Рабочая программа по трудовому обучению. 5 класс для детей с нарушением интеллекта.
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор
Протокол №1 __________________________ ___________О.В.Балдакова
от «____» августа 2016 г. «___» _____________ 2016 г. Приказ от ____________2016г. №____
Рабочая программа
Наименование учебного предмета ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
Класс 5
Уровень общего образования специальное начальное образование
Учитель БУШУЕВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА
Срок реализации программы, учебный год 1 год, 2016-2017
Количество часов в неделю – 1 час, всего по учебному плану 34 часа в год
Планирование составлено на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», 2011 г.
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Учебник Т.М.Рогозина, А.А.Гринёва, И.Б.Мылова. Технология. 4 класс. УМК «Перспективная начальная школа».
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Рабочую программу составила_________________________Бушуева М.Н.
подпись расшифровка подписи
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по трудовому обучению для 5 класса, имеющим нарушение интеллекта, разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», 2011 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Н.И. HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fperm.psu.ru%2Fschool136%2Fnoo%2Ftehno.doc&lr=213&text=%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%A0%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%92%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD%D0%B0%20%D0%93.%D0%AE.&l10n=ru&mime=doc&sign=9563c65604bd9f645cbd1dfcf50a8b4d&keyno=0" \l "YANDEX_12" Роговцевой , С.В. Анащенковой (М.: Просвещение, 2011г.) «Технология»
Учебно-методический комплект адаптирован для реализации в ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ» с учётом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся пятого класса для детей, имеющих нарушение интеллекта.
Обучение строится с учетом психофизических особенностей учащихся. Так как дети испытывают значительные затруднения в обучении и усвоении программного материала в полном объёме, они обучается по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний. Соответственно содержание учебного материала и количество часов по темам варьируется в зависимости от возможностей обучения учащихся.
В соответствии с учебным планом на изучение технологии в 5 классе для детей, имеющих нарушение интеллекта, отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Региональный компонент составляет 10% от общего учебного времени.
Цели и задачи учебного курса
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
Место учебного предмета в системе начального общего образования
Согласно базисному учебному плану начального специального образования, на изучение учебного предмета «Трудовое обучение» отводится не менее 1 часа в неделю во всех классах начальной школы. Таким образом, в 5 классе этот курс изучается в количестве 34 часов в год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по трудовому обучению в 5 классе для детей с нарушением интеллекта
№ Дата Содержание (разделы, темы, тип урока) Домашнее задание Коли-чество часов Словарь
Раздел 1.Давайте познакомимся (1 час)
1 Здравствуй дорогой друг. Как работать с учебником Выучить словарь технологической карты 1 Путешествие по промышленным предприятиям, технологический процесс, продукция. Современные технологии; условные обозначения, вопросы юного технолога, последовательность работы над проектом
Раздел 2. Человек и земля (25 час)
2-3-4-5
1.Р.к.Швейная фабрика.
2. Изделие «Прихватка».
3.Изделие «Игрушка».
С.46-50 прочитать, Узнать, какие швейные предприятия есть в вашем городе.
2)Рассказать, какие швейные изделия изготавливают на швейных фабриках. Вспомнить правила разметки ткани, правила работы с ножницами и иглой.
3) Отвечать на вопросы по изготовлению изделий 4 Швейная фабрика, кустарное производство, массовое производство. Лекала, конвейер, транспортер, мерка, рост, обхват груди, обхват талии, обхват бедер; завяжите, не натягивайте, не ослабляйте.Профессии: раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик
6-7 Р.к. 1.Художественное ручное вязание на Севере.
2. Изделие: «Шарф». 1)Узнать о профессиях людей, связанных с художественным ручным вязанием.
2)Узнать, как правильно ухаживать за шерстяными изделиями2 Ручное вязание. Лицевые и изнаночные петли. Выполнение набора петель. Приемы вязания оберегов, основы выполнения образцов изделий, однообразный одноцветный мотив, двухцветный, многоцветный фон, пинежские бордюры.
Профессия: вязальщица
8-9-10-11 1. Обувная фабрика.
2-3. Модель детской летней обуви.
1)С.55-59, прочитать. Узнать какие операции выполняют люди на обувной фабрике.
2)Найти информацию о профессиях: модельер-конструктор, вырубщик деталей обуви, раскройщик материалов, сборщик верха обуви, прессовщик. 3)Подготовить материал по теме «Обувная фабрика». Сфотографировать своё изделие и поместить в папку «Мои достижения».
