Родительское собрание по теме: «Компьютер: друг или враг?» , 3 класс

муниципальное общеобразовательное учреждение –
муниципальная начальная общеобразовательная школа №7 городского округа –
город Галич Костромской области













Разработка родительского собрания по теме:

«Компьютер: друг или враг?»















Составитель: Румянцева Светлана Евгеньевна,
Должность: учитель начальных классов,
классный руководитель 3 класса.


Введение.
Компьютер прочно вошёл в жизнь современных людей. Современные дети много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.
Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, поскольку информационные технологии проникли во все сферы жизни человека, но она несет с собой новые проблемы. Среди множества проблем применения компьютера мы выделили одну – влияние компьютера на здоровье человека. И нам, учителям, часто приходится слышать от родителей такие вопросы:
- А не опасен ли компьютер моему ребенку?
- Сколько времени можно проводить за ним?
- Не мешает ли он нормальному развитию детей?
Споры относительно пользы и вреда от компьютера ведутся часто, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет.
Компьютер для детей может стать врагом, но при правильном подходе он может стать и хорошим другом. Просто правила пользования компьютером для детей нужно установить как можно раньше и никогда не отступать от них. Компьютер – это полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь. И отказываться от него по непонятным причинам нам не кажется разумным.
Думаем, что компьютерная грамотность нашим детям столь же необходима, как и знание букв и цифр, а умение запустить программу полезнее, чем навык самостоятельного обращения с пультом телевизора.
Не надо бояться зависимости ребёнка от компьютера. Не надо всё списывать на “невинную железку” и пытаться лишить ребенка того, в чём взрослый себя ограничить не в силах. Надо показать, что в жизни, помимо него, есть множество других, не менее интересных вещей.
С другой стороны, постоянно приходится не давать перекладывать на себя ответственность, уклоняясь от вопросов типа: "Как правильно?" и "Куда дальше?". Как и любая совместная с ребенком деятельность, игра на компьютере развивает. Главное - чтобы компьютер был не способом уничтожения времени, а инструментом в решении каких-то задач - получения новых знаний, развития навыков, иллюстрацией к обсуждению.
О здоровье ребенка родители обязаны подумать задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера, а педагог должен быть достаточно компетентным и уметь предупредить любое отклонение в состоянии здоровья учащегося.
Еще нас заинтересовал вопрос о влиянии компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и Интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от Интернета или от игр. Если угодно, интернетомания, игромания.
Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска Интернет - зависимых людей:
хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
невозможность остановиться;
увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
пренебрежение семьей и друзьями;
ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
проблемы с учебой.
Таким образом, компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.
Цель собрания:
Осознание родителями развития у детей компьютерной зависимости.
Задачи собрания:
1. Расширить информационное поле родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером.
2. Обсудить с родителями как, работая на компьютере не только сохранить, но и укрепить здоровье детей.
3. Составить памятку для детей по работе с компьютером.
Оборудование: ноутбук, проектор, плакаты с высказываниями, карточки жёлтого, зелёного и красного цветов, видео-отрывок.

Ход собрания
( В классе представлены высказывания о компьютере. )

Опасность не в том, что компьютер однажды начнет мыслить, как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить, как компьютер. Сидни Дж. Харрис
За пару секунд компьютер успевает сделать ошибку таких размеров, что сотни людей трудятся над ней месяцами. Мерл Мичем
Компьютер делает не то что вы хотите, а то что ему приказываете.
Я не вижу никакого смысла в том, чтобы в каждом доме стоял компьютер. Кен Олсен

- Здравствуйте уважаемые родители. Вы обратили внимание на высказывания и сами сможете сказать тему нашего сегодня собрания.
- Да, мы с Вами являемся активными пользователями компьютера. Но зачастую, разрешая детям долгое время проводить за компьютером, мы не отдаём себе отчёта о последствиях такой безграничной дружбы с компьютером. Я предлагаю вам посмотреть видео – фрагмент, который расскажет, к чему может привести бесконтрольное использование компьютера ребёнком.
-Гуляя по просторам интернета, я нашла высказывание глобальной сетевой компании о компьютере: Машины должны работать. Люди должны думать.  Мы взрослые люди и можем себя контролировать в различных сложных ситуациях, а ребёнку необходимо этому научиться за тот период пока он ходит в детский сад или учиться в начальной школе.
- Уважаемые родители! Перед Вами лежат карточки. Я буду задавать вопросы, а Вы ответьте на них при помощи карточек: если вы согласны с утверждением, то поднимите карточку зелёного цвета, если сомневаетесь – жёлтую, категорически не согласны – покажите карточку красного цвета.

1. Компьютер и человек – неделимое целое.
2. Считаю, что за компьютером можно проводить безграничное количество времени.
3. Я пользуюсь компьютером только на работе.
4. Мой ребёнок часто меня шантажирует при помощи компьютера.
5. Компьютер может привести к развитию различных хронических болезней.
6. Компьютер может вызвать зависимость у человека.
7. Мой ребёнок всегда спрашивает разрешение, чтобы включить компьютер.
8. Не представляю жизни без компьютера.

Послушайте, что говорят наши дети о пользе компьютера и Интернета.
(родителям представляется видео с рассуждениями детей).
- находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости;
- понять с помощью интернета, как себя нужно вести в той или иной ситуации;
- узнавать новое о различных явлениях в разных областях знаний;
- проводить с пользой свободное время.

