Пути формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.


Пути формирования орфографической зоркости у младших школьников
на уроках и во внеурочной деятельности.
Степанова Галина Владимировна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 2 УИИЯ
г. Ноябрьск, ЯНАО
«Систематичность упражнений — есть первая и главнаяоснова их успеха, и недостаток этой систематичностиглавная причина, почему многочисленные идолговременные упражнения в орфографии даютплохие результаты»К. Д. Ушинский
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. Сформированное грамотное письмо даёт возможность выражать свои мысли более точно и правильно. Конечно, оттого, на сколько будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая грамотность, способность усваивать родной язык в письменной форме.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, важно помнить, что работа в этом направлении должна быть систематической и проходить в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно содержит соответствующие задания. Для успешного развития орфографической зоркости очень важен настрой самих учащихся на успех в соответствующей работе. Учитель в начальных классах закладывает основы правописания на самых ранних этапах обучения- обучения грамоте. Основа грамотности это способность ученика решить орфографическую задачу. Но решение возможно лишь тогда когда ученик видит орфограмму. Умение находить орфограммы является основным орфографическим умением. Одна из главных причин, мешающих формированию орфографического навыка - неумение выделять орфограммы при письме «Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность, является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сведет на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма» М.Р. Львов. Поэтому обучение правописанию в начальной школе строится так, чтобы по возможности предупредить ошибки. Но учитель не должен подсказывать во время контрольной работы, выделять предполагаемые ошибки. Ведь контрольные работы это проверка обученности, выявление существующих пробелов в правописании. Человек воспринимает окружающую действительность через собственное отношение и понимание объектов. Предупреждение ошибок достигается всей системой занятий не только по орфографии, но и обращение на правильные ответы на других уроках и занятиях. Конечно, основное при формировании орфографической зоркости это изучение правил, а не автоматическое заучивание, а осознанное их усвоение, и, что очень важно, умение применять их при письме.
Ошибки, допускаемые учениками, бывают графические, орфографические, пунктуационные.
Если учащийся неправильным воспроизводит звуки, не может сделать звуко-буквенный разбор слова, пропускает, переставляет, меняет местами, добавляет лишние буквы, то это графические шибки, которые чаще всего связаны с невнимательностью.
Неумение применить выученное правило к конкретному случаю, неправильная постановка ударения - это относится к орфографическим ошибкам. Постановка знаков препинания тоже требует от детей знания определённых орфограмм. «Ещё А. С. Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Учитель предлагает упражнения, направленные на выработку фонетико-графических умений, приведение примеров с выученными буквами, обязательное твёрдое различие между гласными и согласными, знание графического сходства и различия, соотнесение слова с предметом.
Пути формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках включают в себя разнообразные виды упражнений и заданий: зрительно – слуховой диктант, комментирование, письмо с проговариванием, списывание, письмо по памяти минутки орфографии в начале урока тоже дают хороший результат. Очень продуктивный вид работы объяснительный, предупредительный диктант. В процессе письма ученики объясняют найденные орфограммы, подбирают проверочные слова, примеры на соответствующее правило. Такой диктант помогает учителю выявить пробелы в написании той или иной орфограммы. Эффективно можно организовать взаимопроверку. После выполнения определённого задания ученики обмениваются тетрадями и проверяют, отмечая, по их мнению, ошибку, затем объясняют, как нужно было написать, аргументируя свой ответ.
Каждое задание на уроках, а особенно на уроках русского языка, должно быть направлено на изучение, повторение, закрепление у младших школьников знаний изученных орфограмм. Механическое заучивание правила не даёт такого результата, которое достигается при практическом применении орфограммы. Очень важно при обучении младших школьников развивать навык самоконтроля, который должен формироваться у детей не только в письменной речи, но и в устной.

Для формирования орфографической зоркости у младших школьников большое значение имеет и внеурочная деятельность. Это такие мероприятия как викторина «Знаток русского языка», конкурс на знание правил орфографии в игровой форме. Во время проведения недели русского языка кроме конкурсов и викторин можно проводить инсценирование по темам «Знайки и Незнайки», зарисовки, составление кроссвордов, выпуск газет. Творческая работа по изготовлению книжек-малышек по темам очень нравится учащимся.
Дети младшего школьного возраста стремятся к самопознанию и самореализации. Взаимопонимание достигается только в результате общения. Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха.
Использованная литература
1. Р. Львов «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990.
2.  Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. М., Пр. 1993.
3.  И. В. Борисенко. Обучение младших школьников правописанию. Начальная школа 1998, №3.
 4.  Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 №4.