Правописание падежных окончаний существительных в родительном падеже


Открытый урок русского языка в 4 классеПравописание окончаний имен существительных в родительном падеже
Тип урокаОсвоение нового материала
Педагогические задачиСоздать условия для ознакомления с правилом написания безударных окончаний имен существительных в родительном падеже; совершенствовать умение определять падеж имен существительных; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты Познакомятся с правилом написания безударных окончаний имен существительных в родительном падеже; научатся писать безударные падежные окончания имен существительных в родительном падеже; указывать склонение и падеж имен существительных; выполнять морфологический разбор слова
Метапредметные УУДПознавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); участвовать в работе группы
Личностные результатыПроявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
ХОД УРОКА
I.Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку. Мы продолжаем изучать русский язык. Прочитайте слова, записанные на доске:
Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм. Слайд 1
– Какие из этих качеств нам понадобятся на уроке?
– Какими качествами вы уже обладаете?
Стирают слова «эгоизм» и «лень».
– На уроке мы постараемся проявить оставшиеся качества, а кто-то их сегодня и приобретёт.
2. Постановка учебной проблемы
На доске слова: Каждый, жизнь, день, частичку, мудрость, прибавляет слайд 2
- Составьте из данных слов предложение. Запишите его. (1 у доски)
Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно достаём и используем. Сегодня на уроке нам понадобятся знания из этого сундучка. Мы будем пользоваться этими знаниями, и пополнять его  ещё новыми.
Целеполагание
- Назовите существительные. (день, частичку, жизни, мудрости)
- У каких имен существительных не вставили окончание? Назовите эти слова. Почему не стали вставлять?
- Написание, каких окончаний у вас вызвало затруднение? (жизни, мудрости)
- Можете ли вы утверждать, что написали правильно? (Нет)
- Почему не можете? (Надо доказать).
- С какой проблемой столкнулись
- Над чем нам нужно поработать? Как будет звучать тема сегодняшнего урока?
Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. Слайд 6
3. Решение учебной задачи: выдвижение и проверка гипотез.
(Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом)А) - Что мы знаем о существительных в Р.п.
– На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?
– С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже? Слайд 7
– Чем являются в предложении существительные в родительном падеже?
А какие бывают падежные окончания? (Ударные и безударные)
- Какие самые опасные? (Безударные)
- Почему? Можем ошибиться в правильности написания? Что нужно сделать? (Вспомнить два способа проверки и наиболее удобный применить)
Существует два способа проверки: слайд 8
1 способ: - определить падеж, склонение; вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в Р.п.
2 способ: Вставить существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием.
Б) – Как определить, какие окончания встречаются у им. сущ. Р.П? (подобрать им. сущ. с ударным окончанием)
Я буду называть слова, а вы записываете их в Р.п.
- Поставьте слова помощники в Р.п.. Нет: стены, земли, стола, коня, окна, степи Слайд 9
-Вызвали ли затруднения написания окончаний в данных словах. Почему нам удалось легко определить окончания? (ударные)
В каком случае в окончании возникает орфограмма и его надо проверять? (когда оно безударное)
Вписываем окончания в таблицу Слайд 10
- Какие окончания у сущ. 1 скл. –и, ы, 2 скл – а, я, 3 скл –и.
Откройте учебники: проверим по учебнику на с. 107 правильный ли вывод мы сделали? Что-то новое хотите добавить?
4. Первичное закрепление знаний. 
А) – Объясните, одинаковы или различны будут пропущенные окончания имен существительных в нашем предложении
Каждый день жизни (3 скл., Р.п., степи) прибавляет частичку мудрости (3скл., Р.п –степи) Слайд 11
Б) Работа в парах
( Раздаю карточки . Дети вставляют нужные окончания, затем по очереди доказывают правильность написания, приведите свои примеры, обоснуйте ответ).
Карточка №1
Измени существительные по вопросам. Укажи склонение существительного, выдели окончание. Докажи.
Сшили (для кого?) для (сестра) ____________________________________________
Связали (из чего?) из (шерсть) ____________________________________________
_______________________________________________________________________
Карточка №2
Измени существительные по вопросам. Укажи склонение существительного, выдели окончание. Докажи.
Пришли (откуда?) из (деревня)_____________________________________________
Остановились (где? около чего?) около (пристань)____________________________
_______________________________________________________________________
Карточка №3
Измени существительные по вопросам. Укажи склонение существительного, выдели окончание. Докажи.
Возвратились (откуда?) из (библиотека)______________________________________
Жил (у кого?) у (бабушка Ирина Петровна)__________________________________
_______________________________________________________________________
Карточка №4
Измени существительные по вопросам. Укажи склонение существительного, выдели окончание. Докажи.
Достал (откуда?) из (сумка )_______________________________________________
Вырвал (откуда) из (тетрадь)______________________________________________
_______________________________________________________________________
Проверка слайд 12
5. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений
Работа по учебнику
Упражнение 193 Слайд 13
- Спишите, вставляя пропущенные окончания.
- Объясните, почему у одних имен существительных в родительном падеже окончание -и, а у других – -ы.
- Назовите слова-названия профессий. Объясните, как вы понимаете их значение.
– Обсудите: какую профессию вы считаете самой важной? Почему?
6. Итог урока. Рефлексия
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Какие окончания у существительных в родительном падеже? (1-е скл. – -и, -ы; 2 скл. – -а,-я; 3 скл. –-и.)
– Перечислите предлоги, с которыми употребляются существительные в родительном падеже. (От, до, из, без, для, около, у, с.)
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Оценивание
7. Домашнее задание – Выполнить упражнение 194 в учебнике. Составьте текст на тему: «Кем бы я хотел стать и почему»