Рабочая программа по чтению. 5 класс для детей с нарушением интеллекта.
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор
Протокол №1 __________________________ ___________О.В.Балдакова
от «____» августа 2016 г. «___» _____________ 2016 г. Приказ от ____________2016г. №____
Рабочая программа
Наименование учебного предмета ЧТЕНИЕ
Класс 5
Уровень общего образования специальное начальное образование
Учитель БУШУЕВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА
Срок реализации программы, учебный год 1 год, 2016-2017
Количество часов в неделю – 4 часа, всего по учебному плану 136 часов в год
Планирование составлено на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», 2011 г.
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение 4 класс. УМК «Школа России».Учебник для образовательных учреждений с приложением на электронном носителе. (название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Рабочую программу составила_________________________Бушуева М.Н.
подпись расшифровка подписи
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению для 5 класса, имеющих нарушение интеллекта, составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год) Для реализации Рабочей программы используется учебно - методический комплект: Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
Учебно-методический комплект адаптирован для реализации в ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ» с учётом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся пятого класса для детей, имеющих нарушение интеллекта.
Обучение строится с учетом психофизических особенностей учащихся. Так как дети испытывают значительные затруднения в обучении и усвоении программного материала в полном объёме, они обучается по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний. Соответственно содержание учебного материала и количество часов по темам варьируется в зависимости от возможностей обучения учащихся.
В соответствии с учебным планом на изучение технологии в 5 классе для детей, имеющих нарушение интеллекта, отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. Региональный компонент составляет 10% от общего учебного времени.
Цель программы обучения:
закрепление навыков правильного, сознательного и выразительного чтения целыми словами;
коррекция недостатков развития детей с нарушением интеллекта.
Основные задачи программы обучения:
учить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
осмысленно воспринимать его содержание;
активизировать словарь учащихся;
научить полному и выборочному пересказу прочитанного;
учить правильно строить и употреблять в речи предложения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны уметь:
читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;
читать про себя;
отвечать на вопросы по прочитанному;
выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;
определять главную мысль произведения;
читать отрывки по ролям;
пересказывать прочитанное полностью и выборочно.
Учащиеся должны знать:
знать наизусть 7-8 стихотворений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по чтению в 5 классе для детей с нарушением интеллекта
№
урока Дата
Содержание (разделы, темы, тип урока) Домашнее задание Количество часов Словарь
Всего Контр.
работы Литературные сказки
1 Р.к.Вн.чт.Знакомство с названием раздела. Писатели и поэты Архангельской области 1 1 Литературная сказка, кроссворд, вертикаль, горизонталь, сочувствие, сопереживание.
Произведения В. Одоевского, В. Гаршина, С. Аксакова, П. Бажова
2-6 В.Ф.Одоевский « Городок в табакерке». Чтение, словарная работа 2
Главные герои литературной сказки 2
1)С.156-167, чтение;
2) подготовить рисунок к сказке 5 Табакерка – коробочка для табака; пестренькая – окрашенная в несколько цветов; счесть нельзя – сосчитать нельзя; уверился – убедился, удостоверился; зате́плилась звездочка – начала загораться;
7 Диагностика скорости чтения и усвоения прочитанного (вводная) 6 - 1 8-12 В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Чтение, словарная работа 4
Главные герои литературной сказки 2
С.169- 179, читать, №1,2 5 Кол – толстая заостренная палка; пика – колющее оружие, род копья; барбос – большая дворовая собака
13 Р.к. Внеклассное чтение. О.Фокина «Я в лесу была сегодня…». Рассказы М.Пришвина. Моделирование обложки произведения 3 В.Бианки «Оранжевое горлышко», «Мурзук» и др. 1 Обложка произведения
14-17 П.П. Бажов «Серебряное копытце» Чтение, словарная работа 2
Герои художественного произведения 2
С.180- 192, читать, выполнить словарную работу
С. 192, №1,2
С. 192, читать, №3-7 4 Сказ. Взъесться–невзлюбив, рассердившись, начать упрекать; голбчик – приступка для всхода на печь; пожитки – мелкое имущество, домашние вещи Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы; несподручно – неудобно, неловко
18 Р.к.Внеклассное чтение. П.П. Бажова. Жанровое своеобразие произведений 3 Рассказы П.П. Бажова 1 19-23 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Чтение, словарная работа2
Герои произведения 4
Словесное иллюстрирование 4
С.193 – 214. 5 Именитый – почтенный и знаменитый. Заморский – находящийся за морем, привезенный из-за моря. Не ведаю – не знаю.
