, а их число может насчитывать от одного купола до тридцати трёх.
Например:
- Одноглавый купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
- Двуглавый храм символизирует два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
- Три купола символизируют Пресвятую Троицу.
- Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
- Пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.
- Семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
- Девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
- Тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
- Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.
Cлайд 5
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
Как вы думаете, зачем нужны колокола?
Ответы детей:
- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
Учитель: Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
2. Внутреннее устройство храма.
Учитель: Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.
Может быть, кто-то знает, из каких частей состоит храм?
Предположения детей
Cлайд 6
Учитель: Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и те, кто был временно отлучен от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Вот мы в самом храме. Вторая, самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – канун, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.
Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Алтарь отделен от храма специальной перегородкой с размещёнными на ней в определённом порядке иконами – иконостасом.
Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.
Сейчас мы с вами рассмотрим несколько фотографий, на которых запечатлён Свято-Иверский храм, расположенный в нашем районном центре – посёлке Тёплое. Давайте проверим, сумеете ли вы показать части храма, о которых узнали только что с помощью схемы, на конкретном примере.
Cлайд 7
Учитель: Покажите паперть, притвор, среднюю часть храма, алтарь.
Учащиеся с помощью учителя показывают на слайде
Cлайд 8
Учитель: Покажите иконостас и аналой.
Учащиеся с помощью учителя показывают на слайде
Cлайд 9
Учитель: Попробуйте показать престол.
Учащиеся с помощью учителя показывают на слайде
3. Правила поведения в православном храме.
Учитель: Как вы поняли, храм – особое место, поэтому существуют особые правила поведения - церковный этикет.
Вашему вниманию, ребята, предлагается выступление одноклассников которое поможет вам вывести правила поведения в храме для мальчиков и девочек.
Учащиеся читают стихотворение по ролям
1-й ученик: Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
2-й ученик: Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
3-й ученик: Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
1-й ученик: Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
2-й ученик: Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам...
3-й ученик: Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Учитель: И скажу я от души:
Выйти из храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
Воскресенья подожди,
На молитву приходи.
IV. Закрепление изученного материала
Беседа с учениками:
- О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?
- Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?
- Как правильно заходить в храм?
- Как надо вести себя во время богослужения?
Учитель: Какие новые слова вы сегодня узнали?
Ответы учеников
Слайд 10
Учитель: Давайте с помощью слайда дадим определение новым понятиям. Надеюсь, вы теперь сможете объяснить смысл этих слов своим родным и близким людям.
Ученики читают вслух определения новых терминов
V. Итоговые рекомендации учащимся
Общие:
- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке
- узнать, какие действующие храмы есть в нашем районе, помимо Свято-Иверского храма пос.Тёплое
Индивидуальные:
- нарисовать храм
- подобрать и выучить стихотворение о храме
- составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»