Практическая работа 6 класс Географические координаты
МКОУ Курловская СОШ №1
Практическая работа по географии
в 6 классе
по теме:
«Географические координаты»
Учитель географии:
Богданова Марина Владимировна
2015 год
Практическая работа «Географические координаты»
Цели:
а) образовательные: в результате практической работы учащиеся закрепят умение определять географические координаты;
б) развивающие: развитие логического мышления – учащиеся научатся использовать знания в новой ситуации;
в) воспитательные:
учащиеся раскроют значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей;
проявят уверенность в своих силах при определении географических координат;
научатся аккуратно вести записи на контурной карте.
Задачи урока:
закрепить умения учащихся определять:
географическую широту;
географическую долготу;
географические координаты.
Оборудование: учебник, атлас, карта полушарий, физическая карта России, глобус, контурная карта, алгоритм «Шаг за шагом», мультимедийное оборудование, презентация «Практическая работа по теме «Географические координаты», карточки с таблицами.
Ход работы:
1 этап: актуализация знаний
Учитель: «ребята, мы с вами изучили тему «Географические координаты». Узнали, что они состоят из географической широты и долготы. А сейчас мы с вами сыграем в игру «Морской бой». Зарисуйте с экрана в тетрадь игровое поле (слайд №2)
а
б
в
г
1
2
3
4
Рис. 1 Поле для игры «Морской бой».
На слайдах №3-6 демонстрируются вопросы, а учащиеся ставят плюсы в клетках, соответствующих правильным ответам.
Вопросы:
1. Расстояние в градусах от экватора до параллели, проведённой через заданную точку, это:
а) маршрут;
б) географическая долгота;
в) географическая широта;
г) азимут.
2. Расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проведённого через заданную точку, это:
а) азимут;
б) географическая широта;
в) маршрут;
г) географическая долгота.
3. Направления запад восток показывают:
а) параллели;
б) меридианы;
в) нулевой меридиан;
г) полюса.
4. Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет:
а) 90°;
б) 360°;
в) 180°.
Г) 270°.
Учитель подводит итог. На слайде №7 написаны правильные ответы. Учащиеся сами контролируют себя.
а
б
в
г
1
+
2
+
3
+
4
+
Рис. 2 Ответы.
Когда вы играете в «Морской бой», то любая клетка на игровом поле имеет свой «адрес», т.е. цифру и букву. Можно ли определить «адрес» корабля на игровом поле, зная или только букву, или только цифру?
Учащиеся: Нет, нельзя, нужно называть и букву и цифру.
Учитель: Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Как он называется?
Учащиеся: географические координаты.
Учитель: Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение к другим объектам. И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив его географические координаты с помощью приборов.
Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедициях, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. И наша с вами задача закрепить умение определять географические координаты, т.е. географическую широту и географическую долготу.
2. Основной этап: практическая работа.
Каждому ученику выдаётся алгоритм «Шаг за шагом», который они могут использовать при выполнении заданий.
Работа по вариантам. Дети получают таблицы, которые надо заполнить. Первые три ученика, выполнившие работу раньше, получают отметки. Открываются слайды №8 и 9 для самопроверки.
Игра «Кто быстрее». Учитель открывает постепенно слайды (10-21) с координатами, дети определяют объект. Первый, поднявший руку и ответивший правильно, получает очко. Выигрывает тот, кто наберёт максимальное число очков.
Задания:
36 ю.ш.; 150 в.д. – (г. Косцюшко)
56 с.ш.; 38 в.д. – (г. Москва)
38 с.ш.;15 в.д. – (влк. Этна)
1 ю.ш.; 91 з.д. – (о. Галаппагос)
18 ю.ш.; 178 в.д. – (о. Фиджи)
23 ю.ш.; 44 з.д. – (г. Рио-де-Жанейро)
3) Работа с глобусом.
Учитель: Используя глобус, выполним задания.
1) Слайд №22: 10 января 1821 года русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты: 69° ю.ш. и 91°з.д. Что это за остров?
Учащиеся определяют, что это остров Петра I.
2) Слайд №23: Шхуна «Пилигрим» (Ж.Верн «Пятнадцатилетний капитан») находилась на 44° ю.ш. и 165° долготы к западу или востоку от линии Гринвича. В каком океане?
Учащиеся определяют, что шхуна находилась в точке с координатами 44° ю.ш. и 165°з.д. в Тихом океане (т.к. 44° ю.ш. и 165° в.д. находятся острова Новая Зеландия)
3. Итог: самостоятельная работа.
Учитель открывает слайд №24 с заданиями, объясняет условия работы.
Задание: определить и обозначить на контурной карте объекты, имеющие следующие координаты:
1) 54° с.ш., 58° в.д.;
2) 25° ю.ш., 125° з.д.;
3) 34° ю.ш., 19° в.д.;
4) 19° с.ш., 38° в.д.;
5) 54° ю.ш., 74° в.д.
4. Рефлексия:
Учащиеся ставят себе оценку за урок и проговаривают, что получалось у них лучше всего и какие были трудности.
Приложение:
Презентация: «Практическая работа по теме «Географические координаты».
Алгоритм «Шаг за шагом»:
Определяем географическую широту:
1. Найти объект на карте.
2. Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.
3. Определить широту параллели, на которой расположен объект.
4. Если объект расположен между параллелями, следует:
а) Определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора (смотри выше шаги 1-3)
б) Определить число градусов от этой параллели до объекта (Расстояние между параллелями на карте 10°, значит, 1° соответствует одна десятая часть этого расстояния)
в) Прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели.
Чтобы определить долготу объекта, необходимо:
1. Найти объект на карте.
2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.
3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект.
4. Если объект располагается между меридианами, следует:
а) Определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого (Гринвичского) меридиана (шаги 1-3).
б) Определить количество градусов от этого меридиана до этого объекта. (Учтите, что расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями 10°).
в) Прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана.
3. Карточки с таблицами для работы по вариантам:
Вариант 1
Название географического объекта
Географические координаты
широта
долгота
г. Джомолунгма
влк. Везувий
г. Якутск
вдп. Виктория
Вариант 2
Название географического объекта
Географические координаты
широта
долгота
г. Сантьяго
г. Мехико
оз. Виктория
оз. Титикака
15