Использование педагогических технологий как способа формирования УУД в условиях введения ФГОС


"Использование педагогических технологий как способа формирования УУД в условиях введения ФГОС: теоретический и практический аспекты"
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Деятельностный подход не новинка, его придумал еще Выготский, вся советская психология и педагогика построены на нем. Все методы и формы обучения использовались и раньше, может быть лишь в меньших масштабах. Сейчас сменилась лишь терминология и форма конспекта-плана занятия (технологическая карта). И раньше приветствовались методы самостоятельной учебной активности, находили применение в продуктивных методиках, напр., проблемное обучение, поисковый, эвристический, проектный методы и т.д. И раньше, большое внимание уделялось метапредметным умениям и навыкам, напр., развитию мыслительных операций: раскрытию причинно-следственных связей, классификации, сравнению, обобщению, анализу, синтезу и т.д. Сейчас просто сменили термины, вместо ЗУНов стали КОЗы. Сейчас делается акцент на личность, на ее творческую самостоятельность. Рецепт прост - минимизировать репродуктивные методы работы – не давать ученикам готовых знаний, а создавать условия для того, чтобы эти знания они добыли сами. При написании плана-конспекта урока раньше руководствовались ТДЦ, но ничего принципиально не изменилось: 1- познавательные задачи - это формирование предметных козов; 2 - воспитательные – коммуникативные, регулятивные козы; 3 - развивающие - метепредметные, надпредметные, когнитивные козы. Ничего принципиально нового здесь нет, просто взяли деятельностный подход советской психолого-педагогической школы и раскрасили его западной психологической терминологией (Пиаже, Берн). Еще одно отличие: в советской школе рекомендовали использовать продуктивные методы работы, ФГОС делает их обязательными.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы - личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего  учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Еще одна цитата: Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС. На самом деле любой традиционный урок с применением продуктивных методик, имплицитно ли, осознанно ли, формировал и формирует метапредметные компетенции (например, развитие тех же самых мыслительных операций, интеллекта).
Сейчас много говорят о необходимости создания разных образовательных пространств (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок-экскурсия (как не вспомнить творческую, природосообразную школу Сухомлинского). Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. решения проектных задач. Этого требует системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.
Но основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому. Т.е. минимизировать репродуктивные методы.
Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся.
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Сравнение трад-го и совр-го урока Все это применялось и раньше, теперь требуют тотального применения.
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует)
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),
учитель консультирует
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),учитель консультирует
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,
учитель консультирует, советует, помогает
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия (учащиеся сами выясняют, что они запомнили) Что ты знал на уроке?
 
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов?  Формируя предметные козы мы вольно или невольно формируем метапредметные козы. В ФГОС метапредметные результаты - «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».
Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:
Требования
к уроку Урок
современного типа Универсальные
учебные действия
Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные
Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует) Регулятивные планирования
Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции
Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Итог урока Проводится рефлексия
  Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Так, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию (было? - было.) для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Вообще технология ведения проблемного урока, разработанная Е.Л. Мельниковой, даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками.
Инструментарий.
Репродуктивный метод – прочитать и пересказать. Продуктивный - самим по тексту раскрыть причинно – следственные связи.
Создание проблемных ситуаций: государство для чел-ка или наоборот… проблемное изложение материала.
Поисково-исследовательский (краеведческие, социологические исследования) Самооценка и оценивание других учеников.
Составление проектов, написание эссе, сочинений, портретов, сказок, сценок,
В истории практически любая таблица (если ее делают сами ученики) формирует не только предметные козы, но это и разв-е мысл-х операций (метапредметных когнитивных компетенций), даже хронологическая (событийный, временной ряды и отбрасываем лишнее. Напр. славянофилы и западники или тайные общества. Если мы рассказываем о событии, а потом просим воспроизвести сказанное - это репрод-й метод, или просим пересказать пункт параграфа. Но если мы даем задание - найти в тексте причины и последствия события, причины и итоги напр войны, мы форм-ем умение раскрытия прич след связей, но уже продуктивным методом.... Инструментарий остается прежним. Технокарту форму нужно знать как составлять, но несоставлять.
Либеральное движение в России сер.19в.
Славянофилы Западники
Представители Общее Различие Тайные общества
Название даты лидеры программа Основные идеи
различие общее
Более углубленный анализ (сравнение, обобщение, классификация).
Конституция «Русская Правда»
Автор, тайное общество общее различия