Урок русского языка Имена существительные,имеющие форму только множественного числа (5кл.)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗАВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МАЯКСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА





Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
Урок русского языка в 5 классе


Выполнила: Горб Н.А., учитель русского языка и литературы




Маячное, 2008
Конспект урока
Компетенции

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
Цели:
Познакомить учащихся с грамматической категорией числа существительных.
Формировать умение находить существительные, имеющие только форму множественного числа.
Воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока.
1.Фронтальный опрос (Слайд №2).
-Какой раздел науки о языке мы изучаем?
-Что изучает морфология?
-Какую часть речи мы изучаем?
-Что мы знаем о существительном?
2. Проверка домашнего задания (Слайд №3).
Подобрать подходящие по смыслу прилагательные к данным существительным.
Рельс
Тюль
Шампунь
Мышь
Рояль
Туфля
Картофель
Повидло

3.Объяснение нового материала.
А) Словарная работа.
-Сегодня, ребята, мы познакомимся с новым словом
МАКАРОНЫ
(греч.) macaria-счастье, благодать
Итальянцы именовали так любимое блюдо. Макар- счастливый; есть это блюдо доставляло удовольствие, счастье.
-Давайте составим словосочетания со словом макароны.
-Определите род у слова макароны? (Слайд №4)


-Почему нельзя определить род?
Б) Записываем тему урока:
Существительные, которые имеют только форму множественного числа.
-У меня на рисунках (Слайд №5)
Одни - часы и
Двое - тоже часы,
т.е. это существительное, которое не имеет разных форм для единственного и множественного числа.
В) Читаем учебник с.195 упр.507 и дополняем картинки.
Названия орудий труда, инструментов.
(Слайд №6)
Названия игр.
(Слайд №7)
Названия веществ.
(Слайд №8)
Географические названия.
(Слайд №9)
Отрезки времени.
(Слайд №10)
4.Закрепление нового материала.
А) По лексическому значению узнать слово.

(Слайд №11)

Лексическое значение
слово

Сельскохозяйственное орудие для собирания листвы
грабли

Прибор для взвешивания
весы

Настольная игра
шахматы

24 часа
сутки

Длительный перерыв в занятиях
каникулы


Б) Отгадай загадки:
Сперва с горы летишь на них, а позже в гору тянешь их. (Санки)
Под вражеским обстрелом стоят солдаты смело, а если их собьют, они опять встают. (Городки)
На лесенке-стремянке развешаны баранки, щёлк, щёлк, пять да пять- так мы учимся считать. (Счеты)
Кто, ответь мне на вопрос, верхом взбирается на нос? (Очки)
Кто ест сено без рта тремя зубами? (Вилы)
Два братца, одно сердце. (Ножницы)



В) Отгадай кроссворд (Слайд №12)







1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




2
 
 
 














3
 
 
 
 
 












4
 
 
 










5
 
 
 
 















6
 
 
 









7
 
 
 
 
 














8
 
 
 











9
 
 
 
 
 









10
 
 
 
 
 
 














11
 
 
 











Отгадай ключевое слово по вертикали, заполнив слова по горизонтали:
Ими награждают артиста.
Ручное орудие крестьянина для складывания сена.
Их открывают, когда въезжают во двор.
«Готовь.летом, а телегу зимой.
Мужская одежда, которую носят и женщины.
Держатся за уши и висят на носу.
Без них ничего не купишь.
Ароматная жидкость для женщин.
Орудие труда, на которое опасно наступать.
«Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.
«Бегут по дорожке дощечки да ножки».

(Ответы: аплодисменты, вилы, ворота, сани, брюки, очки, деньги, духи, грабли, ножницы, лыжи).
(Слайд №13)
5.Домашнее задание: составить кроссворд, карту с географическими названиями, которые имеют форму только множественного числа.








































Компетентность разрешения проблем























Информационная компетентность (отбор необходимой информации)





Учебно-познавательная компетенция (познавательная деятельность)









Коммуникативная компетенция (навыки работы в группе)




























Коммуникативная компетенция (письменная коммуникация)












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415