Внеклассное мероприятие В гостях у дедушки Этикета (3 класс)

Внеклассное мероприятие "В гостях у дедушки Этикета"(3 класс).

Цели занятия:
Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у учащихся понимания необходимости выполнения правил этичного поведения.
Организовать знакомство детей с правилами поведения за столом, в гостях; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения.
Формировать задатки самоконтроля в поведении детей.
Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.

В гостях у дедушки Этикета.
Ведущий: Сегодня, друзья, я предлагаю вам отправиться в гости. Вы, конечно, помните, что обычай ходить в гости возник на заре человеческой истории. Уже тогда люди испытывали потребности в том, чтобы пообщаться, поделиться горем и радостью, удостовериться в добром отношении друг к другу. И мы с вами тоже любим ходить в гости и приглашать к себе гостей. Только давайте задумаемся: умеем ли мы это делать? Порой мы попадаем в самые нелепые ситуации, не знаем, как правильно пригласить знакомого в гости, как встретить гостя, чем его развлечь, как вести себя за столом, что подарить, чем угостить. Приобрести эти знания нам помогают занятия у дедушки Этикета. Проверить уровень своих знаний, пополнить их запас нам поможет игра – конкурс “В гостях у дедушки Этикета”. А знаете ли вы, что такое этикет?
Ответ: Это совокупность норм и правил поведения, установленных для различных форм общения, или просто – соблюдения правил хорошего поведения.
Ведущий: Теперь нам необходимо выбрать 2 команды и жюри.
(Ребята делятся на 2 команды. Назначается жюри.) – Итак, команды готовы, объявляю первый конкурс!
“Здравствуй, дедушка Этикет” (конкурс №1) .
(На доске два плаката с заготовками “фоторобота дедушки Этикета”)
В данном конкурсе вам предстоит сделать “фоторобот дедушки Этикета”. Посмотрите на плакаты. Вы видите веселое лицо, но все линии этого рисунка пока намечены пунктиром. Вам предстоит “проявить” рисунок: напишите на каждой линии слова, которые, на ваш взгляд, относятся к теме “Волшебные слова”.
(Команды выполняют задание)
Ученик читает стихотворение.
Извини,  Пожалуйста, Прости, И разреши. Это не слова, а ключик от души. Кроме нашей спутницы – Таблицы умножения – Есть еще таблица – Таблица уважения! Помните, как азбуку, Как дважды два: “Спасибо” и “Пожалуйста” - волшебные слова!  Всюду, где нескромному  Укажут от ворот, Вежливый попросит И пройдет. Перед словом вежливым Двери отворятся! Пусть оно почаще всюду повторяется. Помните, как азбуку, Как дважды два: “Спасибо” и “Пожалуйста” - Волшебные слова.
Ведущий: Вот у нас и готовы “фотороботы дедушки Этикета”. Но конечно, не все “волшебные слова” мы использовали. Волшебными мы называем те слова, которые действуют на нас как какое-то волшебство, магия. Давайте их вспомним. Чья команда назовет слово последней, та и выигрывает.
“Волшебные слова” (конкурс № 2)
Сценка “Волшебное слово”.
Ведущий.
Сидел на скамейке старик с бородой  И зонтиком что-то чертил на песке.  А мальчик Павлуша, сердитый такой, Сказал ему:
Павел.
Ну-ка, подвиньтесь скорей!
Ведущий.
Глянув на Павлушу, старик пересел. Мальчик сердитый с ним рядом присел.
Старик.
Почему ты, мальчик, так сердит?  Может быть, с тобой случилось что-то?
Павел.
Ну а вам-то что? Сердит иль не сердит? Это моя личная забота.
Старик.
Да, твоя. Но только слышал как-то раз, Что кричал ты.  Может, дрался со знакомым?
Павел.
На свою семью сердит я и сейчас,  Может, даже убегу из дома.
Старик.
Убежишь?
Павел.
Конечно, убегу. Ленку больше видеть не могу. Сколько красок у сестры родной, Мне же дать не хочет ни одной.
Старик.
Из-за этого не стоит убегать.
Павел.
Да не только из-за этого.  Опять утром бабушка из кухни прогнала,  Даже маленькой морковки не дала.
Ведущий.
От обиды громко Павел засопел.  Опустил глаза, на землю посмотрел.
Старик.
Пустяки, что один поругает, А другой, может быть, поласкает.
Павел.
Совсем не к кому мне приласкаться. Брат вот на лодке едет кататься. Но не хочет с собой взять меня. Я сказал: “Все равно от тебя Не отстану, весло утащу, За тобой следом в лодку вскачу”.
Ведущий.
Павлик тут кулаком постучал по скамейке.  И вдруг замолчал.
Старик.
Брат не хочет тебя с собой взять?
Павел.
Ну а вам для чего это знать?
Старик.
Я помочь тебе, мальчик, сумею, Так как словом волшебным владею./ Это слово тебе я скажу,  Как им пользоваться подскажу. Слово нужно негромко сказать, Собеседнику глядя в глаза.
Старик. (шепчет мальчику на ухо: “Пожалуйста”. Вслух.)
Помни, как говорить по-особому.
Павел.
Я сейчас же, сейчас же попробую!
Ведущий.
Со скамейки тотчас мальчик встал  И домой скорее побежал.  Он увидел, что Лена сидела  Тихо в комнате светлой своей,  Краски разные чудно блестели  На рабочем столе перед ней.  Увидала она брата тоже  И прикрыла их быстро рукой.
Павел (бурчит себе под нос).
Обманул меня дедушка все же,  Не поможет волшебное слово.
Ведущий.
Подошел к Лене Павлик тихонько,  За рукав ее дернул легонько.  Заглянул осторожно в глаза,  Наклонился и тихо сказал:
Павел.
Дай, пожалуйста, краску одну.
Ведущий.
Пододвинулась Лена к окну, Свои руки сняла со стола.
Лена.
Тебе краска какая нужна?
Павел.
Дай мне синюю.
Лена.
Вот, можешь взять. А не хватит, еще могу дать.
Ведущий.
Взял Павлуша краску синюю,  Подержал ее в руке,  Походил с ней по квартире он,  А затем вернул ее сестре.
