Рабочая программа по математике 1 класс для детей с нарушением интеллекта
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике предназначена для обучения учащихся 1 класса.
Программа составлена в соответствии требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по математике.
Рабочая программа разработана на основе «Программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» - под ред. В.В.Воронковой, Москва «Просвещение» , 2010 г
Рабочая программа по курсу «Математика» адаптирована для обучения детей с НОДА (с нарушением опорно-двигательного аппарата) и с учетом особенностей их психофизического развития.
Программа ориентирована на учебник: математика 1 класс А.А.Хилько, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, Москва «Просвещение» 2014г.
По учебному плану «школы-интернат «Красные Зори» на изучение математики из обязательной части отводится 4 часа в неделю и из части формируемая, участниками образовательного процесса ещё 1 час. Итого - 5 часов в неделю, в год -165 часов, 33 учебных недели.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Срок реализации программы – 1год.
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативных документов:
● Конституция Российской Федерации.
●Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»
●Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». с последующими изменениями (приказы Минобрнауки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241; от 30.08.2010 г. № 889);
●Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
●Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
●СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
● Приказ от 26.01.2016 года N 38 Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253».
●Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О направлении методических рекомендаций» № 03-20-1587/16-0-0 от 04.05.2016 г. (о разработке рабочих программ, курсов).
●Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10.08.2005г. №560 «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ленинградской области».
●Концепция воспитания школьника в Ленинградской области: приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 25.01.2010 г № 35.
●Закон Ленинградской области от 24 февраля 2014 года №6-оз
"Об образовании в Ленинградской области"
●Устав Государственного казённого образовательного учреждения Ленинградской области
«Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, «Красные Зори»
●Учебный план школы-интерната «Красные Зори» на 2016-2017 учебный год.
Учебный предмет «Математика» изучается первый год. Продолжительность реализации программы – 1 год в условиях классно-урочной системы.
Программа рассчитана:
Класс 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть ИТОГО
1 45 часов 35 часов 50 часов 35 час 165 час
Распределение программного материала по математике в учебных часах
№ Наименование раздела Количество часов
1 Введение 2
2 Понятие о величине 10
3 Понятие о количестве 15
4 Пространственные понятия 8
5 Временные понятия 8
6 Нумерация в пределах 10 24
7 Арифметические действия 34
8 Числа, полученные при измерении 4
9 Арифметические задачи 30
10 Геометрический материал 8
11 Проверка знаний 6
12 Повторение 16
Итого: 165
Тематическое планирование по математике 1 класс
№ п/п Тема Кол-во часов Краткое содержание темы Обязательный минимум
ЗУН Примечание
1 Введение
2 2. Понятие о величине 10 Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объём, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине, равной, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий. высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше) ; равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).
Сравнение трёх-четырёх предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжёлый, лёгкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (равного, одинакового, такого же веса).
Сравнение трёх-четырёх предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжёлый, самый лёгкий). Знать цвет, величину, массу, размеры, форму предметов.
Уметь сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз», наложением, приложением, «на руку».
3. Понятие о количестве.
15 Сравнение двух-трёх предметных совокупностей. Слова: столько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, её составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путём установления взаимно однозначного соответствия их элементов: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько. Лишние, недостающие предметы.
Уметь оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на глаз», путём установления взаимно однозначного соответствия, выделять лишние, недостающие.
Уметь увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объёмы жидкости, сыпучего вещества; объяснять эти изменения.
4. Пространственные понятия
8 Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.
Уметь определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение.
5. Временные понятия 8 Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Знать части суток, порядок их следования; дни: вчера, сегодня, завтра.
6
7. Нумерация в пределах 10
Арифметические действия
Арифметические задачи 24
34
30 Название, обозначение чисел 1-9.
Счёт по одному и равными группами по 2,3 (счёт предметов и отвлечённый счёт).
Количественные, порядковые числительные, цифры 1-9.
Число и цифра 0.
Соотношение количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду(0-9).
Сравнение чисел.
Установление отношения больше, меньше, равно.
Арифметические действия: сложение, вычитание, знаки действий «+», «-».
Число и цифра10. Десять единиц – один десяток.
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приёмы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, её использование при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания ( в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).
Структура задачи: условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.
Правильно называть, читать, записывать, сравнивать числа в пределах 10.
Знать количественные и порядковые числительные в пределах 10.
Знать состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых.
Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10.
Решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие.
8 Числа полученные при измерении
4 Единицы (меры) стоимости – копейка, рубль. Обозначение: 1к., 1 р. Монеты: 1к., 5к., 10к., 1р., 2р., 5р. Размен и замена.
