Нетрадиционный урок для 5 класса по естествознанию по теме «Градусная сетка глобуса»
Нетрадиционный урок по естествознанию в 5 классе
Тема урока: «Градусная сетка глобуса»
Цель урока:
Дать понятие о градусной сетке глобуса;
Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы;
Воспитывать любовь и бережное отношение к планете по имени Земля.
Оборудование: Модель глобуса, географическая карта полушарий, опорные карточки для работы микрогрупп, индивидуальные календари погоды, опорные схемы, сигнальные кубики с красной и зеленой гранью, указка, мел.
План урока
Эмоциональное начало
Проверка домашнего задания
Объяснение нового материала
Закрепление и повторение пройденногоИтог урока. Оценки
(Перед уроком учащиеся делятся на 4 микрогруппы по 4-5 человек, где выбирается ведущий, который корректирует работу микрогруппы. На столе у каждой группы сигнальный кубик: красная грань сверху означает – «Идёт обсуждение задания», зеленая – «Ответ готов»).Ход урока
1. Эмоцианальное начало
Психологический настрой
Учитель: Даю я вам, ребята, для каждой группы карты.
Смотрите, уточняйте, в последний раз, маршрут.
(Учитель раздает опорные карточки для каждой группы, где отражен ход урока и задания для групповой работы)
I группа
1. Эмоциональное начало
Прогноз погоды
2. Проверка домашнего задания
а) Докажите, что земля шарообразное тело?
б) Что в латинском языке означает слово «глобус»? Как обозначена суша на глобусе и карте?
в) Материки – это …
3. Тема урока «Градусная сетка глобуса»
а) Что такое градус?
б) Работа с книгой с.119-120 выбрать главное
в) Вывод: Что такое градусная сетка глобуса?
Чем измеряется расстояние между параллелями и меридианами?
4.Закрепление и повторение
а) Карточки (со схемой глобуса)
б) Продолжите песню: «В Антарктиде …землю скрыли …льдины…замела пурга ….»
в) Логическая цепочка.
Холодильник – южный полюс – пресная вода
г) Космический календарь.
Что бы это значило?
5.Итог урока
-Оценки
II группа
1. Эмоциональное начало
Прогноз погоды
2. Проверка домашнего задания
а) Почему люди не замечают, что живут на шаре?
б) Сколько на Земле океанов? Какие?
Покажите на глобусе и карте.
в) Океаны– это …
3. Тема урока «Градусная сетка глобуса»
а) Что такое градус?
б) Работа с книгой с.119-120 выбрать главное
в) Вывод: Что такое градусная сетка глобуса?
Чем измеряется расстояние между параллелями и меридианами?
4.Закрепление и повторение
а) Карточки (со схемой глобуса)
б) Продолжите песню: «Землю …нити, ….параллелей ….»
в) Логическая цепочка.
«1»– нога – Америка – Луна
г) Космический календарь.
Что бы это значило?
5.Итог урока
-Оценки
III группа
1. Эмоциональное начало
Прогноз погоды
2. Проверка домашнего задания
а) Кто первый доказал, что Земля шарообразное тело?
б) Сколько на Земле материков? Назовите их. Покажите на глобусе и карте
в) Материк ,не населенный людьми – это …
3. Тема урока «Градусная сетка глобуса»
а) Что такое градус?
б) Работа с книгой с.119-120 выбрать главное
в) Вывод: Что такое градусная сетка глобуса?
Чем измеряется расстояние между параллелями и меридианами?
4.Закрепление и повторение
а) Карточки (со схемой глобуса)
б) Продолжите песню: « Где-то … … всегда мороз … о земную ось …. ….»
в) Логическая цепочка.
Земля –арбуз– мяч – мыльные пузыри
г) Космический календарь.
Что бы это значило?
5.Итог урока
-Оценки
IV группа
1. Эмоциональное начало
Прогноз погоды
2. Проверка домашнего задания
а) Как представляли Землю в древности?
б) Что такое глобус? Что обозначено на карте и глобусе голубым цветом?
в) Моря – это …
3. Тема урока «Градусная сетка глобуса»
а) Что такое градус?
б) Работа с книгой с.119-120 выбрать главное
в) Вывод: Что такое градусная сетка глобуса?
Чем измеряется расстояние между параллелями и меридианами?
4.Закрепление и повторение
а) Карточки (со схемой глобуса)
б) Продолжите песню: «… пестрый глобус не найдете вы …страны»
экватор
параллель
в) Логическая цепочка.
А____В АВ СД
С____Д
г) Космический календарь.
Что бы это значило?
5.Итог урока
-Оценки
Учитель: Умы готовы к старту?
Желаю всем удачи,
Работы интересной
На 45 минут.
1.2 Работа с «Календарями природы»
Учитель: Ребята приготовьте «Календари погоды». Синоптики (постоянное поручение даётся на четверть) ознакомьте нас, пожалуйста, с прогнозом погоды на сегодняшний день.
(Синоптики сообщают температуру воздуха, состояние неба, осадки, направление ветра. Дети отмечают погоду в «Календаре природы»)2. Проверка домашнего задания
2.1 Ознакомление с карточками. Вопросы.
Учитель: Посмотрите в карточках, какие вопросы ваша группа должна обсудить и дайте на них обоснованные ответы.