24 Р.к.Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей3 1 Сказки любимых писателей
25 Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики»7 1 26 Оценка достижений. Тест - 1 Делу время – потехе час
27 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.Л.Шварц « Сказка о потерянном времени2 С.3-35, пролистать, рассмотреть картинки, запомнить авторов и их произведения 1 Произведения Е. Шварца, В. Драгунского, В. Галявкина.
« Сказка о потерянном времени2
28-29
30-31 Е.Л.Шварц « Сказка о потерянном времени»» 2
1. Чтение, словарная работа.
2. Герои произведения
3. Работа над пониманием содержания рассказа.
4.Иллюстрирование произведения С.4 – 16, читать, выполнить словарную работу.
С.16,отвечать на вопросы,
4 Портфель, морщина, табуретка, пола (полы); керосиновая лампа, борода, сгорбленные старички.
Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет
32-33 Р.к.Внеклассное чтение. Ф.Абрамов «И день не день, и ночь не ночь», «Дождались», «Погожим летом», «Пинега», «Закат», «Тишина» 3,5 Выучить названия произведений Ф.Абрамова2 34-35-36 В.Ю.Драгунский « Главные реки».2
1. Чтение, словарная работа.
2. Беседа с выборочным чтением.
3. Работа над пониманием содержания рассказа.
Выразительное чтение, ответы на вопросы, выборочный пересказ.
3 Герой произведения, позор, примчаться, продекламировать влепить, ловко (проворно, юрко вертко, сноровисто, удобно)
37 Р.к. Внеклассное чтение по теме раздела «Делу время – потехе час»3
Подобрать произведения к теме «Делу время – потехе час», составить формуляры 1 Формуляр
38-39-40-41 В.Ю.Драгунский « Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. 2
1. Чтение, словарная работа.
2. Беседа с выборочным чтением.
3-4. Работа над пониманием содержания рассказа.
. С.24-28, читать, с. 28, отвечать на вопросы№1,2,3, составить план рассказа 4 Мир - вселенная, земля, сфера.
Приветливое – ласковое.
Поведать – рассказать. Изложить, сообщить, пересказать.
Любовь - ненависть
42 Вн.чт.Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского3 1 43-44
45-47 В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.
1. Чтение, словарная работа.
2. Беседа с выборочным чтением. 3. 3.Характеристика главного героя 2
4. Работа над пониманием содержания рассказа.
5.Иллюстрирование произведения
С.29 - 34, чтение в лицах 4 Спрятал, завернул, разглядывать, штукатурят, махнул; смелый, ленивый, разговорчивый, глупый, сердитый, приветливое; поведать (рассказать, изложить, сообщить); прогульщик, патент, экскаватор, экскаваторщик
45 Проверим себя и оценим свои достижения 6
Тематический тест - 1 Просмотри произведения этого раздела. О чем они? Что их объединяет?
49 Библиотечный урок. Читательский дневник. Оформление, ведение дневника 8 1 Библиотечный урок. Читательский дневник. Оформление, ведение дневника
Страна детства
50 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела 1 С. 38-65, пролистать, рассмотреть картинки, запомнить авторов и их произведения. 1 Произведения Б.Житкова, М. Зощенко, К. Паустовского.
51-52-53-54 Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герои произведения. 2
1. Чтение, словарная работа.
2. Беседа с выборочным чтением.
3. Работа над пониманием содержания рассказа.
4. Т.р.Инсценирование 5
1) С. 38 - 46, чтение
2) С. 46, №3,4 4 Мачта, борт, корма, палуба, руль, винт, каюта, леденец; лакированная подставка, юрк в каюту, совсем всамделишные, нюнил нарочно, прыск в стороны, заперла меня
55-56-57 Р.к. К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками»2.
