Разработка игрового занятия Школа молодого бойца
Пояснительная записка
Уже не один год в нашей школе в III четверти проходит День науки и искусства. Это общешкольное мероприятие каждый год посвящено какой-либо теме и объединяет все классы образовательной организации. День науки и искусства проходит в несколько этапов: подготовительный (разработка мероприятия, положений конкурсов, изготовление костюмов и реквизита, согласование требований к работам и пр.), основной (участие детей в малых мероприятиях по плану) и итоговый.
В начальной школе испробовали разные формы проведения этого мероприятия. Учитывая возраст и возможности наших учащихся, пришли к единому мнению, что наиболее удачной формой проведения традиционного мероприятия является игра «Веселый экспресс». Классы делятся на возрастные группы: 1-2 классы и 3-4 классы. От количества классов в возрастной группе организуются "станции", назначается ответственный учитель, разрабатываются игровые занятия продолжительностью 20-25 минут.
В назначенный день в актовом зале собираются все классы начальной школы. Каждый класс самопредставляется (название, девиз, речевка, эмблема и т.п.)
Далее проходит открытие Дня науки и искусства (небольшая литературно-музыкальная композиция). Затем каждый класс получает маршрутный лист, на котором указаны "станции" и очередность их прохождения.
Все классы уходят на прохождение маршрута и выполнение заданий. Приблизительно через 1ч. 30 мин. все снова собираются в актовом зале, где подводятся общие итоги и награждаются отличившиеся.
Без помощи родителей это мероприятие провести будет невозможно, так как учитель на своей "станции" встречает все классы своей возрастной группы (а их может быть 5-6, например: 3-а, 3-б, 3-в, 4-а, 4-б, 4-в), тогда как его класс тоже должен пройти по маршруту и посетить другие "станции". В необычном походе детей сопровождают их родители (2-3 человека). Хочется отметить, что родители с удовольствием принимают в этом участие.
"Школа молодого бойца", разработка игрового занятия для учащихся 3-4 классов
Автор: Усоева Наталья Викторовна, учитель начальных классов МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г. Кашира МО
Цель: воспитание у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки для работы по группам.
Ход мероприятия:
Дети заходят в класс под песню в исполнении Л. Агутина ("Служить должен так же как все". На дверях класса, в котором организована "Школа молодого бойца" весят вывески:
Учебные столы стоят так, чтобы удобно было организовать работу по группам.)Учитель приветствует детей:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас работает "Школа молодого бойца". Для вас организованы ускоренные курсы по обучению Будущего защитника Отечества. Добро пожаловать!
Обучение в нашей "Школе..." начинается со строевой подготовки. Слушай мою команду: в одну шеренгу становись! Равняйсь! Смирно! На 1-2-3-4 рассчитайсь! (Дети выполняют команды.)
- Займите места за столами в соответствии с выпавшим вам номером. (Дети рассаживаются за столы, на которых стоят карточки с соответствующим номером.)
- Таким образом вы разбились на звенья (группы).
- Кто мне скажет, кого можно назвать защитником Отечества? (Звучат ответы детей. Учитель обобщает и уточняет понятие "Защитник Отечества". Это тот, кто защищает кого-либо от нападения, ограждает, охраняет от посягательства, отстаивает что-либо.)- Про солдата, защитника, воина в народе сложено немало пословиц и поговорок. Из цветных полосок соберите пословицу и объясните ее смысл. Это ваше второе задание "Школы молодого бойца ". Время выполнения задания ограничено.
(В процессе работы в группах собираются и объясняются следующие пословицы:Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
Хорош грибок белый, а солдат умелый.
Бой - святое дело, иди на врага смело.
Авось да небось на фронте брось.)
- Любой защитник должен знать историю своей страны, ее главные исторические события, людей, которые немало сделали на благо страны, народа. Объявляется урок истории.
(Учитель задает вопрос. Отвечает тот, кто знает на него ответ. Одновременно с правильным ответом идет демонстрация слайдов презентации.)Назовите дату нападения Германии на СССР. (22 июня 1941 года - начало Великой Отечественной войны народов СССР)
Какое кодовое название носил план молниеносной войны против Советского Союза? ("План Барбаросса")
Назовите крупнейшие сражения в годы Великой Отечественной войны (Битва под Москвой, Оборона Ленинграда, Сталинградская битва, сражение на Курской дуге, форсирование Днепра)
Какое кодовое название в планах Гитлера носила операция по захвату Москвы? ("Тайфун")
Назовите дату начала контрнаступления советских войск под Москвой (5-6 декабря1941 г.)
Сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда? (872 дня)
Каких крупнейших военачальников Великой Отечественной войны знаете? (Георгий Константинович Жуков, Константин Константинович Рокоссовский, Иван Степанович Конев, Леонид Владимирович Говоров, Семен Михайлович Буденный, Климент Ефремович Ворошилов и др.)
Кого из выдающихся русских полководцев называют маршалом Победы? (Г.К. Жукова)
Когда и кем на рейхстаге было водружено победное знамя? (Утром 30 апреля 1945 г. на фронтоне рейхстага развевалось Красное знамя Победы. Его водрузили сержанты: Михаил Егоров и Мелитон Кантария).Сколько длилась Великая Отечественная война? (1418 дней и ночей).
День Победы в Великой Отечественной войне? (9 мая 1945 г.)
- Что должен хорошо делать солдат? (Предполагаемые ответы: метко стрелять, быть находчивым, быстро принимать решения, уметь пользоваться оружием и т.п.)
- Следующее занятие - стрельбы. (От каждого звена выходят по одному "снайперу". Их задача накинуть кольцо на цель. У каждого "стреляющего" две попытки.)- Молодцы! Продолжаем наше обучение. Обязательно каждый боец должен знать, чем вооружена армия страны. Возьмите лист с таблицей букв. В таблице записаны слова, которые связаны с вооружением армии. Найдите в таблице названия вооружения.
п у л е м г р а н
с а м о ё п а т а
т к о л т и с т о
а а р ё т р т е л
н б л в е р т о л
к о ь а н и д т ё
- Выпиши оставшиеся буквы и составьте из них слово.
- Какое слово у вас получилось? (Родина)
- Идем дальше: урок мудрости и сообразительности. Теперь нужно разгадать ребусы. Каждое звено получает по две карточки, на которых зашифрованы слова:
I звено
Ответы: Родина, солдат.
II звено
Ответы: пистолет, пулемёт.
III звено
Ответы: рана, армия.
IV звено
Ответы: цель, автомат.
- Какие слова у вас получилось? Как разгадывали?
- Следущее занятие: военная математика. Нужно произвести расчет цели по уничтожению условного врага.
Чтобы узнать число, решите пример. Найдите все числа по их координатам и выполните над ними предложенные арифметические действия.
А В С
1 1 2 3
2 4 5 6
3 7 8 9
А1+В2+С3+В1+В3-А3-С1+А2
- Какое звено справится с заданием быстрее?
- Сколько получилось?
- Обучение подошло к концу. Теперь нужно подвести итоги. Отряд, слушай мою команду: в одну шеренгу становись! Равняйсь! Смирно!
(Учитель зачитывает текст диплома о прохождении курсов в "Школе молодого бойца" и присвоении звания Будущего защитника Отечества. Под песню в исполнении Н. Баскова "Служить России" дети покидают класс.)