Методическая разработка урока Молодежь в современном обществе


Шкунова О.А.
МБОУ гимназия №2 г. Чехова
Урок обществознания, 11 класс
Молодежь в современном обществе
Цель:
Формировать мнение о месте и роли молодежи в обществе.
Задачи:
Образовательные: показать основные психологические особенности и ценности молодежного возраста, проследить процесс социализации молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры.
Развивающие: развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические обществоведческие положения и понятия, участвовать в дискуссии.
Воспитательные: формировать у учащихся ответственное отношение к проблемам молодежи.
Оборудование: презентация, пакет документов.
Тип урока: урок-проблема.
Форма работы: групповая
Ход урока
I. Актуализация знаний
1. «Они сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей»
2. «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна»
3. «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек».
4. «Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».
- Как вы думаете, кто, когда и о ком сказал эти слова?
1. Древнегреческий философ Сократ (470-399 гг. до н. э.)
2. Древнегреческий философ Гесиод (ок. 720 г. до н. э.);
3. Египетский жрец, живший за 2000 лет до н. э.;
4. Надпись на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка – свыше 3000 лет.
Подобные высказывания мы зачастую слышим и сейчас о нашем молодом поколении. Молодых часто обвиняют в инфантилизме - стремлении к иждивенчеству, требовании постоянной заботы других о себе, пониженной критичности по отношению к себе. Такие проявления не редкость, но общество в целом признает, что у молодежи достаточно развито чувство ответственности, способность принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и гражданскими чувствами.
Во все времена был велик научный интерес к молодёжи и её проблемам, так как она — будущее общества. Любое общество выбирает свой путь развития. Чтобы обеспечить своё будущее, общество воспитывает молодое поколение, а молодёжь влияет на развитие общества.
Интерес к данной общественной категории и ее роли в современном мире проявляют представители разных наук. К традиционным исследованиям демографов, педагогов, психологов присоединились медики, экономисты, юристы, философы и историки.
Так какая она современная молодежь?
Известный российский писатель Виктор Пелевин назвал современную молодежь «Поколение ПЕПСИ» в одноименном романе. В романе канадского писателя Дугласа Коупленда «Поколение Икс» молодежь трактовалась как «поколение-загадка», «поколение-уравнение» (которое общество должно решить), «неизвестное поколение». В Интернете можно найти определение молодежи как Поколение Игрек, Поколение Миллениума, Поколение ЯЯЯ, Поколение Next, Сетевое поколение, Эхо-бумеры, Поколение бумеранга, Поколение трофеев.
Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке. Тема урока: «Молодежь в современном обществе».
- Смоделируйте план освещения темы
План
Молодежь как социальная группа.
Ценности современной молодежи.
Процесс социализации молодежи.
Молодежная субкультура.
II. Изучение нового материала1. Молодежь как социальная группа
- Понятие «молодёжь» было впервые дано в 1968 году. Как часть общества молодёжь является предметом изучения многих социальных наук: философия, психология, педагогика, социология, демография, политика, право, история. Естественно, в каждой из этих наук в понятие «молодёжь» вкладывается своё содержание.
- Вам известно определение социальной группы. Попробуйте дать определение молодежи как социальной группы.
В самом общем виде молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе:
совокупности возрастных характеристик;
особенности социального положения;
социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, религией, культурой, особенностями воспитания и т. д.
При изучении молодежи как социально-демографической группы в центре внимания стоят особенности ее сознания и деятельности.
Понятие «молодёжь» не столько возрастное, сколько социальное и историческое. В разное время и в разных обществах под эту категорию попадали молодые люди различного возраста. К примеру, те, кого мы сейчас называем молодёжью, столетие назад, вовсе таковой не считалась.
Задания группам:
- Почему молодежь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития общества?
Задания группам:
- Проанализируйте афоризмы об особенностях молодёжи.
- Предположите, какие основные психологические особенности имеет современная молодежь?
2. Ценности современной молодежи.
Проблема выявления ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современной молодежи в последнее время особенно актуальна. Молодые сегодня росли и воспитывались уже в новое время. Процесс их становления пришелся на период исторического развития нашей страны, когда не было единой идеологии, когда в прошлое ушли пионерские и комсомольские организации, и воспитание стало больше зависеть от семьи, нежели от общества. По сути, растет первое поколение нового времени, от которого зависит будущее нашей страны.