4) Составить рассказ для презентации изделия 4 Обувная фабрика, кора, папирус, лыко, солома, войлок, дерево, обувная пара, бытовая обувь, спортивная. Профессии: модельер-конструктор, вырубщик деталей обуви, раскройщик материалов, сборщик верха обуви, прессовщик
12-13-14-15 1. Деревообрабатывающее производство.
2-3. Изделие «Лесенка-опора для растений»
1) С.62-66, прочитать, выучить словарь.
2) С. 66, выучить правила работы со столярным ножом.
3) Составить рассказ для презентации изделия.
4) Сфотографировать изделие для папки «Мои достижения». 4 Деревообрабатывающее производство, древесина, пиломатериалы, древесно-стружечные плиты (ДСП), древесно-волокнистые плиты (ДВП), фанера, доски, брусья, текстура; ножовка, рубанок, лобзик, буравчик, дрель, шлифовальная шкурка, столярный нож. Профессия: столяр
16-17-18-19 1.Кондитерская фабрика.
2.Изделие: « Пирожное «Картошка».
2. Изделие: «Шоколадное печенье»
1)Придумать и отметить условными знаками города, в которых есть кондитерские фабрики, на карте России в рабочей тетради
2)С.70-72, прочитать, рассказать, что вы узнали от Ани и Вани.
3)С.74, выучить правила пользования газовой плитой.
4) Составить рассказ для презентации изделия 4 Кондитерская фабрика, шоколад, конфеты (помадные, фруктовые, кремовые), карамель, ирис, пастила, зефир, халва, печенье; какао-бобы, какао тертое, какао-масло, конширование (перемешивание при высокой температуре); ингредиенты, инвентарь; технология изготовления кондитерских изделийПрофессия: кондитер, технолог-кондитер
20-21-22-23 1. Бытовая техника.
2.Изделие: «Настольная лампа».
3. Изделие: «Абажур. Сборка настольной лампы»
1) С.78-81, прочитать, выучить словарь.
2) С.81, выучить правила пользования электрическим чайником.
3)С. 84-85, прочитать, рассказать, где используются витражи 4 Бытовая техника, бытовое электрооборудование, электрон, источник электрической энергии, электрическая батарейка, электрическая цепь, лампа накаливания, выключатель, инструкция по эксплуатации. Витраж.
Профессии: слесари-электрики, электромонтеры
24-25-26 1. Тепличное хозяйство.
2-3. Цветы для школьной клумбы. 1)С.88-93, прочитать, выучить словарь.
2) С.94, прочитать, рассказать технологию ухода за рассадой 3 Тепличное хозяйство, виды теплиц, покрытие, каркас, дверь, фундамент, арочная теплица, двускатная теплица, пленочное покрытие, стеклянное покрытие, микроклимат, рассада, агротехника, грунт.Профессии: агроном, овощевод
Раздел 3.Человек и вода (2 ч)
27-28- 1.Порт. Изделие: «Канатная лестница».
2.Изделие: «Браслет». 1) С.101-105, прочитать, выучить словарь.
2) С.108, прочитать, рассказать историю узелкового плетения 2 Порт, причалы, краны, доки, карантины, военно-морские базы, маяки, якорный узел, простой узел, прямой узел, узел «восьмерка».Профессии: лоцман, докер-механизатор, такелажник, швартовщик (береговой)
Раздел 4. Человек и воздух (2 ч)
29-30 1.Самолетостроение и ракетостроение. Изделие: «Ракета-носитель».
2.Изделие: «Воздушный змей». 1)Выполнить тестовые задания в рабочей тетради.
2) Сфотографировать изделия 2 Самолетостроение и ракетостроение, авиационная промышленность, самолет, ракета, космический аппарат, корабль, летательный аппарат, искусственные спутники Земли, ракета-носитель, многоступенчатые баллистические ракеты; киль, стабилизатор, крыло, шасси, фюзеляж, кабина пилотаРаздел 5. Человек и информация (4 ч)
31-32-33 1.Издательское дело.
2.Изделие: «Книга «Дневник путешественника».
3 Издательское дело, книгопечатание, печатная продукция.
Профессия: редактор, художник, корректор
34 Р.к. История развития традиционной игрушки на Севере.
Изделие: «Кукла-оберег». 1 Традиционная игрушка, история развития, русский Север, кукла-оберег
За год: 34 часа