Единицы (меры) длины – сантиметр. Обозначение: 1см.
Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины.
Единицы (меры) массы, ёмкости – килограмм, литр. Обозначение: 1кг, 1л.
Единица времени – сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя – семь суток, порядок дней недели.
Знать единицы (меры) стоимости, длины, массы ёмкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л.
Узнавать монеты, заменять одни монеты другими.
Знать название, порядок дней недели, количество суток в неделе.
9. Геометрический материал
Повторение .
Проверка знаний 8
16
6 Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1-2 точки.
Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Овал.
Знать линии - прямую, кривую, отрезок.
Уметь чертить прямую линию, отрезок заданной длины. Измерять отрезок.
Уметь чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
Пропедевтика.
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения
Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 10. Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения. Единица массы (килограмм), емкости (литр), времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия. Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Нахождение значения числового выражения. Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления.
Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи, содержащие отношения «больше на …», «меньше на …». Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара).
Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар.
Планируемые результаты освоения обучающимися математики.
Минимальный уровень:
знание числового ряда 1—10 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 10, с использованием счетного материала;
знание названий компонентов сложения, вычитания;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания;
знание и применение переместительного свойства сложения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 10;
знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении;
решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;
решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий;
знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);
Достаточный уровень:
знание числового ряда 1—10 в прямом и обратном порядке;
счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 10;
откладывание любых чисел в пределах 10 с использованием счетного материала;
знание названия компонентов сложения, вычитания;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания (на равные части и по содержанию);
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойство сложения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 10;
знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении;
знание порядка месяцев в году;
определение времени по часам;
решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;
краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий;
знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
УУД по математике
Личностными результатами изучения предмета «Математика» являются следующее:
– положительное отношение к школе, к изучению математики;
– интерес к учебному материалу;
– представление о причинах успеха в учёбе;
– общее представление о моральных нормах поведения;
– уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение
к людям.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– начальной стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе;
– понимания значения математики в жизни человека;
– первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
– первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД
– принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– адекватно воспринимать предложения учителя;
– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
– осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
– принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
– в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
– осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.
Познавательные УУД
– ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
– использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
– читать простое схематическое изображение;
– проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);
– выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);
– под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
– под руководством учителя проводить аналогию;
– понимать отношения между понятиями (родо-видовые, причинно-следственные).
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения);
–строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;
– выделять несколько существенных признаков объектов;
–под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
–понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;
– проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией)
Коммуникативные УУД
– принимать участие в работе парами и группами;
– воспринимать различные точки зрения;
– воспринимать мнение других людей о математических явлениях;
– понимать необходимость использования правил вежливости;
– использовать простые речевые средства;
– контролировать свои действия в классе;
– понимать задаваемые вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
– следить за действиями других участников учебной деятельности;
– выражать свою точку зрения;
– строить понятные для партнера высказывания;
– адекватно использовать средства устного общения.
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах
Перечень учебно-методического образовательного процесса для учащихся: Таблицы:
Цифры ( написание цифр).
Числовой ряд.
Состав чисел первого десятка.
Таблицы правильного начертания цифр (печатных и письменных).
Таблица сложения.
Названия компонентов при сложении и вычитании.
Единицы длины: сантиметр и дециметр.
Меры стоимости: копейки.
Предметные пособия:
Предметы окружающей действительности.
Специально изготовленные предметы для счета.
Раздаточный и дидактический материал :геометрические фигуры, трафареты овощей, фруктов, грибов.
Набор предметных картинок.
Набор монет.
Индивидуальные карточка, макеты часов.
Список литературы
1. Белошистая А.В. Математика и конструирование в 1 классе. Пособие для учителя. М.: «Владос», 2004 г.2.Волина В.В «Праздник числа», издательство «Знамя» 1993г.
3. Гридчина Н.И Речевые пятиминутки. КАРО Санкт-Петербург 2005г.4. Перова М.Н. Методика преподавания математике в коррекционной школе. М.: «Владос», 2001 г.
5. Плешакова Е.П. Математика 1-4 классы «Коррекционно-развивающие задания и упражнения» Изд., «Учитель», Волгоград, 2009 г.6 А.П.Тонких.«Логические игры и задачи на уроках математики». Академия развития 1999г.7.Методические рекомендации образцов каллигоафического написания цифр. Творческий центр РАНОК 2006г.
8. А.А. Хилько,Учебник Математика 1 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, Москва «Просвещение» 2014г
9. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 2005 г.