Урок по русскому языку в старших классах. Подготовка к написанию сочинения. Работа по 4 критерию – аргументация собственной позиции
ТЕМА: Сохранение исторической памяти. Роль личности в истории. (Подготовка к написанию сочинения. Работа по 4 критерию – аргументация собственной позиции)
Давайте вместе без «ура»,
Без истерических упреков
Заглянем, братья, во вчера
В тьму исторических уроков!
И освещая лица лет,
Посмотрим им в глаза, как в бездну.
Да, это больно, но полезно,
Нам, убегающим от бед.
А после сядем у огня
И помолчим, кто сколько сможет.
Покуда век еще не прожит,
Воспрянем, дух Руси храня.
В. Леушкин
Цель: подготовить учащихся к выполнению задания открытого типа с развёрнутым ответом (сочинением), проверяющим умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Задачи:
- повторить критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом (К4- аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме);
- обозначить главные темы и проблемы текстов;
- формировать лингвистические и коммуникативные навыки, совершенствуя речь учащихся;
- воспитывать уважение к культурному и историческому наследию страны.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя о теме урока, её актуальности, целях и задачах. Тема нашего урока: «Сохранение исторической памяти. Роль личности в истории». - Насколько актуальна эта тема? (подготовка к ЕГЭ)
- Где нам может понадобиться эта тема? (Блок С)
- Исходя из актуальности сформулируем цель урока:
- Чем будем заниматься? (задачи)
Подходит к завершению год, который был объявлен в России годом русской истории.
- Почему этот год был объявлен именно годом истории? (В этом году исполнилось 1150 лет со дня зарождения Российской государственности).
- Что такое историческая память? И для чего её нужно сохранять? (В.И. Даль: «Память – это свойство души хранить сознанье о былом», т.е. хранить знанье о былом, каким бы оно ни было, а память о подвигах, суровых уроках истории – долг потомков хранить как святыню.
Д.С.Лихачев очень много сделал для сохранения культурного наследия страны говорил следующее: «Без прошлого у нации нет будущего». «Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым следуем завету А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».
III. Работа по теме урока.
Повторение теоретического материала.
Итак, мы сегодня будем говорить только о двух темах, которые тесно связаны.
- В какой части сочинения нам понадобится знание темы? (приготовьте критерии оценивания блока С).
План сочинения-рассуждения.
Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Отражение позиции автора.
Аргументация собственного мнения по проблеме.
Заключение.
- Зачем определять тему? (для формулировки проблемы текста).
- Что же такое тема?
1. О чем? (Ты увидишь тему.)
2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.)
3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста.)
4. Зачем автор написал текст? (Ты определишь идею.)
- Определите, что перед вами темы или проблемы? (Темы)
Природа и человек
Детство
Человек и познание
Наука
Сохранение исторической памяти,
роль личности в истории.
- Какие темы можно обозначить как важные?
Нравственные качества человека
Честь, человеческое достоинство
Чинопочитание, чиновничество
Любовь к Родине
Война
Героизм
Патриотизм
Глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество
Влияние учителя
Отцы и дети
Самопожертвование, сострадание, любовь к ближнему
Самореализация, стремления, цели, смысл жизни, ценности и идеалы человека
Культура, воспитание, труд, книги в жизни человека, роль примера, одиночество,
Хамство
Проблема отношения человека к своему делу и его последствий
Проблема соотношения человеческих качеств и творческой одержимости
Проблема отношения к родине
Преданность собак
Трагедия "маленького человека"
Национальная вражда
Отношение толпы к людям, которые из нее выделяются
Есть ли у человека свобода выбора?
Зло, добро и художественная деятельность:
Счастье
Нравственный выбор
- Какие вопросы можно рассмотреть в заявленной теме? (записать несколько в тетради)
2. Определение проблем темы: Сохранение исторической памяти. Роль
личности в истории.
Историческая память, сохранение и обогащение культуры.
Как важно помнить.
