Нестандартные формы обучения как средство развития ценностно-смыслового отношения учащихся


Тарасова Елена Леонидовна
Учитель биологии МОУ «Усть-Карская СОШ»
Нестандартные формы обучения как средство развития ценностно-смыслового отношения учащихся
Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению десятков современных технологий, каждая из которых решает свои образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Учителю предоставляется возможность выбирать среди множества технологий ''свою'', использовать творческий подход в организации обучения.
Нестандартные формы обучения направлены на повышение эффективности образовательного процесса, ориентированы на личность учащихся, раскрытие их способностей. При этом нестандартные формы обучения решают ряд психологических и предметно-дидактических задач:
определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типа личности;
определение сформированности компонентов учебной деятельности;
выявление качества внимания, памяти, мышления, работоспособности;
разработка учебного материала; структурирование, обеспечивающее сходство структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся;
реализация принципа "воспитывающего обучения";
формированию у учащихся в учебном процессе, в предметной деятельности ценностно-смысловых компетенций.
Использование новой компьютерной технологии мультимедиа открывает широкие возможности для развития принципиально нового обучения, которое становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого. Внедрение информационных технологий может содействовать существенному повышению эффективности обучения, развитию ценностно-смыслового отношения учащихся. С помощью этих систем можно давать успешно работающим учащимся дополнительный или факультативный материал, целенаправленно управлять соревновательным элементом, присутствующим в деятельности учащихся, осуществляя индивидуализацию и дифференциацию обучения.
Разнообразие источников информации создает ситуацию новизны и разнообразия и, несмотря на большую информационную насыщенность, такое занятие воспринимается учащимися с интересом и оставляет у них хорошее впечатление.
Я применяю ИКТ технологии в трех направлениях:
Учебная деятельность.
Внеурочная деятельность.
Подготовка к ЕГЭ.
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Компьютер дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Использовать это можно на всех этапах урока, и при объяснении нового материала, и при закреплении, и для контроля знаний.
При работе по УМК И.Н. Пономарёвой в курсе 5, 6, 7 класса предполагается много лабораторных работ, где необходимы живые объекты. Не всегда есть возможность использовать натуральные объекты, поэтому прекрасным и эффективным методомпроведения лабораторной работы может стать компьютер. Он дает возможность изучитьстроение и жизнедеятельность животных и растений по фото и видеоматериалам.Конечно, увидев видеокадры, учащиеся значительно лучше воспринимают изучаемый материал.
Сейчас создано много образовательных программ, представляющих собой электронные учебные пособия по отдельным темам биологии. Они могут использоваться при изучении предметных курсов по любому из действующих школьных учебников. Я применяю учебные диски при работе по УМК И.Н. Пономарёвой, которые предлагают альтернативную форму подачи материала, выполнения упражнений и контроля знаний.
Весь учебный материал пособий представлен в наглядной форме и снабжен комплексом мультимедийных возможностей. Полноэкранные озвученные видеофрагменты с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, интерактивные трехмерные модели позволяют превратить изучение любого школьного предмета в увлекательную и познавательную игру.
Очень широкие возможности открываются перед учителем при использовании ИКТ технологий во внеурочной деятельности. Они помогают сделать мероприятия зрелищными и интересными для учащихся. В 2011 году в 10 классе я провела урок по теме «Глобальные экологические проблемы», где учащиеся представили свои презентации и видеоролики. Творчество учащихся оказалось очень интересным.
Большие возможности для учащихся открываются с использованием цифровых и компьютерных технологий при проведении исследовательской работы. Учащиеся работали над созданием следующих проектов: «Видовой состав покрытосеменных растений п. Усть-Карск», «Растения Сретенского района, занесённые в Красную книгу», «Проблема утилизации твёрдых бытовых отходов» и др. Выполненные работы использую на уроках биологии.
При подготовке к ЕГЭ я также использую ИКТ технологии. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии. Такая подготовка учащихся способствует выработке навыка работы с тестовыми заданиями и подготовке к ЕГЭ. Использование ИКТ технологий активно входит в работу учителя и дает ему новые возможности для преподавания.
Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Современный учитель, являясь важнейшим участником образовательного процесса, не может не учитывать в своей работе результатов постоянного стремительного совершенствования информационных технологий.
Литература:
ИКТ в образовательном процессе/Ступницкая М.А. – М.: Первое сентября, 2010
Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения: учебное пособие.- Чита: Издательство ЗабГПУ, 2001.