Урок русского языка в 4 классе Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже


Тема урока:"Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже"
4 класс
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в родительном падеже.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Ход урока
I. Организационный этап
1. Подготовка к восприятию.
Притча «Мудрец и бабочка»
2. Каллиграфическая минутка
Ученики работают по индивидуальным карточкам . 
Учитель контролирует работу учащихся.
- Какие слова были использованы для каллиграфической минутки?
- Что общего у всех слов?
II. Стадия вызова
1. Составление кластеров.
2 ученика у доски составляют кластеры: 1- по имени существительному, 2 - по склонению.
2. Приём «Верные и неверные утверждения».(толстые и тонкие вопросы)
Дети работают в тетрадях, отвечают на утверждения. («Да», «Нет», «?»)
1.В русском языке 6 падежей? (Да)
2.У каждого падежа 3 вопроса? (Нет)
3. В русском языке 3 склонения? (Да)
4.Начальная форма имени существительного это И.п., единственное число? (Да)
5.Имена существительные склоняются не только в единственном числе, но и во множественном? (Да)
6. У существительных в Р.п. ударные и безударные окончания пишутся по-разному? (Нет)
7. существительных в Д.п. ударные и безударные окончания пишутся одинаково? (Да)
После ответов на вопросы дети обращают внимание на кластеры, проверяют, верно, ли они составлены,защита кластера
- На все ли вопросы Вы смогли ответить? Почему? Что вызвало у вас затруднение?
(Дети выдвигают версии: Эту тему мы еще не изучали… С этой темой мы познакомимся сегодня на уроке.)
III. Стадия осмысления.
1.Исследовательская работа.
На доске ряд слов: арена, папа, манеж, узор, рисунок, степь, команда, искренность, экипаж, окно, сердечность, пристань земля, колыбель, озеро, ракета, дядя. 
Дети выполняют задания по рядам, 1 ряд - находит слова 1 склонения, 2 ряд – 2 склонение, 3 ряд – 3 склонение; ставят слово в форме Р.п., записывают в тетрадь в столбик, используя предлоги, выделяют окончания и обозначают ударение. От каждого ряда по 1 ученику работает у доски.
Затем дети сравнивают окончания во всех 3 склонениях и приходят к выводу: у 1 и 2 склонения окончания –е, у 3 склонения –и. Далее обращаем внимание на ударные и безударные окончания и приходим к выводу: ударные и безударные окончания пишутся одинаково.
Проверим свои открытия по учебнику , таблица упражнения.
-Всё верно мы сказали?
-Как проверить написание безударного окончания имени существительного в Р.п.?
2. Самостоятельная работа по учебнику.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- прочитайте стихотворение и выполните задание самостоятельно в тетради. Проверка: сравнение своего задания с образцом.
Использование сигнальных карточек для самооценки. Зелёная – выполнил работу отлично, жёлтая - хорошо, красная – ещё надо поработать.
Составить пятистишие
-Давайте попробуем составить предложения с одним из этих слов. Дети устно составляют предложения, несколько вариантов слушаем и записываем одно предложение.
IV. Стадия рефлексии.
Работа по карточкам.
На партах лежат карточки для индивидуальной работы.
- Вставьте пропущенные окончания имен существительных. Ниже в окошке поставьте себе отметку за работу на уроке.
- Что вы можете сказать об уроке, поделитесь своими мыслями. Я начинаю предложение, вы его продолжаете.
- Сегодня на уроке я научился…
- Мне было интересно…
- Самым трудным было…
- Мне больше всего удалось…
- Я понял, что…
-Я почувствовал, что…
V. Домашнее задание.
Составить кроссворд
Вот и кончился урок.
Снова прозвенит звонок.
Отдыхать мы будем смело.
А потом опять за дело.