Задания группам:
- Прокомментируйте данные социологических опросов.
С изменением идеалов общества произошла переориентация ее на материальную обеспеченную жизнь. Проблема физического выживания (или поддержания достойного уровня) выходит на первый план, заметно оттесняя духовные потребности молодежи. Ценится то, что приносит доход и позволяет удобно жить. Молодое поколение, обладая выраженным рационализмом, ориентируется на чисто прагматические ценности. Как положительный факт можно отметить то, что для молодежи приоритетной является независимость, как способность действовать самостоятельно и решительно. Это приобретение нашего времени. Очевидна потребность в жизненном и профессиональном самоопределении, полной самореализации молодежи в ближайшем будущем.
3. Процесс социализации молодежи
Как же идет процесс социализации? Какие агенты социализации для молодежи являются основными?
Задания группам:
- С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути? Легко ли быть молодым?
В 1986г. на экраны вышел документальный фильм «Легко ли быть молодым» Юриса Подниекса. «Легко ли быть молодым?» - именно так назывался популярный сериал в 2015г. на канале ТНТ. Это истории молодых людей, студентов приличных вузов, школ, обычных молодых людей, которым вовсе не легко в суровых жизненных условиях. «Легко ли быть молодым?» — этим вопросом не мешало бы задаться взрослым людям, считающим, что проблемы современной молодежи настолько незначительны, что и упоминать о них не стоит. Но неискушенные жизнью старшеклассники всегда воспринимают любые трудности на своем жизненном пути крайне импульсивно. Кто-то берет себя в руки и отчаянно штурмует все возникающие сложности, кто-то сдается и впадает в депрессию, кто-то ищет поддержку в молодежных группировках.
4. Молодежная субкультура
Ярким выражением духа и стиля времени, ценностей поколения современных молодых людей являются молодежные субкультуры.
Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, характерных для небольшой группы людей. Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру. Молодежь не стала исключением - она тоже создала свою собственную субкультуру.
Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками:
• возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
• самоорганизация и независимость от официальных структур;
• обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения; • относительная устойчивость, определенная иерархии среди участников групп;
• выражение иных ценностных ориентации или мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;
• атрибутика, подчеркивающая принадлежность к той или иной общности.
- Как вы думаете, что побуждает молодежь к созданию субкультуры?
Основными типами направлений молодежной субкультуры являются:
1. Просоциальные – неформальные клубы или объединения, социально положительные, приносящие пользу обществу.2. Антисоциальные – носят ярко выраженный агрессивный характер.
3. Асоциальные - стоят в стороне от социальных проблем, не представляют угрозу обществу, выполняют функции развлекательного характера.
Задания группам:
- Приведите примеры направлений молодежной субкультуры.
III. Закрепление изученного материала
Какие выводы можно сделать на основании наших предыдущих рассуждений?
- Проблема молодежи была актуальна во все времена.
- Нельзя однозначно судить о современной молодежи.
- Молодежь в нашем обществе неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации.
- В жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.
Работа в группах:
Составить синквейн, даймонд, штрихи на тему «Современная молодежь – какая она?».
Представление работы.
IV. Рефлексия деятельности – завершить предложение
- Я научился…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Этот урок дал мне для жизни…
На сегодняшний день молодежи необходимо развитие, не развитие в игрушках, а развитие своих личностных и моральных качеств. Ставьте себе цели, как материальные, так и духовные, всеми силами старайтесь их достичь. Возьмите лист бумаги, запишите на ней все ваши желания, повесьте этот лист так, чтобы вы видели его каждый день (можно закрепить над монитором компьютера). Главное – всегда верьте в себя и у вас обязательно все получится!
Материалы для групп
Молодежь в современном обществе.
Группа 1.
1. Почему молодежь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития общества?
2. Проанализируйте афоризмы об особенностях молодёжи. Предположите, какие основные психологические особенности имеет молодежь?