- Скажите, как Вы можете объяснить следующие высказывания:
1.. Подбираете ли вы материал для ребёнка или он решает сам, что ему смотреть в Интернете?
2. Семья получает квартиру и наполняет её предметами обихода. Считаете ли вы, что компьютер должен быть в числе главных предметов обихода?
3.Согласны ли вы с точкой зрения, что запретами на использование Интернета воспитанию не поможешь?
4. Какие сайты формируют личность ребёнка?
5. Должно ли государство нести ответственность за информацию в Интернете?

В начале учебного года я провела в классе анкетирование.

Анкета для детей:
1.Что тебе больше всего нравится делать в свободное время?
2.Как часто пользуешься компьютером? ( каждый день, раз в неделю, раз в месяц)
3.Использушь компьютер для подготовки к урокам?
4.Обсуждаете ли вы с родителями просмотренную информацию?
6.Сколько часов в день ты можешь проводить за компьютером?
8.Какую пользу и какой вред приносит интернет?

- Результаты опроса вы видите на экране:

20 % учащихся в свободное время играют в настольные игры, 38% - читают художественную литературу, 12 % - занимаются творчеством, 30 % - играют в компьютерные игры.
83 % учащихся пользуются компьютером каждый день, 17 % раз в неделю.
97 % учащихся используют компьютер для подготовки к урокам.
54% проводит за компьютером от 20 до 50 минут, 39 % - более часа, 7 % используют компьютер не каждый день.

Влияние Интернета на детей огромно:
1. Интернет, к сожалению, не стал помощником в приучении к работе над книгой. Даже наоборот, предоставляя возможность усваивать информацию без всяких усилий, он отбивает охоту брать в руки книгу вообще. Ведь для того, чтобы представить себе обстановку или природу, вообразить, как выглядит тот или иной герой в повести или рассказе, надо напрячься, надо заставить себя потрудиться. На экране же монитора всё это преподносится в готовом виде, как протёртая кашица – только глотай. И глотают. И взрослые, и дети. Не ограничивая себя ни временем просмотра, ни качеством передач. Появился термин « интернетоманы», образованный по тому же принципу, что и «наркоманы», «токсикоманы». Быстрее и сильнее заражаются дети. Глубже свои корни она пускает у детей с умственной отсталостью, инфантильных, с ЗПР (а затем и усугубляет это состояние, усиливает отставание). Утрачивается любовь к чтению. Не читая, мы отстаём в своём интеллектуальном развитии.
2. Младшие школьники не могут чётко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулируя их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят на экране.
- Учёными постоянно проводятся различные исследования в области использования Интернета детьми. Результатами таких исследований становятся ухудшения здоровья детей и развитие зависимости от Интернета, которая может перерасти в агрессивную форму общения со сверстниками и взрослыми. Министерство образования и науки РФ не оставило этот вопрос без внимания. В помощь родителям и детям был создан интернет-ресурс «Дети России ОНЛАЙН. Сделаем интернет безопаснее вместе». Здесь обсуждаются вопросы социализации детей и подростков в развивающемся информационном обществе, а также проблемы их безопасности в современной инфокоммуникационной среде.
Сейчас нам необходимо, по результатам анкетирования наших детей, составить памятку. Предлагаю вам в основу памятки заложить чёткие рекомендации, которые помогут детям при работе с компьютером. А Вам, как родителям , данная памятка станет помощником воспитания у детей правильного отношения к компьютеру. (Родители под спокойную музыку записывают возможные варианты ответов. Затем вместе составляем общую памятку.)

1. Договоритесь с ребенком о «квоте» на пользование компьютером.
2. Включите в режим дня ребёнка чёткое время на использование компьютера. 3. Детская - не место для компьютера: столь доступное удовольствие составит серьезную конкуренцию чтению и развивающим играм. 4. Объясните ребёнку, что такое реклама.
5. Научите его не принимать на веру все то, что мы видим на страницах Интернета.
6. Ребенок может работать за компьютером в день 20 - 25 минут .
7. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
8. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
9. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
10. Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
11. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см
12. В процессе работы ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.

Итог собрания:
Если ваши дети сильно увлечены компьютером, не хотят гулять, общаться с друзьями, то он должен “ сломаться” хотя бы на месяц. Вы спросите: а как же взрослые? Ответ: Воспитание требует жертв. Задумайтесь над этой проблемой!
И напоследок еще несколько советов, которые помогут вам в решении данной проблемы:
Не спешите, вести ребенка к врачу или психотерапевту, если он «заболел» компьютером. Сначала сами попробуйте до него достучаться.
Проводите с ребенком больше времени. Вспомните игры, которые вас самих занимали в детстве. Если память подводит, обратитесь к соответствующей литературе. Поделитесь с ребенком секретами этих игр и не ленитесь играть вместе с ним – получите огромное удовольствие.
Чаще бывайте на свежем воздухе. Заведите традицию куда-нибудь вместе ходить, хотя бы раз в неделю. Совместные прогулки вас очень сблизят.
Никогда не награждайте ребенка игрой на компьютере. Это может придать особый престиж такому времяпрепровождению. А ваша задача скорее состоит в том, чтобы снизить ценность общения с компьютером. Если допуск к машине становится поощрением за успехи, лишение его – наказанием за провинности, это может только усугубить ситуацию.
   Все это очень нелегко. Но если приложить усилия и найти взаимопонимание с ребенком, вы вместе сможете пережить увлечение компьютером.
Интернет-ресурсы:
Видео-фрагмент [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал «Педагогика школьная»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Высказывания и афоризмы о компьютере [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Дети России ОНЛАЙН» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15