(Микрогруппам дается время на обсуждение. По сигнальным кубикам учитель узнает о готовности групп. Учащиеся зачитывают вопросы и отвечают на них, группа имеет право дополнять и уточнять ответы)3.Объяснение нового материала
3.1 Знакомство с темой урока
Учитель: Ознакомьтесь с темой сегодняшнего урока
(Дети называют тему «Градусная сетка глобуса», учитель записывает тему на доске)
3.2 Работа с книгой
Учитель: Перед вами модель Земли – глобус. Я ставлю мел на глобус вращаю модель. Мел прочерчивает круговую линию на глобусе. Точно также вращается с глобусом каждая точка поверхности. Только две точки остаются на месте. Тоже самое происходит и с нашей планетой. Она вращается вокруг своей оси – воображаемой линии.
Откройте учебники на стр.19. Вам предстоит найти ответы на вопросы:
Как называются линии на глобусе?
Каково их значение?
Что такое градусная сетка глобуса?
В карточке указана та часть текста, которую ваша группа должна изучить. Выделить главное и ознакомить с новым материалом всех учащихся. Я вам даю время на ознакомление с текстом и на обсуждение ответа.
(Во время сообщения нового материала дети записывают новые понятия в тетради)
I группа
Нижние и верхние точки воображаемой оси называют полюсами. На земном шаре их два. Это Южный полюс и Северный полюс. При вращении Земли вокруг собственно оси полюсы остаются неподвижными. Полюсы на глобусе и географической карте обозначаются в виде точек.
II группа
Воображаемая линия, проходящая на одинаковом расстоянии от полюсов, называется экватором (в переводе с латинского «уравниватель»). Линия экватора делит земной шар на два полушария - северное и южное. Протяженность экватора 40 000 км. Линии, параллельные экватору, называются параллелями (параллель в переводе с греческого – «рядом идущий»). Они показывают западное и восточное направление.
III группа
Кроме этого на глобусе есть круговые линии, соединяющие два полюса. Это - меридианы. С латинского языка меридиан переводится «полуденный». Это связано с тем, что полуденная тень соответсвует направлению меридиана в данной местности. Меридиан показывает южное и северное направление.
IV группа
Через каждую точку на Земле можно проводить многочисленные меридианы. Один из них по международному решению называется начальный или нулевой меридиан. Выбран он условно и проходит через город Гринвич (Англия). Нулевой меридиан делит Землю на западное и восточное полушария.
Учитель: Что такое полюс?
Что называют параллелями?
Что называют меридианом?
Где проходит нулевой меридиан?
Учитель: Сделайте вывод: что такое градусная сетка глобуса?
Учитель: Параллели и меридианы, проведенные через определенные градусы образуют на поверхности глобуса градусную сетку.
Учитель: Сейчас сравните глобус и карту. Что вы заметили?
(Обсуждение ответов)
4.Закрепление и повторение пройденного материала
4.1 Работа по схемам
Учитель: Каждая микрогруппа получает схему глобуса с изображенными на ней линиями. Обсудите схемы и охарактеризуйте линии на глобусе.
Работа по схемам
I группа
Западное полушарие
экватор
Восточное полушарие
С
В
ЗЮМеридиан
«Меридиан» в переводе
с латинского языка – «полуденный»
ЮЗВ
С
параллели
параллели
экватор
II группа
III группа
Северное полушарие
40 000км
Южное полушарие
экватор
С латинского языка экватор - «уравнитель»
Ось Земли
Воображаемая линия
IV группа
Северный полюс
Южный полюс
4.2 Музыкальная пауза
Учитель: У каждой группы есть время отдохнуть и продолжить предложенную вам песню.
(после краткой подготовки)
Учитель: Пожалуйста, ребята, ваши песни.
4.3 Повторение пройденного материала
Учитель: А сейчас мы повторим пройденный материал. Построите логические цепочки. О чем они вам говорят? Что общего у этих понятий?
(Обсуждение, ответы)
I группа: У всех предметов есть параллельные линии
II группа: Речь идет об Антарктиде
III группа: Это шарообразные предметы
IV группа: Первым человеком, спустившимся на поверхность луны был американец
4.4 Космический календарь
Учитель: О чем говорят эти даты?
I группа
23 сентября
Что это?
24 часа II группа
22
июня
Что это?
День-ночь
III группа
22 декабря
Что это?
365-366 дней IV группа
21
марта
Что это?
30-31 день
4.5 Вывод
Учитель: Весь урок перед нами был глобус – уменьшенная модель огромной планеты – Земли. Мелькают на нём города и страны, параллели и меридианы, а на Земле растут растения, живут животные и люди, светит солнце, и сияют звёзды.
Я предлагаю вот эту картинку (на картинке девочка на лугу собирает цветы, вокруг порхают бабочки).
Рассмотрите ее внимательно, обсудите. Как вы думаете, «Что бы это значило?»
(Дети высказывают свое мнение по группам. Учитель делает вывод о бережном отношении к природе, об ответственности людей за планету).5.Итог урока. Оценки
5.1 Беседа с учащимися
Учитель:
Что нового вы узнали на уроке?
Что особенно запомнилось и понравилось?
Чье участие в уроке вы оцениваете на «отлично»?
Как вы оцениваете работу и знания своих товарищей?
С кем было интересно работать?
5.2 Выствавление оценок за урок (с комментариями)
5.3 Домашнее задание: «Градусная сетка глобуса» (стр.119-120) – прочитать, запомнить новые слова и выполнить задания к статье.