1. Чтение, словарная работа.
2. Беседа с выборочным чтением.
3. Работа над пониманием содержания рассказа.
5 С.47-58, читать, отвечать на вопросы, нарисовать иллюстрацию
3 Аккорд,парча, смола, щедрость, фетровая шляпа, ничтожная часть, всплеснула руками, театральная портниха, окружающая обстановка, аплодисменты, пастуший рожок
58-59- 60-61 М.М.Зощенко « Ёлка». Герои произведения.2
1. Чтение, словарная работа.
2. Беседа с выборочным чтением.
3. Работа над пониманием содержания рассказа.
С.59-64,читать в паре.
С.64, №1-3.
С. 64, №4.
4 Синоним, антоним. Длинновязая – высокая, высоченная, длинная; худенькие – худощавые, худые, исхудалые, тощие, жилистые, костлявые; добродушный – злой, жестокий, дурной; длинновязая - маленькая
62 Р.к. Вн.чтение. Что такое серии книг и каково их назначение3
Произведения для детей поэтов Архангельской области 1 Серия книг, назначение серии книг
63 Обобщение и систематизация материала по изученному разделу. Подготовить читать произведение о природе Архангельской области. - 1 Какое произведение тебе больше понравилось?
64 Оценка достижений. - 1 65 Библиотечный урок. Читательский дневник. Оформление, ведение дневника 8 1 Библиотечный урок. Читательский дневник. Оформление, ведение дневника
Поэтическая тетрадь
66 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела1 С. 68-74, пролистать, рассмотреть картинки, запомнить авторов и их произведения Подготовить рассказ о своем любимом поэте 1
67-68-69 В.Я.Брюсов. «Опять сон». «Детская». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. 2
1. Чтение, словарная работа.
2. Беседа с выборочным чтением.
3. Словесные зарисовки 8
1) С. 68-70, выразительное чтение
2) С. 69, №1-6.
3) Выучить стихотворение 3 Дебри, пустынь, закат, заросль, карлик, дух, пещера; боязнь, страх, грусть; трон, корона, палочка-выручалочка,
70-71 С.А.Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении.1
1. Чтение, словарная работа.
2. Анализ стихотворения. Беседа с выборочным чтением2
С.71, прочитать, Ответить на вопрос.
2 Разухабистой гурьбой, задворки, бредем, опостылеют, притворимся, постель, загалдели, приставать
72-73
74-75 М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства». Тема детства в произведениях Цветаевой.1
1. Чтение, словарная работа.
2. Беседа с выборочным чтением.
3. Работа над пониманием содержания стихов.
1) С.72- 73,читать в паре.
2) Выразительное чтение « Бежит тропинка с бугорка»
3) Выразительное чтение «Наши царства».
4 Тропинка, бугорок, сонные луга, рай, закат, шпага, царственный замок, между нами пролегло, мальвы.
О чем стихотворение Цветаевой?
76 Р.к. Внеклассное чтение. Г. Писахов. «Северное сияние», «Своя радуга».
Роль иллюстраций в восприятии произведения. Художники – иллюстраторы 3
Нарисовать иллюстрацию к произведению 1 Роль иллюстраций, художники – иллюстраторы, восприятие произведения
77 Обобщение и систематизация изученного материала по разделу.7 С. 74, №1-6 - 1 Проанализируем строчки. Строфа, правила стихосложения. Ключевые слова. Темп, тон, интонация
78 Оценка достижений. Тест - 1 Описание, повествование, раздел, поэтическая тетрадь, познакомился, узнал впервые, имена авторов, особенно запомнилось, чувство поэта, событие из жизни героев
79 Проверка навыков чтения.
Конкурс чтецов. 6 - 1 Природа и мы
80 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела2 С. 76-111, пролистать, рассмотреть картинки, запомнить авторов и их произведения 1 Произведения писателей-натуралистов Е.Чарушина, М. Пришвина, А. Куприна, В. Астафьева, Д. Мамина-Сибиряка
81-82
83-84 Д.М.-Сибиряк « Приёмыш». Анализ заголовка.1
1) Чтение, словарная работа.
