Учебно-дидактический проект по теме Формирование учебной мотивации на этапе самоопределения к учебной деятельности

Районный конкурс инновационных индивидуальных образовательных
проектов модернизации образования «Инновации – 2015»

Учебно-дидактический проект



Формирование учебной мотивации на этапе самоопределения к учебной деятельности




Автор:



Гисич Евгения Таймасовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Сивинская СОШ»,
Сивинский район,
Пермский край, село Сива,
улица Ленина, 57,
E- mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
89027909620







Аннотация
Проект направлен на систематизацию приёмов и методов, подбор заданий по формированию учебной мотивации на этапе самоопределения к учебной деятельности посредством организации сетевого взаимодействия учителей начальных классов района и школы. К реализации проекта привлечены обучающиеся и их родители. В результате у детей повысится мотивация к учению, а педагоги получат электронный сборник материалов в качестве методического пособия по заявленной проблеме.
Актуальность: 
В настоящее время в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в современной школе достаточно актуально стоит проблема повышения эффективности педагогического процесса.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.
Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.
Таким образом, проблема формирования учебной мотивации является актуальной в настоящее время. Одним из важных этапов организации урока для решения данной задачи является этап самоопределения к учебной деятельности.
Цель проекта:
создание условий для формирования учебной мотивации на этапе самоопределения к учебной деятельности.
Задачи:
1. Изучить методологию вопроса.
2. Организовать мониторинг уровня сформированности учебной мотивации младших школьников.
3. Подобрать и разработать задания по формированию учебной мотивации на этапе самоопределения к учебной деятельности.
4. Апробировать подобранные и разработанные задания в начальных классах МБОУ «Сивинская СОШ».
5. Создать электронный сборник материалов по данной проблеме.
6. Организовать сетевое взаимодействие с педагогами района.
7. Обобщить и презентовать опыта по проекту педагогической общественности.

Ожидаемые результаты
Повышение уровня учебной мотивации младших школьников.
Создание методической копилки приёмов и методов, заданий по формированию учебной мотивации.
Оказание методической помощи коллегам по освещению данного вопроса.
Сроки разработки и реализации проекта
Срок реализации программы 1 год (сентябрь 2015 – сентябрь 2016).
Содержание проекта
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности имеет свои особенности в типологии уроков по ФГОС.
Урок открытия нового знания:
Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Урок отработки умений и рефлексии:
Основной целью мотивации (самоопределения) к коррекционной деятелъности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели требуется:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);
- исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).
Урок развивающего контроля:
Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к контролъно-коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.
Поэтому для реализации этой цели требуется:
- определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны конрольно-коррекционной деятельности («надо»);
- исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»);
- установить форму и процедуру контроля;
- предъявить критерий выставления оценки.
Реализация данного проекта будет осуществляться по следующим направлениям:
сбор и обработка материала по выделенной проблеме с привлечением психолога школы, коллег;
апробация данных методик, заданий на уроках в начальной школе;
обобщение и представление педагогического опыта работы

План реализации проекта
Этапы
Мероприятия
Срок

Организационный
- Изучение литературы по данной проблеме.
- Консультации со школьным психологом.
- Составление плана - графика проведения мониторинга.
- Проведения входного мониторинга уровня сформированности учебной мотивации младших школьников.
- Разработка Положений об акциях « Минута рекламы», «Шкатулка мотивов».
- Формирование творческой группы учителей начальной ступени образования МБОУ «Сивинская СОШ» для создания сборника материалов.
сентябрь - ноябрь

Ожидаемые результаты
- Изучена литература из разных источников по данной проблеме.
- Выявлен начальный уровень сформированности учебной мотивации учащихся начальной школы.
- Создана творческая группа среди коллег.
- Разработаны положения об акциях.

Основной
- Работа творческой группы по классификации приёмов учебной мотивации на этапе самоопределения к учебной деятельности.
- Апробация данных приёмов мотивации на уроках в начальной школе.
- Проведение акции для педагогов начальных классов
« Шкатулка мотивов».
- Проведение акции « Минута рекламы» с привлечением учащихся и их родителей.
- Проведение тематической консультации для родителей:
« Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к учению»;
Тренинг для родителей «Пути формирования сознательного интереса к обучению у учащихся».
- Индивидуальные дистанционные консультации с учителями района.
- Работа творческой группы по оформлению электронного сборника «Приёмы формирования учебной мотивации на этапе самоопределения к учебной деятельности».
декабрь - май

Ожидаемые результаты
- Классифицированы приёмы учебной мотивации.
- Повышен интерес к процессу обучения у учащихся.
- Вовлечены в процесс формирования учебной мотивации родители учащихся, педагоги школы и РМО учителей начальных классов.
- Создана методическая копилка (Электронный сборник материалов).
- Организовано сетевое взаимодействия между педагогами района.

Аналитический
- Проведение итогового мониторинга уровня сформированности учебной мотивации учащихся начальной школы.
– Зональный «День Мастера» (г. Очёр)
- Мастер-класс на муниципальном фестивале методических идей.
- Краевая конференция « Развитие способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в рамках ФГОС» (п. Ильинский.)


Ожидаемые результаты
- Опыт обобщен и представлен педагогической общественности школы, района, края.
- Повышение уровня учебной мотивации учащихся начальной школы.


Продукт проекта
Электронный сборник материалов «Приёмы формирования учебной мотивации на этапе самоопределения к учебной деятельности».

Заключение
Апробация приёмов и методик проходит на базе 4 «б» класса МБОУ «Сивинская СОШ». С помощью психолого-педагогических методик отслеживается уровень сформированности учебной мотивации. Происходит отбор наиболее эффективных заданий, способствующих формированию учебной мотивации деятельности младших школьников.

Список литературы:
Концепция Федеральных Государственных образовательных стандартов общего образования. М. «Просвещение», 2009.
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. – М.:Баласс, 2011.
Маркова А.К. , Маттис Т.А.,.Орлов А.Б., Формирование мотивации учения: Кн. для учителя, Просвещение, 1990.
Маркова А.К., Формирование мотивации учения в школьном возрасте, Москва, Просвещение, 1983.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на
ступени начального образования.



Рисунок 1C:\Documents and Settings\учитель 101\Рабочий стол\44.jpg15