Доклад-отчет на темуСпособы стимулирования и мотивации учебной деятельности студентов

Отчет-доклад
На тему: Способы стимулирования и мотивации учебной деятельности студентов.

Истинный педагог постарается сделать учение
занимательным, но никогда не лишит его
характера серьезного труда, требующего усилия воли.
К. Д. Ушинский
Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности - это сами обучающиеся. Следовательно, критерием деятельности преподавателя является конечный результат: дать студенту лишь набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности.
В первом случае не приходится говорить о развитии студентов, поскольку они получают готовую информацию, запоминают ее, затем воспроизводят, т. е. мы осуществляем репродуктивную деятельность. В данном случае не оказывается существенное влияние на общее психологическое развитие студентов и на развитие их специальных способностей. Поэтому, считаю важно пробудить мыслительный процесс обучающихся.
«Личность – звено между мотивацией и ее реализацией» З. Фрейд
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности. Один из моих студентов сказал на уроке: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, студенту должно быть интересно на уроке. Я стараюсь сформировать этот интерес через:
самостоятельность и активность;
через поисковую деятельность дома и на уроке;
создание проблемной ситуации;
разнообразие методов обучения;
через новизну материала;
эмоциональную окраску урока;
Потребности студентов первого курса отличаются от потребностей старшекурсников. Первокурсникам очень важно занять достойное положение в коллективе - это ведущий мотив их поведения, и поэтому с ними надо организовывать как можно больше коллективных дел, игровых моментов, причем важны даже не сами игровые действия, более значим результат игры. Такой урок- игра помогает развить у обучающихся аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему, организовать работу по ее решению. Задания варьируются так, чтобы каждый испытал чувство успеха, чтобы каждый понимал, что без знаний не обойтись, и очень приятно видеть, как играющие помогают друг другу. Игра помогает строить продуктивные взаимоотношения педагога и учащегося с присущими ей элементами соревнования, непосредственности и неподдельного интереса, то есть осуществлять принцип педагогики сотрудничества.
В своей работе я использую различные виды игр. На многих уроках провожу тренировочные игры например: «Составление и решение кроссвордов и тестов» мини-конкурсы «Кто быстрее?» «Слабое звено», а так же ролевые игры: «Деловое общение», «Выборы » и т.д.
А интегрированный урок – это находка, возможность для преподавателя осуществить межпредметную связь. Интегрированный урок – это не только мотивационный прием, у этих уроков есть возможность помочь студентам уйти от перегрузок.
У старшекурсников появляются другие потребности – быть популярным, им важно утвердиться в собственном мнении, принять самого себя как значимого. Вот с этого момента необходимо переходить на уровневую систему обучения, развивающую личность.
Эта система дает право студенту:
самому определять уровень знаний;
формы самостоятельной работы;
самостоятельно разбирать теоретический материал;
генерировать идеи;
Главнейшая задача, которая стоит передо мной, - это «личностно-мотивированное обеспечение деятельности студента». В основу данной системы положены следующие принципы:
принцип воспитывающего обучения – учить самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решение, развивать волю и целеустремленность;
принцип ориентации на зону ближайшего развития – заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше, выше;
принцип ориентации на успех – каждый студент имеет право быть умным на уроке;
учет результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок; (доклады, рефераты, презентации)
принцип диалогичности и сотрудничества предполагает изменение своих функций. Я рядом со студентами, мы вместе решаем их проблемы, радуемся их успехам.
В идеале, желательно, чтобы в аудитории висел плакат со следующим текстом:
Каждый студент имеет право:
высказывать свое мнение и быть услышанным.
выбирать уровень знаний.
выбирать форму работы на уроке.
самостоятельно планировать домашнюю самоподготовку.
знать больше преподавателя и отстаивать свои гипотезы.
Каждый студент обязан:
добросовестно работать на уроке и дома.
быть аккуратным при оформлении работ.
уважать труд преподавателя.
не ставить личные интересы выше интересов однокурсников.
Строго придерживаясь данной декларации, я даю возможность ученикам - «лидерам» двигаться вперед, самостоятельно добывать знания, развивать свой творческий потенциал. Каждый выращенный мною «лидер», возможно поведет за собою других (это -метод побуждения через подражание сильной личности). А тем, кто отстает, надо вовремя, оперативно прийти на помощь.
Никогда нельзя оставлять студента наедине со своими неприятностями, как и нельзя пропустить его успех. Советский ученый-психолог Лев Семенович Выготский однажды сказал: «Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи – это способствует развитию мотивации и центров саморегуляции».
Хочу еще сказать о стимулирующем оценивании знаний. Это, конечно же, накопительная система оценивания, каждый отрабатывает свободно выбранные задания, а я фиксирую, сколько и что сделано за определенный отрезок времени. Так называема «промежуточная оценка» (по-иному - завышенная оценка, т. е. студент уже знает более чем на «4», но еще не на «5») и я начинаю ставить ему «5» за любой успех. Срабатывает потрясающе, так как редко кто отказывается от такой перспективы. Аналогично от тройки к четверке. Важно только, чтобы студент доверял мне, а я верила в него.
Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке достигается за счет опоры на жизненный опыт. Также в целях мотивации учебного процесса я иногда использую исторический материал. Ведь целью образования прежде всего является культурное развитие студентов. Надо научить учащихся ценить духовное и материальное богатство, накопленное человечеством, ну а с точки зрения мотивации вопрос можно поставить иначе: «Человек, не получивший достойного образования, не может считаться культурным».
В первую очередь сам педагог должен верить в это.









Заголовок 1 Заголовок 215