Открытый урок по русскому языку Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже (4 класс)


Урок 60 открытый урок. Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже
Тип урока Освоение нового материала
Педагогические задачи Создать условия для ознакомления с правилом написания безударных окончаний имен существительных в родительном падеже; совершенствовать умение определять падеж имен существительных; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты Познакомятся с правилом написания безударных окончаний имен существительных в родительном падеже; научатся писать безударные падежные окончания имен существительных в родительном падеже; указывать склонение и падеж имен существительных; выполнять морфологический разбор слова
Метапредметные УУД Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); участвовать в работе группы
Личностные результаты Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося(осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
учащегося
1 2 3 4
I. Организация начала урока Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.
– Проверим готовность к уроку.
Учитель: Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Дети: Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Учитель: Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь отметку пять! Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока) Принимать и сохранять организационные задачи
II. Актуализация знаний, необходимых
для изучения
и понимания
нового материала.
Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник). – Начнём урок с повторения. Ведь именно повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка.
-Послушайте:
Часть речи восхитительная,
Она дает прямой ответ:
Что перед нами за предмет?
А если тот предмет живой,
Вопрос задай совсем иной
Кто? Кого? Кому? О ком?
Будешь дружен с языком.
– О какой части речи говорится?
– Что вы знаете об имени существительном?
–Приведите примеры имен существительных отвечающих на вопросы кто?...... что?.....
имена существительные бывают:
приведите примеры:
м.р……..
ж.р….
ср.р…..
– имена существительные изменяются по..
– имена существительные изменяются по..
-Что значит изменятся по падежам?
- Что такое склонение?
На предыдущих уроках мы изучали правописание безударных падежных окончаний. Ребята, что надо сделать, чтобы проверить безударные падежные окончания?

А также мы с вами разобрали именительный и винительный падеж. Проверим домашнее задание, и посмотрим как вы усвоили пройденный материал. упр. 189 стр. 106
– чем отличается И.п. от В.п? Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
– имя существительное
– это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? И что?
– мужского, женского и среднего родов
- числам
– падежам
– склонятся
– изменение окончаний имен существительных по
вопросам
Определить падеж.
Определить склонение.
Вспомнить окончание имени существительного этого склонения в нужном падеже. Или подобрать слово того же типа склонения и в том же падежа.
– ответы детей. Выделять существенную информацию из текста загадки. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Продолжение табл.
1 2 3 4
Минутка чистописания.
Работа над словами с непроверяемым написанием
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока Откроем тетради и запишем сегодняшнее число
Проводит минутку чистописания. А какую букву мы будем писать узнаете после чистоговорки:
Ма-ма-ма — дома я сама.
Му-му-му — молоко кому?
Мо-мо-мо — едим эскимо.
Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми — поем ноту ми
– Запишите буквосочетания.
– Новое словарное слово инженер
Перед вами толковый словарь найдите это слово в словаре и дайте пояснение.
Подберите однокоренные слова к слову инженер.
Давайте составим предложения с этим словом.
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
Перед вами проблема!
Спросил отца (….)
Спросил у отца (….).
– На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?
– С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?
– Чем являются в предложении существительные в Второе декабря.
Классная работа.
Выполняют чистописание.
Мм мМ ма ми му мы мо ом им ам ум
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
Инженер – это специалист с высшим техническим образованием. Слово произошло от латинского ИНГЕНИУМ – «ум, изобретательность, природные склонности». Родственно слову ГЕНИЙ.
– инженерство, инженерский, инженерный.
– Чтобы сделать такую машину, нужен хороший инженер.
– Кого? Чего?
Смысловые вопросы: «где?», «откуда?».
– от, до, с, из, без, у, для, около
Второстепенными членами предложения.
1 скл. –и, -ы.
2 скл. –а, - я
3 скл. - и Продолжение табл.
1 2 3 4
родительном падеже?
– Вспомните, какие окончания имеют имена существительные в родительном падеже.
– Молодцы, открываем стр. 107 прочитайте тему нашего урока.