3.Человек и история. 4. Проблема народного духа в трагические моменты истории. 5. Отношение к культурному и историческому наследию.
Люди, сохраняющие историческую память.
Вера в могущество России.
Утрата связи поколений.
Роль личности в истории.
Какое влияние оказывает личность на ход истории?
Проблема свободы личности и ответственности перед обществом.
Подлинный и мнимый патриотизм.
Героизм
Память подвига солдат (отсюда всплывает тема войны и её последствий).
Бесчеловечность и бессмысленность войны.
- К какой большой категории проблем можно отнести проблемы, которые обозначили?
нравственные
морально-этические
экологические
патриотические
социальные
психологические
философские
социально-психологические
социально-философские и т.д.
Аргументация собственной позиции (работа с критериями)
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).
3
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.
2
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт.
1
Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе.
0
ЗАПОМНИ: Аргументируем свою точку зрения на поднятую автором проблему, т.е. пишем сочинение – рассуждение.
В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
1) тезис (положение, которое надо доказать);
2) аргументация (доказательства, доводы);
3) вывод (общий итог).
Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать. Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи. Повтори своими словами главную мысль автора текста – это будет тезис, который тебе надо доказать.
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой - либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что».
Аргументы «за» должны быть: правдивыми, опираться на авторитетные источники; доступными, простыми, понятными; отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором вам придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта, подчеркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчеркнута в критериях оценки части С).
Традиционно-исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека, что сделает твою аргументацию довольно сильной.
Ссылки на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний. «Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. Например: «Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...»; «Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что..».; «Еще Петр 1 говорил, что...»; «Любой историк скажет вам, что...»; «Большинство врачей считают, что» и т. п.
Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок.
«Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа РостоваВсе они стремились стать лучше, добрее».
Подбор аргументов из читательского опыта. Вспоминаем то, что уже прочитано, а затем запишем произведения для самостоятельного чтения.
Человек и история. Роль личности в истории
Л. Н. Толстой. «Война и мир».
Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.
И. Тургенев. «Записки охотника».
Люди, прочитав светлые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми как скотом. В стране началось широкое движение за отмену крепостного права.
«Отцы и дети» Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое го народа.
Шолохов «Судьба человека»
После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горькая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации.
Платонов. «Котлован».
В свое время футуристы выдвинули лозунг «Сбросить Пушкина с корабля современности». Но в пустоте творить не возможно. Не случайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии.
Царь Петр 1 умел заглядывать далеко вперед, зная, что плоды его усилий пожнут будущие поколения. Как-то Петр, сажая желуди. заметил. как один из присутствовавших при этом вельмож скептически улыбнулся. Разгневанный царь сказал: «Понимаю! ТЫ мнишь, что не доживу я до матерых дубов. Правда! Но ты - дурак; я оставляю пример прочим, чтоб делали то же, а потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, польза государству впредь».
Утраты связи поколений
В. Астафьев «Изба»
В сибирские леспромхозы приезжает молодежь за большими деньгами. Лес, земля, когда-то оберегаемая старшим поколением, превращаются после работы лесорубов в мертвую пустыню. Все нравственные ценности предков затмевает погоня за рублем.
Ф Абрамов «Алька»
Героиня повести в поисках лучшей жизни уехала в город, оставив старую мать, которая умерла, не дождавшись дочери. Алька, вернувшись в деревню и остро осознав утрату, решает остаться там, но этот порыв быстро проходит, когда ей в городе предлагают выгодную работу. Утрата родных корней невосстановима.
А. Чехова «Вишневый сад» Надменный лакей Яша из пьесы не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он - живое воплощение беспамятства.
Веры в могущество России
В. Леушкин
Давайте вместе без «ура»,
Без истерических упреков
Заглянем, братья, во вчера
В тьму исторических уроков!
И освещая лица лет,
Посмотрим им в глаза, как в бездну.
Да, это больно, но полезно,
Нам, убегающим от бед.
А после сядем у огня
И помолчим, кто сколько сможет.