2) Работа над пониманием содержания рассказа.
3-4)Отношение человека к природе5
С.76-83, чтение, словарная работа, ответы на вопросы, иллюстрирование
4 Доспехи, церемония, протока, сайма, муштра, муштровать, отчаянный, подачка, дескать, гордый, оригинальный, особенный;
85-86
87-88 А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных.
1) Чтение, словарная работа.
2) Беседа с выборочным чтением.
3) Работа над пониманием содержания рассказа.
С.85-91, чтение, словарная работа.
С.91, №1-4.
4 Приземистый – маленький, низкий; сталактит – имеющий форму сосульки, известковый нарост; флирт – кокетство, любовная игра; фестон – отделка женского белья; подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного; лицемерие, лавры
89-90
91-92 М.М.Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения.
1) Чтение, словарная работа.1
2) Беседа с выборочным чтением.
3) Работа над пониманием содержания рассказа.
1) С.92-95, прочитать, сделать иллюстрацию к рассказу.
2) С.95, №1-6.
3) С.95, №7.
4 Бдительность – (от бдительный - очень внимательный, настороженный); радужный – разноцветный; украденный – похищенный. Сворованный, стянутый, свистнутый
93-94
95-96 Е.И.Чарушин. «Кабан». Герои произведения.
1) Чтение, словарная работа.
2) Беседа с выборочным чтением.
3) Работа над пониманием содержания рассказа.
С.96-99, прочитать. Выполнить словарную работу.
С. 99,№1-4.
С. 99,№ 4 Баловство – потворство, шалость; унимать – успокаивать; сшибить – сразить, побить, уронить; марал – крупный сибирский олень с большими рогами; сопеть – тяжело дышать; гуськом – вереницей, один вслед за другим
97-98
99-100 В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».
Герои рассказа.2
1)Чтение, словарная работа.1
2) Беседа с выборочным чтением.4
3) Работа над пониманием содержания рассказа.
1) С.100-109, прочитать, №1-3.
2) С.109, №4-9.
3) С.109, №10 4 Бесцеремонно – беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости; заполошно – суматошно, неспокойно; яр – крутой берег; мерцала – светилась; потухло – погасло; лепиться - располагаться
101-102 Проект « Природа и мы»9 2 Презентация, книжка-самоделка, выпуск газеты
103 Обобщение и систематизация изученного материала по разделу.7 Отвечать вопросы по разделу - 1 Какой журнал ты любишь читать? Как ты думаешь, чем журнал отличается от книги?
104 Оценка достижений. Тест - 1 105 Проверка навыков чтения 6 - 1 Поэтическая тетрадь
106 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела1 С. 114-126, пролистать, рассмотреть картинки, запомнить авторов и их произведения
Принести поэтические сборники с любыми стихами 1 Произведение, ключевое слово, герой произведения, сюжет, необходимая информация, основная мысль, произведение живописи
107-112
Т Б.Л.Пастернак « Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении Пастернака 2
1. Чтение, словарная работа.1
2. Беседа с выборочным чтением.4
3. Иллюстрирование 1) С.114-115, чтение, словарная работа.
2) С.115, №1,2.
3) С.115,№3 3 Сказочный чертог, обзор, просека, позолота, обруч, венец, фата, флигель, сгусток, каталог; новобрачный, подвенечный
113-114 С.А.Клычков «Весна в лесу». Картины весны и лета в их произведениях.
1. Чтение, словарная работа.
2. Беседа с выборочным чтением.4
1) С.116-117, чтение, словарная работа.
2) С.117, №1,2,3 2 Капель, ствол, щель, дубрава, утренник, истома, рев, дрема, яр, свирелка, нарукавница; красногрудый, тягучий, багровый; клохчут, побродить
115-117 Д.Б.Кедрин «Бабье лето».
1. Чтение, словарная работа.1
2. Беседа с выборочным чтением.4 Иллюстрирование
1) С.116-117, чтение, словарная работа.
2) С.117, №1,2,3.
. 3 Пряжа, сучок, паутинка, щелка,; отогрета, обвилась, заслоняя, прощальное, зябкий
108-110 С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении.2
1. Чтение, словарная работа.1
2. Беседа с выборочным чтением.4
3. Иллюстрирование 1) С.120-125, чтение, словарная работа.
