Урок русского языка в классе Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже
Цели: закреплять знание признаков родительного падежа Имей существительных; формировать умение определять безударные надежные окончания имён существительных в родительном падеже.
Формируемые УУД: п. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных цели; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выдвижение гипотез и их обоснование; к. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. постановка учебной цели; сличение способа действия и его результата с заданным образцом; оценивание качества и уровня усвоения материала; установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
2Актуализация знаний
Проверить правильность посадки.
Руки – на месте,Ноги – на месте,Локти – у края,Спинка – прямая.
-Минутка чистописания. Зн на ан ни ия
- Придумайте предложения с этим словом. Определите падеж.
- Как отличить И п от В п?
Работа по карточкам в паре ( коллективная проверка)
3Самоопределение к деятельности
(На доске записана тема: «Правописание окончаний существительных в ... падеже». )
-О каком падеже будем говорить?
Кого? Чего? Где? Куда? Откуда?
От, до, из, у, без, для, около, вокруг, после, кроме
- Что из этого мы ещё мало изучали? Что требует исследования?
- В чём состоит трудность при определении падежных окончаний существительных? (Падежные окончания бывают ударные и безударные.)
-Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилами правописания окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения в родительном падеже.)
4 Работа по теме урока
1. Наблюдения над правописанием окончаний имён существительных в родительном падеже
Первая группа: белка, земля, вода. Вторая группа: поле, конь, окно. Третья группа: степь, тетрадь.
В написании окончаний каких слов вы не сомневались?
А как поступить, если окончание безударное?
Сделайте вывод. (Имена существительные 1-го склонения в родительном падеже имеют окончания -и, -ы, 2-го склонения а, -я, 3-го склонения -и.)
(Учитель записывает результаты исследования на доске в виде таблицы, дети в тетрадь)
2 Работа по учебнику
Упр. 191 (с. 107).
-Рассмотрите таблицу.
-Расскажите по таблице, что вы знаете о родительном падеже.
-Каким способом проверены окончания имён существительных в таблице?
-Объясните написание окончаний в предложении.
-Почему окончания различны?
Физминутка
( Если сущ в Р п- 3 хлопка, если нет- 3 шага)
Ехала машина,
жить без друга,
рассказ из книги,
самолёт летит,
купил для брата,
ученица читает,
около школы,
после дождя
Упр. 193 (с. 108).
-Прочитайте.
Из какого произведения эти строки? (Из стихотворения С.В. Михалкова «А что у вас?».)
(Комментированное письмо.)
-Имена существительные какого склонения в родительном падеже имеют окончание -и? (1-го и 3-го склонения.)
-От чего зависит выбор окончания -и или -ы?
Выполните разбор слова (у) Коли как части речи.
-Запишите в словарик слово инженер, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
-Объясните значение этого слова по толковому словарю.
Слово инженер пришло в русский язык из французского языка. Первоначальное значение этого слова в языке - остроумный, одарённый.
-Обратите внимание на форму множественного числа этого слова. Составьте с этим словом предложение, запишите.
3 Самостоятельная работа учащихся в парах
Учитель. Запишите словосочетания, изменив окончания имён сущ.
согрелся у (костёр)
выглянуло из-за (тучка)
добежал до (дорога)
отошёл от (пристань)
живёт около (роща)
остался без (корабль)
Учитель: Чья пара справится с заданием, поднимите руки.
4 Итог. Обобщение знаний о родительном падеже
Учитель: Итак, что же мы можем рассказать о родительном падеже имени существительного?
(Учащиеся ещё раз обобщают изученный материал)
5 Рефлексия
Учитель:
Какие задания вам понравились больше всего, а какие вызвали затруднения?
Кому бы вы сегодня на уроке сделали комплимент и сказали «молодец»?
Как надо относиться к учению, чтобы быть успешным в жизни?
Выставление оценок – Оцените свою работу на уроке.
6. Домашнее задание с 108 упр. 192
15