Покуда век еще не прожит,
Воспрянем, дух Руси храня.
Бесчеловечности и бессмысленности войны
В. Быков «Одна ночь»
Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться по одиночке: помещение сверху завалено землей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну.
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
«Война противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», потому что она разрушает все понятия о добре и зле.
К. Воробьев «Убиты под Москвой»
Сцена страшной гибели роты кремлевских курсантов это сцена ада, в котором нет места ничему живому.
М. Шолохов «Бахчевник»
Гражданская война разрушила все представления о морали и нравственности: Митька убил топором своего отца, Анисима Петровича, спасая брата- красноармейца.
М. Шолохов «Родинка»
Гражданская война стала причиной того, что атаман, семь лет отсутствовавший на родине, убил единственного сына, Николку, не узнав его в красном комиссаре.
Э. Хемингуэй
«Прощай, оружие!»
Лейтенант Генри понимает, что война это убийство еще более жестокое и бессмысленное, чем на чикагских бойнях. Люди уничтожают друг друга в страхе и ненависти, движимые животным инстинктом.
Проблема исторической памяти (сопричастности к ходу истории)
В. Распутин «Прощание с Матерой»
Лихорадочные действия пожогщиков, спешащих покончить с Матерой, наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к своему прошлому, к тем, кто жил до них на этой земле.
А.П. Чехов «Студент»
Перед Пасхой Иван Великопольский, студент духовной семинарии, рассказывая случайно встреченным женщинам евангельский эпизод о предательском отречении Петра от Иисуса, видит, что реакция женщин необычна: они плачут о том далеком событии. Семинарист понимает, что прошлое неразрывно связано с настоящим непрерывной цепью событий.
В. Распутин «Поле Куликово»
На Куликовом поле Русь освободилась от рабства, отстояла себя как самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило несколько веков назад. Он словно ощутил присутствие предков, свою связь с ними.
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие,: значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны он, как правило, равнодушен и к своей стране».
В. Солоухин
«Человек явление социальное, национальное, историческое,... у него есть прошлое, настоящее и будущее. Без одного из этих слагаемых... его просто нет».
В. Солоухин «Черные доски»
Автор повествует о том, как много бесценных икон, уникальных по архитектуре церквей было варварски уничтожено в 20 веке. «Но ведь здесь, в этих стенах, венчались отцы, деды, прадеды... Неужели место, где венчались наши родители, не достойно лучшего обхождения? В этих стенах побывали, положенными во гроб, наши отцы, деды и прадеды. Неужели место, ритуально связанное с погребением наших родителей и предков, не достойно лучшего обхождения? От этого один шаг до того, чтобы надругаться над самими могилами». Писатель убежден, что с утратой исторических памятников мы теряем человеческий облик.
В. Солоухин «Письма из Русского музея»
Рассуждая о" реконструкции Москвы, автор говорит, что «на месте большинства замечательных, удивительных по красоте и бесценных по историческому значению древних памятников архитектуры теперь незастроенное, пустое место». Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырехсот. Разрушая старину, мы всегда обрываем свои исторические корни, память о прошлом.
Александр Солженицын. Особо звучит тема безвинно репрессированных и замученных в годы сталинского террора. Огромный труд проделал Александр Солженицын в своем "Архипелаге ГУЛАГе". Думая о сталинском времени, невольно переносишься мыслью на революцию. И она сегодня видится во многом по-иному. "Нам говорят, что русская революция ничего не принесла, что у нас нищета большая. Совершенно верно. Но... У нас есть перспектива, у нас виден выход, есть воля, желание, мы видим перед собой путь..." - так писал Н.Бухарин. Теперь мы задумываемся: что же сделала со страной эта воля, куда привел этот путь и где выход. В поисках ответа начинаем обращаться к истокам, к Октябрю. Глубже всех исследует эту тему А.Солженицын. Причем эти вопросы затрагиваются во многих его книгах. Но главное произведение этого писателя об истоках и начале нашей революции - многотомное "Красное колесо". Солженицын настойчиво не признает не только Октябрьскую, но и Февральскую революцию, считая свержение монархии трагедией русского народа. Он утверждает, что мораль революции и революционеров антигуманна и античеловечна, лидеры революционных партий, включая Ленина, беспринципны, думают, прежде всего, о личной власти. Нельзя согласиться с ним, но и не прислушаться тоже нельзя, тем более, что писатель использует громадное число фактов и исторических свидетельств. Такую ли надо давать оценку революции?!
