«Современные приёмы эффективного обучения чтению на начальном этапе».


Приёмы работы над формированием навыка чтения.
На начальном этапе обучение чтению происходит с опорой на умения звуко – буквенного анализа, которыми пользуются ученики на уроках. Для развития ребёнка крайне важным является постепенное развитие произвольного внимания и запоминания. У детей данного возраста всё ещё преобладают соответствующие непроизвольные механизмы. Систематическое повторение языкового материала организовано так, чтобы развивать способности детей: сравнивать, обобщать, анализировать и моделировать.
Обучение чтению начинается фактически со второго урока, когда знакомятся с первой буквой английского алфавита. Они запоминают её название, осознают тот факт, что одна и таже буква может читаться по разному.
Не секрет, что обучение чтению - процесс для учащихся данного возраста достаточно скучный и утомительный. Чтобы не отбить у них желание постигать английский язык, я стараюсь превратить этот процесс в своеобразную игру. В практике работы мною используются следующие задания.
Какое слово звучит?
Цель: формирование навыка установления адекватных звукобуквенных соответствий.
Ход игры: учащимся предлагается список слов. Учитель начинает читать с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Учащиеся должны найти в списке слов произнесенные учителем и отметить слова со зуком [ ei],[ æ ].
good, am, play, cat, dog, swim, count, fly, ride, skip, go, not, can, giraffe, he, hen, cock, five, it, tiger, name, Ann, Peter, Kate.
Подчеркни букву
Цель: познакомить учащихся с открытом и закрытым типами слогов в английском языке.
Ход игры: учащиеся повторяют английский алфавит, называют согласные и гласные буквы.
Затем учитель объясняет детям, что в английском языке, как и в русском языке, пишутся не так как слышатся. Например, когда одна и та же буква в русском языке передает разные звуки: буква о в словах кот и собака. В английском языке таких слов очень много и чтобы научиться их читать нужно выучить правила чтения. При выполнении упражнений в тетради согласные буквы мы будем подчеркивать синим карандашом, а гласные и красным и зеленым, в зависимости от того, где находится гласная буква. Учитель вводит понятия «открытый», «закрытый» тип слога. В закрытом типе слога звук получается кратким, и его мы будем подчеркивать зеленым карандашом. В открытом слоге гласная буква звучит как в алфавите, и мы его будем выделять красным карандашом. Кроме того в открытом типе слога на конце слова пишется, но не читается гласная буква –е- (немая –е-), и мы ее будем подчеркивать черным карандашом.
Cat, can, name, plate, fat, sad, skate, take, brave, lazy, and, Ann, Kate, play, day, may, rain, train.
«Громкое чтение»
«Громкое чтение» - задорное и веселое чтение с улыбкой и радостью, «вполголоса» - таинственное, как волшебное заклинание, «шепотом» - как «большое секрет для маленькой компании» например, прочитай вслух слова: cat, has, Ann, and, fat, rain, train, play, day, say, may, bag, hat, name, skate, take, brave,lazy.
Также при выполнении этого задания можно провести соревнование: разделить доску на 2 части и учащимся из двух команд нужно распределить слова в колонки со звуками [ei], [æ]. Если ученик не справляется с заданием, уму могут помочь другие участники команды. Однако те участники которые выкрикивают вслух «штрафуются». Команда, которая верно и быстро справиться с заданием – победитель.
Инсценировка стихотворения
Для закрепления звуков и топов слогов можно детям предложить еще один интересные прием обучения навыкам чтения. Это инсценировка стихотворения. Сначала учащиеся знакомятся с содержанием стихотворения: прослушивают и повторяют за диктором. Учитель знакомит со значением каждого слова, путем перевода и изображений. Затем учащиеся повторяют за учителем опорные слова. После этого учащиеся слушают еще раз стихотворение и пытаются инсценировать стихотворение. При этом оценивается правильность интонации и произношения, ритма, оригинальность и эмоциональность жестов и мимики.
Звук [æ] A cat went to town to buy a hat.
What? A cat for a hat? A hat for a cat?Who ever saw a cat with a hat.