Мастер-класс Современный урок в контексте ФГОС
Шабанова Р.Г., заместитель директора по НМР
МБОУ гимназии № 103.
(Слайд 1) «Современный урок математики. Изменения деятельности педагога, работающего по ФГОС. Составление технологической карты урока».
(Слайд 2)
«Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции».
В.А. Сухомлинский
Урок живет и побеждает и в 21 веке, хотя существует уже четвертое столетие. За четыре столетия многие ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Сегодня в основе урока лежит системно-деятельностный подход.
Перед начальным и основным образованием ставятся новые цели. Широко известна аксиома: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться». Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода выходит на первый план. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения в виде умения учиться становятся, сегодня всё более востребованными.
Определения современного урока.
1. Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А. А. Бударному).
(Слайд 3)
2. Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени (М.Н.Скаткин).
(Слайд 4)
3. Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса (И.П. Подласый).
(Слайд 5)
4.Урок - форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения; составная часть процесса обучения (Российская педагогическая энциклопедия).
(Слайд 6)
Современный урок по ФГОС – это
профессиональная и методическая подготовка учителя;
целеполагание и мотивация учения;
системно-деятельностный подход;
современные средства обучения;
выбор оптимальных средств обучения;
создание условий для саморазвития;
анализ каждого учебного занятия.
Какие требования к современному уроку предъявляются
в условиях введения ФГОС?
(Слайд 7)
Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен планировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко формулировать тему, цель, задачи урока. Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
(Слайд 8) Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. Вывод делают сами учащиеся, минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Времясбережение и здоровьесбережение. В центре внимания урока – дети.
(Слайд 9) Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей. Умение учителя демонстрировать свое методическое искусство. Урок должен быть добрым.
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:
во-первых, это профессионал, который
демонстрирует универсальные и предметные способы действий,
инициирует действия учащихся,
консультирует и корректирует их действия,
находит способы включения в работу каждого ученика,
создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания.
Функция ученика – активный деятель. Учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:
сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;
сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.
Сегодня в школе большее распространение получает «технология деятельностного метода обучения». При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.
По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося».
Структура современного урока
Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:
(Слайд 10)
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
(Слайд 11)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Первичное закрепление с комментированием.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Рассмотрим каждый из этапов урока.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
На данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). Здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.
(Слайд12)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
1-2 минуты
Приёмы работы:
учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;
учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
самопроверка домашнего задания по образцу.
Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
(Слайд13)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
4-5 минут
Возникновение проблемной ситуации.
Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют в речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
(Слайд14)
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
4-5 минут
Методы постановки учебной задачи:
создание проблемной ситуации, побуждающей к диалогу,
диалог, подводящий к формулировке темы.
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему
·урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
(Слайд15)
Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения.
3-4 минуты
Способы: диалог, групповая или парная работа.
Методы:
побуждающий к гипотезам диалог,
подводящий к открытию знания диалог,
подводящий без проблемы диалог.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
(Слайд16)
Цель: проверка правильности проекта.
5-6 минут
Способы: фронтальная работа.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на применение нового способа действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
(Слайд17)
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
4-5 минут
Способы:
фронтальная работа,
работа в парах.
Средства:
комментирование,
обозначение знаковыми символами,
выполнение заданий.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
(Слайд18)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
4-5 минут
Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий), которая
выполняется письменно.
Методы: самоконтроль, самооценка.
8. Включение знаний в систему и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
(Слайд19)
Цель: коррекция отработки способа.
7-8 минут
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.
Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
(Слайд20)
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности и оценка деятельности всего класса.
2-3 минуты
Вопросы:
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей.
Учитель, проектируя занятие, составляет технологическую карту или конструктор урока. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструктор урока, учитель формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные на достижение результата.
Используемая литература
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2.
Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О. А. Карабанова// Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С. 9-11.Определение, классификация универсальных учебных действий. Примеры заданий на развитие универсальных учебных действий младших школьников.
Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
Климанова Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования / Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 20-25.5. Кузнецова М.И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 3. - С. 19-23. - Библиогр.: с. 23.
6.Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева// Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
7.Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33. 8.Песняева Н.А. Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.9.Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / 10.Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 120 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023809-0.11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7. 12.Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий / О. В. Чиндилова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 3-6.
13.Чиранова О.И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе реализации эстетической функции математики / О. И. Чиранова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 6. - С. 29-32. - Библиогр.: с. 32.
14.Шакина Г.В. Оценка сформированности у младших школьников умений работы с текстом как источником информации / Г. В. Шакина, И. В. Ванисова// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 7-10. - Библиогр.: с. 10.
15.Ячменникова Т.С. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе : как на уроке формировать универсально-учебные действия, предусмотренные ФГОС нового поколения?
Интернет ресурсы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] российский общеобразовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] поиск книги электронная библиотека
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Фестиваль «1 сентября»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] На сайте представлены этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] методические материалы по математике
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Единая коллекция ЦОРов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Тесты ЕГЭ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] открытая математика
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Открытый класс математики (разработки уроков
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
Заголовок 315