А.Фадеев «Разгром».
Б.Пастернака "Доктор Живаго",
В.Гроссмана "Все течет", «Жизнь и судьба» . Люди должны узнать правду, какой бы жестокой она ни была. Мучительно возрождение нашей истории: тяжело перекраивать свое сознание, отвергать прежние идеалы.
«Ночевала тучка золотая» А. Приставкина. Писатели стремятся с предельной достоверностью передать атмосферу, царившую в нашей стране в годы репрессий, этот воздух, отравленный всеобщей подозрительностью и страхом, когда за одно неосторожное слово человека бросали в тюрьму, объявляли «врагом народа», уничтожали его семью. И Гроссман, и Рыбаков, и Приставкин внимательно исследуют влияние обстановки на людей, их психологию, пытаются найти ответ на вопрос, что же все-таки случилось с нами. Сегодня для нас не менее важно воспитание памяти. Мы все бежим от жизни, не оглядываясь, торопимся. И не замечаем, как дальше и дальше уходит наша личная история. Многие ли из нас знают свою родословную? Многие не могут назвать даже деда. И сразу же задают удивленно вопрос: «Зачем это надо? Мы что, князья?» Неужто только князьями славна Россия? Ведь были же и герои-солдаты, и мастера золотые руки, да и просто честные люди! Отсюда, от этого незнания и идут все основные беды нашего общества.
Твардовский «Я убит подо Ржевом». В стихотворении прослеживается завещание тем, кто остался жив после войны, то есть нам. Написано в форме диалога от имени убитого солдата. Лирический герой говорит: «Я вам жизнь завещаю». А что это значит? По его мнению, главное – быть счастливыми, с честью служить Отчизне, «горевать горделиво», «ликовать не хвастливо» и беречь в памяти погибших, не забывать тех, кто отдал жизни за Родину! Каждый из нас должен помнить подвиги простых солдат, их мужество, храбрость, благодаря которым мы сейчас живем. В главе «О памяти» поэт возмущается тем, что власти требуют забыть «живую быль», забыть родных и близких. Мы видим, что поэт не может молчать о том, что «душу жжет». Твардовский уверен, что его долг – «домолвить недомолки», рассказать правду. Ведь из этой правды люди должны сделать выводы. Все должны знать не только о том, что хорошо, но и о том, что плохо. Тогда каждый из нас задумается, будет осторожен. Поэт считает, что нельзя забывать прошлое. Конечно, помня тяжелое время своей страны, можно избежать трагические события в будущем.
IV.Вывод по уроку: Слова академика Д.С.Лихачева: "Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти". Трудно сказать, окончательный приговор вынесет только время Много интересного об этом времени можно почерпнуть в исторических романах и повестях.Время не стоит на месте. На наших глазах совершаются исторические события огромной важности. Это всем видно и сегодня. Но истинное понимание их значения придет лишь через несколько десятилетий. Предусмотреть все последствия мы не в состоянии. В этом особенность истории. И все же хочется обратиться ко всем людям: давайте не будем торопиться, не будем выносить поспешных решений. История это учебник жизни. Его стоит прочесть еще и еще раз. Не надо вырывать из него страницы: мы убедились на собственном горьком опыте, чем это может обернуться. Лучше подумаем вместе, как не допустить новых ошибок, не забыть ничего и не потерять.
V. Домашнее задание: Работа с текстом А. Приставкина «Фотографии». (работа с первыми 4 критериями).
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
Root Entry15