Молодые люди более склонны изобретать что-то, чем судить о чем-то, осуществлять, чем советовать, носиться с разными прожектами, чем заниматься определенным делом. Ф. Бэкон
Юность человека есть прекрасная роскошная весна, время деятельности и кипения сил; она бывает однажды в жизни и никогда больше не возвращается. В. Белинский
Быть консерватором в юности — это начинать жизнь навыворот. Понятно, если старики — консерваторы, но если молодые люди становятся ими, то похоронный звон уже наверняка раздается над нацией. Г. БичерУ юности крылья с перьями из поэзии и нервами из иллюзий; на них она возносится в заоблачные выси, откуда мир видится в свете, окрашенном всеми цветами радуги, а жизнь звучит гимнами величию и славе, но бури опыта ломают поэтические крылья, и юность опускается на землю — в мир, похожий на кривое зеркало, где каждый отражается в искаженном виде. Д. ДжебранВ молодости не умеют таить своих чувств. А. Моруа
3. Прокомментируйте данные социологического опроса.
По результатам опросов Фонда Общественного Мнения, проведённых в 2012 году
основные ценности молодых людей распределились следующим образом:
Деньги - 35,3%
Образование, профессия - 31,4%
Получить от жизни больше удовольствий - 20,7%
Деловая карьера - 19,6%
Любовь - 11,6%
Секс - 8,3%
Мир (чтобы не было войны) - 7,8%
Семья- 7,5%
Действия ради будущего России - 4,5%
Идеалы, вера- 2,7%
4. С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути? Легко ли быть молодым?
5. Приведите примеры направлений молодежной субкультуры просоциальной направленности.
6. Составьте синквейн на тему «Современная молодежь - какая она?»
Группа 2.
1. Почему молодежь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития общества?
2. Проанализируйте афоризмы об особенностях молодёжи. Предположите, какие основные психологические особенности имеет молодежь?
Юность бескорыстна в помыслах и чувствах своих, поэтому она наиболее глубоко охватывает мыслью и чувством правду. Г. Гейне
В юности у человека зарождаются возвышенные мысли, которые должны впоследствии сделать его знаменитым. К. Гельвеций
Юность всегда самоотверженна. А. Герцен
Жизнь дает каждому человеку неоценимый дар — молодость, полную сил, юность, полную чаяний, желаний и стремлений к знаниям, к борьбе, полную надежд и упований.
Н. Островский
Почти все великое сделано молодыми. Б. Дизраэли
3. Прокомментируйте данные социологического опроса.
По результатам экспертного исследования, проведённого в 2013 году фондом имени Питирима Сорокина, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян выстраивается следующим образом:
- Материальное благополучие.
- Ценность «Я» (индивидуализм).
- Карьера (самореализация).
- Семья.
- Стабильность.
- Свобода.
- Уважение к старшим.
- Бог (вера в Бога).
- Патриотизм.
- Долг и честь.
4. С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути? Легко ли быть молодым?
5. Приведите примеры направлений молодежной субкультуры антисоциальной направленности.
6. Составьте даймонд на тему «Современная молодежь - какая она?»
Группа 3.
1. Почему молодежь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития общества?
2. Проанализируйте афоризмы об особенностях молодёжи. Предположите, какие основные психологические особенности имеет молодежь?
Юность мечтает о славе. Д. Байрон
В юности каждый доступнее, чем в другом возрасте, всему высокому и прекрасному. Благо тому, кто сохранит юность до старости, не дав душе своей остыть, ожесточиться, окаменеть. В. Белинский
Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь. B. Ключевский
Молодость есть прелестная эпоха бытия нашего! Сердце в полноте жизни творит для себя будущее, какое ему мило; все кажется возможным, все близким. Любовь и слава, два идола чувственных душ, стоят за флером перед нами и подымают руку, чтобы осыпать нас дарами своими. Н. Карамзин
Молодость — вот время для усвоения мудрости, старость — время для ее применения. Ж. Ж. Руссо
3. Прокомментируйте данные социологического опроса.
По результатам экспертного исследования, проведённого в 2013 году фондом имени Питирима Сорокина, среди ценностных установок, доминирующих сегодня в молодёжном российском обществе, отмечены следующие антиценности:- Культ денег;
- Безразличие и индивидуализм.
- Вседозволенность.
- Циничный прагматизм, культ карьеры.
- Крах семьи.
- Социальное иждивенчество.
- Сексуальная распущенность.
- Вредные привычки: наркомания, алкоголизм, сквернословие.
- Коррупция.
- Ксенофобия.
4. С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути? Легко ли быть молодым?
5. Приведите примеры направлений молодежной субкультуры асоциальной направленности.
6. Составьте штрихи на тему «Современная молодежь - какая она?»