2) С.125, №1,2,3
3) С.126,№1-5. 3 Лебединая шея, лебединая поступь, лебединая верность, лебединая песня; покрывала златотканые, озеро серебряное, белоснежная лебедушка;
111 Оценка достижений. Тест - 1 Описание, повествование, раздел, поэтическая тетрадь, познакомился, узнал впервые, имена авторов, особенно запомнилось, чувство поэта, событие из жизни героев
Родина
112 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела2 С.127-158, пролистать. Рассмотреть картинки. 1 Известные русские писатели и поэты, произведения о Родине,
113-114 С.Д.Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.
1) Чтение, словарная работа.
2) Анализ стихотворного текста5 1) С.133-135, выразительное чтение, словарная работа.
2) Выучить стихотворение С.Д. Дрожжина 2 Взор, простор, небеса, шелест; молитвенно, чарующий, приветный; гордиться, кичиться, важничать, зазнаваться, задирать нос
115-117 Внеклассное чтение.
1) «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».3
2)Р.к.Работа над сценарием поэтического вечера.3,5
3)Р.к.Поэтический вечер.3,5 1) Подготовить выразительное чтение любимого стихотворения.
3 Победа русского народа над врагом, люди-герои, полководцы, подвиг, рядовой боец, тыл, фронт, сражение, рукопашный бой, храбрый, смелый, готовый прийти на помощь
118-121 Проект « Они защищали Родину». Работа в компьютерном классе 9 1)С 140-141, подобрать произведения, иллюстрации по теме
3 Литературный вечер, музыкальная композиция, устный радиожурнал, книга воспоминаний, фотомонтаж
122 Оценка достижений. Тест 6 - 1 Раздел, познакомился, узнал впервые, имена авторов, особенно запомнилось, чувство поэта, событие из жизни героев.
123 Библиотечный урок. Читательский дневник. Оформление, ведение дневника 8 1 Зарубежная литература
124 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела1 С. 159-217, пролистать, рассмотреть картинки, запомнить авторов и их произведения 1 Произведения Г.-Х. Андерсена, М. Твена, Дж. Свифта, С. Лагерлефа.
125-127 Р.к Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе 2
1. Чтение, словарная работа.2
2. Беседа с выборочным чтением.4
3 Иллюстрирование 1) С.160-166, прочитать, нарисовать иллюстрации.
2) С. 166, №1-4.
3) С.166, №6-9 3 Колчан, врассыпную, мальчик-паж, лилипут, колышки, лужайка, помост, копьё; отчетливый голосок, королевский посол, важная особа; опутывать, переплетать, вскарабкаться, заметались, спотыкались
128-131 Г.-Х. Андерсен « Русалочка»2.
1. Чтение, словарная работа.1
2. Беседа с выборочным чтением.4
3. Иллюстрирование.7
4. Вн.чт.Сказки Г.-Х. Андерсена3 1) С.167-177, прочитать.
2)С. 178-193, прочитать и сделать иллюстрацию.
4 Кораллы, янтарь, устрица, родовитость, вельможа, плавник, фейерверк, найденыш, принц, статуя, храм, свита, гавань, пурпур, шатер, юнга;
132 Оценка достижений. Тест6 С. 217 - 1 133 Внеклассное чтение. Творчество Г.Х. Андерсена 3 Т.р.Подготовить презентацию о творчестве сказочника 1 Творчество Г.Х. Андерсена. Презентация
134 Стандартизированная контрольная работа. Проверим себя и оценим свои достижения 6 Тематический тест - 1 Европа, Азия, Америка, Африка. Что общего в сказках русского народа и других народов? Чем они различаются?
135 Р.к.Конкурсная программа «Книжкина страна». Обсуждение нравственных уроков литературных произведений 8 Повторить все пройденное за курс 4 класса - 1 Конкурсная программа «Книжкина страна»
136 Вн.чт.Библиотечный урок. Читательский дневник. Оформление, ведение дневника 8 1 Библиотечный урок. Читательский дневник.
Итого: 136