Павел.
Пойду я к бабушке сейчас,  Она в кухне стряпает как раз.
Ведущий.
Отворил он на кухню дверь,  Прижался к бабушке своей,  Взглянул ей ласково в глаза  И тихим голосом сказал:
Павел.
С утра я, бабуля, не кушал пока,  Пожалуйста, дай мне кусок пирожка.
Ведущий.
Волшебное слово ей вмиг осветило  Улыбку, глаза и морщины
Бабушка.
Горячего захотел, внучек милый?  Возьми-ка вот этот с малиной.
Ведущий.
Пирожок у бабушки он взял От радости ее расцеловал.
Павел (вспомнил старика и прошептал).
Он волшебник! Как я сразу не узнал?!
Ведущий.
За обедом ближе к брату сел Павлуша, Все, что брат говорил, он слушал.
Брат.
Лодку свою я вчера починил Весла наладил, на воду спустил.  Покатаюсь на лодке на той.
Павел.
Ты, пожалуйста, возьми меня с собой!
Лена.
Ведь тебе не стоит это ничего. Ну, пожалуйста, возьми с собой его.
Бабушка.
Покатай его, будь чуточку добрей.
Брат.
Собирайся, путешественник, скорей!
Павел.
Берет меня брат! Как же мне повезло!  Волшебное слово опять помогло!
Ведущий.
Из-за стола Павлуша встал  И в сквер к скамейке побежал.  Но он немного опоздал  И старика там не застал.  Лишь зонтиком начерченные знаки  На песке заметны четко были для того,  Чтоб дети все случайно  Слов волшебных больше не забыли.
Ведущий: А знают ли наши команды вежливые слова на иностранных языках?
Англ. яз. – Please – пожалуйста, Excuse me – извините, Thank you – спасибо, I am sorry – простите.
Нем. яз. – Guten Tag – добрый день, Auf Wiedersehen – до свидания.
Мордовский – Васта мазанок – До свидания. Шумбрат – здравствуйте.
Ведущий: А теперь несколько сообщений из истории вежливых слов (рассказывают болельщики).
1. ученик: Самое простое слово “здравствуйте” означает: “Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе доброго здоровья, мира, счастья”.
2. ученик: Движения и жесты, которыми издавна обменивались люди во время приветствия, были очень разнообразными! Одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись лбом о землю, третьи прижимали руку ко лбу и сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык...
3. ученик: Слово спасибо известно в русском языке с XVI века. Оно произошло от слов “спаси бог”. Теперь слово спасибо – отдельное слово. В конце второго слова исчезла буква Г, и образовалось слово, которое передает следующий смысл” “Я вас благодарю и желаю вам всех благ”.
4. ученик: Слово благословлять произошло от слов “говорить благое”, т.е. доброе слово. Благословлять – значить желать добра.
Песня “Если добрый ты”.
Ведущий: “Пригласительный Этикет”, (конкурс №3)
Перейдем к третьему конкурсу. Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. Но сначала разминка по вопросам:
Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей.)
Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)
Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)
Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)
Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)
Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)
(Команды пишут, затем зачитывают приглашения). Ведущий: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.
“Подарочный этикет” (конкурс № 4)
(Помощники выносят стол, на котором лежат самые разные предметы: носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, мягкая игрушка).
- вы видите на столе много подарков. Участник команды должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь.
(Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор).
Ведущий: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно!
Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека.
Одежда должна быть чистой.
Волосы должны быть уложены в прическу.
Одежда должна быть скромной, неброской.
Ведущий: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом.
“Застольный этикет” (конкурс № 5)
Вопросы с ответами задаются командам по очереди.
1. Когда можно сесть за праздничный стол?
как только вошли в комнату.
только после того, как сядут хозяева.
после приглашения хозяйки +
2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и ...
заправляете за воротник.
кладете на колени +
кладете рядом с тарелкой.
3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?
гневно отказаться.
отказаться, назвав причину отказа.
взять немного, поблагодарив +
4. Как правильно есть котлету?
ножом и вилкой.
одной вилкой +
одним ножом.
5. Для чего к рыбе подается нож?
чтобы отделять мясо от костей +
чтобы разрезать большой кусок на маленькие.
чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.
6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?
самые большие.
самые маленькие.
те, что лежат ближе к вам +
7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?
в правой руке – вилка, в левой – нож.
в правой руке – нож, в левой – вилка +
по очереди.
8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?
поднять и продолжать есть.
попросить другой прибор.
извиниться и попросить подать другой прибор +
Ведущий: Конечно, главная задача гостей – не как можно больше съесть, а хозяина – откармливать гостей. Главной целью дружеской встречи является атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка. Здесь хорошо помогают игры, танцы, песни.
Мультфильм «Без этого нельзя»
(Подведение итогов, выступление жюри, награждение команд).










13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 115