Урок по теме Взаимодействие тел
План-конспект открытого урока
по теме
«Взаимодействие тел» (7 класс).
Учитель физики первой категории МБОУ СОШ № 175 г.о.Самара Васильева Татьяна Петровна
Дата проведения урока – 19 сентября 2012 года.
Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение (использование субъективного опыта учащихся, сотрудничество ученика и учителя, создание условий для самовыражения), и проблемное обучение (формирование проблемного вопроса, активная деятельность учащихся, развитие мыслительных способностей).
Оборудование: презентация для урока, приборы для опытов учащихся ( молоток, стакан, открытка, монета) , две легкоподвижные тележки с пружиной, перетянутой нитью, дидактический раздаточный материал, карточки для проверочной работы с вопросами.
Цели и задачи урока:
Образовательные
Изучение явления взаимодействия тел.
Развивающие
Формировать умение выделять взаимодействие среди механических явлений.
Объяснять явления природы и техники с помощью взаимодействия (действия) тел.
Воспитательные
Продолжать работу по формированию умения наблюдать и характеризовать физические явления, развивать умения логически мыслить, умение работать в команде.
Ход урока:
1.Организационный этап (1 мин)
2.Начальный этап (14 мин: актуализация знаний, проверка домашнего задания, закрепление изученного материала, опрос у доски, решение экспериментальных задач, беседа)
Для проверки усвоения предыдущего материала учитель вызывает двух учеников к доске и дает каждому экспериментальную задачу:
-Покажите, как можно насадить молоток на рукоятку (дает молоток и рукоятку). Ответ обоснуйте.
-На стакане лежит открытка, на ней монета. Как, не задевая монеты, опустить ее в стакан?
В это время с классом организуется фронтальный опрос по следующему плану:
- приведите примеры, показывающие, что скорость тела меняется под действием другого тела;
- опишите, как изменяется движение тела при уменьшении действия на него других тел? Сделайте вывод.
- как будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела?
- что называют инерцией?
После фронтального опроса выслушиваются ответы учащихся, проводивших опыты у доски.
Для проведения этапа закрепления изученного материала на каждую парту раздается дидактический материал – карточки со следующими заданиями:
Почему опасно перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
Почему капли дождя при резком встряхивании одежды слетают с нее?
Как упадет мяч, брошенный вертикально вверх мальчиком, стоящим на палубе равномерно и прямолинейно движущегося теплохода?
Какие изменения произойдут, если теплоход будет поворачивать вправо? влево? Будет отходить от пристани?
(Каждый ответ оценивается учителем.)
3.Этап изучения нового материала (15 мин: постановка учебной проблемы, беседа, демонстрация опытов, построение рисунков на доске и в тетрадях).
Вступительное слово учителя:
- На предыдущем уроке было выяснено, при каких условиях тело будет двигаться равномерно и прямолинейно. Но такое движение в природе встречается довольно редко. Большинство движений является неравномерным. Вспомните, какое движение называется неравномерным? (Отвечают по желанию). Приведите примеры неравномерного движения. Что можно сказать о скорости тела при таком виде движения? Почему изменяется скорость тела при неравномерном движении? (Так возникает учебная проблема)
- Для выяснения причин неравномерного движения проводятся известные опыты, описанные в учебнике и изображенные на рис. 42 и 43 учебника. (Одновременно учитель организует беседу, делаются записи и рисунки на доске и в тетрадях учащихся).
Опыт 1. К тележке прикреплена упругая линейка, которая согнута и связана нитью. В каком состоянии находится тележка относительно стола? Придет ли тележка в движение, если пережечь нить? Выслушиваются ответы учащихся. (Пережигаем нить и проверяем высказанные предположения)
Схему опыта заносится в тетрадь.
Вопрос учителя: «Что нужно сделать, чтобы эта тележка пришла в движение?» Выслушиваются соображения учащихся.
Опыт 2. Проверяем экспериментально высказанные гипотезы. Для этого по другую сторону согнутой пластины ставится такая же тележка. Нить пережигается. Схема опыта заносится в тетради.
Вопросы к классу:
- что произошло со скоростью первой тележки?
- почему изменилась скорость первой тележки?
- второй тележки?
- одинаково ли изменились скорости обеих тележек?
- по какому признаку вы судите о том, что скорости тележек изменились одинаково? (У них одинаковое перемещение).
Учитель делает вывод: для изменения скорости движения тела необходимо действие второго тела. Второе тело также испытывает действие со стороны первого тела и изменяет свою скорость. Следовательно, действие не одностороннее, а взаимное! Наблюдаемое в опыте явление называется взаимодействием.
Учащиеся записывают в тетрадь выводы ( под диктовку учителя):
Причиной изменения скорости тела является взаимодействие.
При взаимодействии изменяются скорости обоих взаимодействующих тел.
Изменение скорости тела происходит все время, пока идет взаимодействие.
4. Этап закрепления полученных знаний и умений (10 мин: работа с рисунками в учебнике, беседа по вопросам, работа с дидактическим материалом).
Закрепление знаний проводится в процессе обсуждения примеров взаимодействия тел:
- какое явление изображено на рисунке? Опишите его. (Мальчик, сидящий в лодке, отталкивает от себя вторую лодку).
- сколько тел участвует во взаимодействии?
- одинаково ли изменились скорости лодок? (Одинаково, т.к. массы мальчиков и лодок одинаковы).
- объясните, одинаково ли изменились скорости мальчика и лодки на рисунке? (Нет, не одинаково, т.к. масса лодки значительно больше массы мальчика).
После обсуждения этих примеров учитель делает вывод о том, что скорости тел при взаимодействии могут изменяться по-разному.
Работа в парах. На парты раздается дидактический материал. После обсуждения вопросов в парах выслушиваются ответы учащихся.
1.Пуля пробила доску. Воздействовала ли доска на пулю? Как?
2.Придет ли в движение парусная лодка под воздействием потока воздуха от вентилятора, установленного на ней.
3.Барон Мюнхгаузен рассказывал однажды, как он, разбежавшись, прыгнул через болото. Во время прыжка он заметил, что не допрыгивает до берега. Тогда он в воздухе повернул обратно и вернулся на тот берег, с которого прыгал. Возможно ли это? Ответ обоснуйте.
5.Этап подведения итогов урока, оценка деятельности учащихся, домашнее задание (5 мин).
- Как называлась тема нашего сегодняшнего урока? Какие цели урока были поставлены? Достигли ли мы их? Что мы успели сделать на уроке?
- С каким явлением мы познакомились на уроке? Зачем надо знать и учитывать явление взаимодействия тел? (Иногда во время беседы учащиеся говорят о том, что живые существа – люди, рыбы, птицы,- начинают двигаться без участия других тел. Тогда учителю необходимо ввести в свой рассказ сведения о том, что и люди, и животные отталкиваются от поверхности Земли (от воды или воздуха) , что при этом происходит их движение, движение же земного шара, естественно, заметить нельзя.
Учитель комментирует ответы учащихся и называет оценки за ответы по домашнему заданию и за работу по дидактическим карточкам на новый материал.
Задание на дом:
*Учебник: А.В. Перышкин, Физика, 7 класс, Дрофа, 2010. п. 18 «Взаимодействие тел». Ответить на вопросы к параграфу (устно).
15