А чему нам предстоит научиться на этом уроке? (Учитель подводит итог высказываниям учеников).
ФИЗПАУЗА «Цыпленок Пи» (15 минута урока) Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.
- Сегодня на уроке мы уточним и расширим знания о родительном падеже, будем учиться распознавать имена существительные в форме родительного падежа в предложениях, словосочетаниях, используя падежные вопросы, предлоги, слова-помощники. Принимать
и сохранять учебную цель
и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной форме
IV. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым
материалом.
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 191) Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Прочитайте. Вспомните по таблице признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного.
– У имен существительных какого склонения в родительном падеже может быть окончание -и?
– Как проверить написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже?
– Объясните, одинаковы или различны будут пропущенные окончания имен существительных в данном предложении Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.
Вставляют пропущенные окончания.
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию
Продолжение табл.
1 2 3 4
V. Первичное закрепление знаний. 
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 192). Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
– Прочитайте загадку С. Маршака. Отгадайте ее.
– Спишите. Укажите имена существительные в родительном падеже. Выделите их окончания. Объясните, почему у имен существительных в родительном падеже разные окончания. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Списывают. Указывают имена существительные
в родительном падеже. Выделяют их окончания.
Дверца узкая под крышей –
(3-е скл.,
Р. п.),
Не для вешнего (2-е скл., Р. п.),
Говорливого (2-е скл., Р. п.).
(Почтовый ящик.) Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать
усилия по решению учебной задачи
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 193) – Прочитайте. Назовите произведение С. Михалкова. («А что у вас?».)
– Спишите, вставляя пропущенные окончания.
– Объясните, почему у одних имен существительных в родительном падеже окончание -и, а у других – -ы. (См. РМ, Приложение 3.) Списывают, вставляя пропущенные окончания.
Вот у Коли (1-е скл., Р. п.), например,
Мама – милиционер.
А у Толи (1-е скл., Р. п.) и у Веры (1-е скл., Р. п.)
Обе мамы – инженеры.
А у Левы (1-е скл., Р. п.) мама – повар VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных зна-
ний и умений. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Выпишите из упражнения 193 слова-названия профессий. Объясните, как вы понимаете их значение.
– Обсудите: какую профессию вы считаете самой важной? Почему? Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.
Работают в парах. Объясняют значение слов-названий профессий. Слушать собеседника. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному
Продолжение табл.
1 2 3 4
Дифференци-рованная работа
1 группа – упр 140 в рабочей тетради. Составить и записать словосочетания
2 группа- упр. 139 рабочей тетради. Найти отгадки к загадке, указать склонение и вставить пропущенные буквы
3 группа.
Ходил около палатк, стучал по крыш, подъехал к избушк, достал из печ, искал брат, подлил масл, придвинулся к парт, связали из шерст, вернулся из лагер, обрадовался гост, испарился с поверхност, сварил из клубник, пришёл из лес.
Игра «Узнай падеж» Выполняют упражнение эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Работа в тет-
ради (зада-
ние 138) Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте. Подчеркните основу предложения.
– Укажите над именами существительными падеж. Выпишите словосочетания с именами существительными в родительном падеже Выполняют задание в рабочей тетради.
Перед праздником (Т. п.) зима (И. п.)
Для зеленой елки (Р. п.)
Платье (В. п.) белое сама
Сшила без иголки (Р. п.).
Сшила (без кого? без чего?) без иголки, сшила (для кого? для чего?) для елки VII. Итог уро-ка. Рефлексия Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Какие окончания у существительных в родительном падеже? (1-е скл. – -и, -ы; 2 скл. – Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.
Продолжают высказывания:
• У меня получилось… Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Окончание табл.
1 2 3 4
Домашнее
задание -а,-я; 3 скл. –
-и.)
– Перечислите предлоги, с которыми употребляются существительные в родительном падеже. (От, до, из, без, для, около, у, с.)
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 139 в рабочей тетради, упражнение 195 в учебнике • Я научился…
• Сегодня на уроке я смог…
• Урок дал мне для жизни…
• За урок я…
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи