«Влияние сказки на динамику чуткости детей младшего школьного возраста»


Влияние сказки на динамику чуткости детей младшего школьного возраста
Введение
Прежде чем начать написание контрольной работы мы обратились к толковому словарю русского языка С.И.Ожегова, чтобы проверить правильно ли я понимаю значение слов чуткость и милосердие. И вот как великий русский филолог объясняет их: милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия, а быть чутким - это значит быть отзывчивым и сочувственным.
Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств. Отчего так происходит? Каким же способом помочь ребёнку видеть всё лучшее, как воспитать в нём такие качества, как чуткость, милосердие, сострадание?
Особо важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах её психологического созревания играет школа.
На плечи учителя начальной школы ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребёнка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком.
Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства - это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.
Воспитание чуткости, отзывчивости к горю и страданиям других людей - важная задача школы.
И, возможно, эта тема более актуальна чем, например, экологическое воспитание. Так как прежде, чем что-то полюбить, пожалеть, увидеть красоту, надо уметь почувствовать, посочувствовать.
Сопереживанию, состраданию должна учить детская книга. А именно сказки. Сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка - его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап - инсценизация. Создание сказок - один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство умственного развития. Сказка, игра, фантазия, животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени человеческого мышления и речи.
Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит с помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …» [4. c.29].
Цель этой работы - исследовать процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки.
Объект - эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.
Предмет - динамика чуткости детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования таковы:
Изучить и систематизировать теоретические источники по проблеме чуткости у детей младшего школьного возраста
Подобрать и разработать диагностические средства для исследования чуткости у детей младшего школьного возраста
проанализировать учебники на предмет выявления воспитательного содержания сказок и использовать их в воспитании чуткости детей
определить уровень сформированности (наличия) чувства чуткости в исследуемой группе детей;
Методы исследования следующие:
- анкетирование;
- анализ творческой работы;
Методики можно применить такие:
1. Сочинение сказки.
2. Сочинение - миниатюра «Если бы я был волшебником».
Экспериментальная работа проводилась в МОУ «Мамасевская средняя общеобразовательная школа» Волжского района.
Понятие о чуткости
Чуткость как ключевое свойство личности
Самое великое, самое божественное в человеке - способность жалеть и прощать, говорил А. Дюма-сын. Наряду с такими важными характеристиками как ум, честность, доброта, способность любить, брать ответственность, и другие, чуткость занимает одно из главенствующих мест.
          Почему чуткость важна? Жизнь в коллективе сложна без проявления чуткости по отношению друг к другу, т.к. это показатель степени развития взаимоотношений. Чуткость это не только способность тонко улавливать настроение другого человека, нюансы его душевной жизни, но и механизм энергетического обмена между людьми. Если есть обмен эмоциями, мнениями, переживаниями, - значит, одноклассники получают что-то важное от взаимоотношений. Умение проявлять чуткость, связано со способностью подавлять свою эгоистичность. 
Чуткость – это значит тонко чувствовать настроение других и реагировать соответственным образом. Быть чутким - умение остановить внимание на себе и переключится на другого человека, то есть уловить тончайшие вибрации того, кого мы любим.
Чуткость также включает в себя глубокое обращение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и стремление их понять, почувствовать, в чем именно нуждается собеседник в данный момент. Чуткость можно еще назвать как чувство меры, которую мы должны соблюдать в отношениях. Это качество нам нужно для того, чтобы проявить уважение к другому, не нарушать внутренние границы личности.
Именно чуткость помогает нам:
-заметить грусть или радость в глазах человека;- уловить тон разочарования или счастья в словах друга;
-почувствовать настроение ближнего;- прочитать между строк письма, что волнует человека;- ответить правильно и уместно на вопрос собеседника.
Чуткость нам нужна для того, чтобы умело определять обстоятельства, в соответствии с которыми мы можем действовать и по возможности восполнять нужды человека.
2. Роль сказки в морально- этическом воспитании ребенка
2.1 Сказка как жанр художественного творчества
«Сказки - прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны-лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений» [1. c.5].
Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными...
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Сказка - это особый мир, где возможно всё. Повзрослев, начинаешь понимать, что не так-то всё просто. Да и дети попозже понимают, что сказка - это всего лишь выдумка, но всё равно её любят. Интересно знать, почему? Сказковед В.П.Аникин замечает: «Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты» [1. c.5].
Что же такое сказка, каково её определение? В.Я. Пропп пишет: «Эмпирически все мы как будто очень хорошо знаем, что такое сказка и имеем о ней более или менее ясное представление. Мы, может быть, храним о ней поэтические воспоминания, помним её с детства. Мы интуитивно чувствуем её обаяние, наслаждаемся её красотами, смутно понимаем, что перед нами что-то очень значительное. Короче говоря, в понимании и оценке сказки нами руководит поэтическое чутьё» [2. c.23].
Однако этого недостаточно для понимания сказки. Необходимы строгие методы научного познания и исследования. Очень интересно узнать историю самого термина «сказка». В.Я. Пропп считает, что народы мира специально не обозначают этот вид народной поэзии. Только два европейских языка создали слова для обозначения этого понятия - русский и немецкий. В русском языке слово «сказка» появилось не раньше ХVII века. Первоначально они (сказки) обозначались другим словом - «баснь», а слово «сказка» имело другой смысл - достоверное, письменное или устное показание или свидетельство, имеющее юридическую силу.
Крупнейший собиратель и исследователь сказки А.И.Никифоров пишет: «Сказки - это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением» [3. c.7].
Как можно заметить, сколько учёных исследователей, столько и существует мнений по поводу определения понятия «сказки». Поэтому до сих пор и нет единого определения, принятого всеми сказковедами.
Область сказки огромна. Изучение сказки неотделимо от изучения истории народов мира, этнографии, религии, истории, форм мышления и поэтических форм.
Не придя к единому определению, основные признаки сказки как жанра выделить всё-таки можно.
· Признак развлекательности - стоит в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым исследователем Никифоровым, а именно необычностью события составляющего содержание сказки;
· Специальное композиционно-стилистическое построение. Отличается специфической для неё поэтикой.
· В действительность рассказанного не верят.
Итак, можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение.
2.2 Сказка как воспитатель добрых чувств детей
Так что же такое чуткость, милосердие? Милосердие - понятие ёмкое, оно включает в себя: незлобивость, сердобольность, жалостливость, отзывчивость, чуткость, сердечность, душевность, доброту, добросердечность. Что же значит быть чутким?
Быть чутким - значит уважать чувства других людей, всегда думать о том, как твои поступки скажутся на окружающих, это значит не быть равнодушным к тому, что люди испытывают. Чуткий человек думает о других, с вниманием относится к их желаниям и старается поступать так, чтобы доставить другим радость.
Быть чутким - значит не придавать собственным желаниям большего значения, чем желания других. Если у тебя с другом разные вкусы, не стоит убеждать его в том, что ты прав, а он заблуждается. Ведь следует уважать чужие устремления и мысли. Быть чутким - значит поступать так, чтобы хорошо было и тебе, и другим.
Проявляя чуткость, мы даём человеку понять, что он нам небезразличен: прежде чем что-то предпринять, мы подумаем о том, как это на нём отразиться, а после не забудем поинтересоваться, всё ли у него в порядке. Наша чуткость рождает чуткость в других. Чуткость заразительна.
Чуткость проявляется тогда, когда мы задумываемся, как наши поступки отражаются на других. Если человеку присуща чуткость, чувства других людей также важны для него, как и его собственные. Можно развить в себе чуткость, если чаще думать о том, как доставить радость другим. О чуткости можно говорить много. Очень важно понять, что в чуткости и любви к людям человек «возрастает духовно».
Чуткость - компонент милосердия. «Милосердие превосходит законы зла, оно вообще больше любых политических (юридических) законов.
Итак, чуткость - необходимое качество для настоящего Человека. Как же его привить?
Воспитание начинается с детства, поэтому воспитание таких качеств как чуткость, сострадание также надо начинать в детстве. В этом возрасте сердце особенно чувствительно к человеческим страданиям, беде, тоске, одиночеству.
Известный педагог В.А.Сухомлинский считает, что «воспитание чуткости, отзывчивости к горю и состраданиям других людей - важная задача школы» [4. c.88]. По его мнению, если ребёнку безразлично, что в сердце его товарища, родителей, родственников, если он не умеет видеть в глазах другого человека, что у него на сердце, - он не станет настоящим человеком. «Учить чувствовать - это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности чуткости, отзывчивости - это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека, тогда когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей» [4. c.88].
Чтобы доброе чувство утвердилось в сердце, необходимо, чтобы ребёнок что-то делал для облегчения горя товарища, больше отдавал душевной заботы. Поэтому очень важно, чтобы у ребёнка был друг, о котором можно было бы позаботиться.
Сухомлинский отмечает, что чем старше ребёнок, тем «труднее учителю прикасаться к тем, образно говоря, тонким струнам человеческого сердца, звучание которых выливается в благородные чувства» [4. c.235].
Хороший совет даёт родителям В.А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям», который заключается в том, что не следует уводить ребёнка от мрачных сторон жизни. Надо, чтобы ребёнок видел и хорошее, доброе и плохое, грустное. Ведь, если жить только в радости, ребёнок может стать эгоистом. Он не будет знать, что в жизни есть также и горе. Он не будет ценить свои радости и усилия родителей, которые прилагают для счастья своего ребёнка. Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в детстве.
«Жизнь убеждает: если ребёнок только «потребляет» радости, не добывая их трудом, напряжением духовных сил, его сердце может стать холодным, чёрствым, равнодушным» [4. c.233].
«Сопереживанию надо учить так же вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые самостоятельные шаги. Сопереживание - это одна из самых тонких сфер познания, познания мыслями и сердцем» [4. c.236].
«Сердечная литература» требует и сердечного читателя. Этот тип читателя хорошо обрисовал Лев Толстой в предисловии к своей повести «Детство». Первым качеством этого желанного типа он назвал чувствительность, то есть способность пожалеть от души и даже пролить несколько слёз о вымышленном лице, которого полюбил читатель, и от сердца порадоваться за него. Второе качество - способность понимать другого человека без слов, когда не нужно толковать свои чувства, Названные писателем качества - предпосылка полноценного восприятия любого художественного произведения и, следовательно, эмоционального влияния книги на читателя. Без сопереживания чтение художественной литературы утрачивает свой смысл. Сопереживание - единственный способ обогатить свой жизненный путь болью, радостью и страданиями других» [5. с.10].
Таким образом, мы видим, что литература играет большую роль в воспитании чувств. Её также можно назвать источником воспитания чувств, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем.
2.3. Роль сказки в развития мышления и воображения.
Советские и зарубежные психологи, проведя многолетние наблюдения, пришли к выводу, что чтение вслух - это основа эмоционально-эстетического восприятия ребёнком художественного произведения. Это явление объясняется тем, что у детей младшего школьного возраста чувство преобладает над разумом, что размышление, оценка наступает тогда, когда ребёнок эмоционально переживёт прочитанное.
Следует также отметить, что эмоциональное переживание у ребёнка младшего школьного возраста предваряет работу мысли. Отсюда следует, что установку надо давать, прежде всего, на эмоциональное восприятие. Нельзя сразу же извлекать поучение, логическое заключение, педагогическую пользу, так как это пагубно воздействует на ребёнка, разочаровывает его, лишает эмоциональной реакции.
Значит, литература оказывает сильное влияние на воспитание чувств ребёнка. Но какие жанры литературы имеют большее действие? В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. Наверное, нет такого человека, которому в детстве не рассказывали бы сказок и трудно представить себе ребёнка, который не увлекался бы ими. «Если лишить ребёнка сказок, - утверждает большой знаток детской психологии К.И. Чуковский, - то он сам станет их выдумывать» [6. с.158].
Между природой сказки и природой ребёнка есть органическая связь. Так думает исследователь фольклора Никитина М.А.. Этого же мнения придерживается и В.Г.Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка, и находящимся вне его, миром действительности» [7. с.6].
Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения, умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказочной фантастике. Сказка увлекает ребёнка, она смотрит на мир как бы его глазами, приноравливается к его понятиям. Никитина отмечает: «Во всём строе народной сказки чувствуется прекрасное знание детей и любовь к ним. Сказочные ситуации и конфликты вполне доступны пониманию ребёнка и глубоко задевают их чувства. Старшие братья несправедливо обижают младшего, сваливают на него самую трудную и опасную работу, злая мачеха преследует ни в чём не повинную падчерицу, глупый царь - самодур грозится погубить героя. Но в судьбы действующих лиц сказки вмешиваются добрые волшебные силы - и зло наказывается, справедливость торжествует. В непременном утверждении правды, добра, красоты, в разоблачении зла и состоит огромная нравственно- эстетическая сила сказки.
Всеми своими поэтическими средствами сказка наставляет ребёнка, показывает ему, что хорошо и что плохо, учит различать добро и зло, верить в справедливость. И делается это просто, без всякой навязчивости и морализирования. Народное сказочное искусство укрепляет в детях оптимистическое восприятие жизни, учит мечтать и, увлекая их воображение, будит творческие способности и устремления» [8. с.10].
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве в некотором государстве...» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать...» и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
Теперь мы знаем, что сказка важна для развития мышления, воображения, помогает различать понятия добра и зла.
Таким образом, значение сказок воспитании чувств у ребёнка велико. Сказка - источник детского мышления, а мысль младшего школьника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать чувства, в число которых входит и чуткость.
3. Система работы с младшими школьниками над сказкой с целью воспитания чуткости
3.1. Сказка в учебниках начальной школы
Почти в каждой сказке можно найти элементы, которые воспитывают чуткость
Сказочного материала для изучения на уроке, по моему мнению, хватает. Что же воспитывают эти сказки? Есть ли сказки, с помощью которых у ребёнка развивается чуткость?
Прочитав и проанализировав сказки, можно прийти к такому выводу: сказки выполняют разные функции - высмеивают хвастовство, лень, трусость, глупость, неряшество, жадность; восхваляют смелость, трудолюбие, любовь к Родине, заботу о ближних, находчивость, смекалку, доброту, справедливость. Почти в каждой сказке можно найти элементы, которые воспитывают чуткость.
Проанализировав программные сказки, можно сказать, что сказок для воспитания чуткости недостаточно. Такие сказки надо включать во внеклассные формы работы.
3.2 Внеклассная работа по воспитанию чуткости у ребёнка на основе сказки
Необходима внеклассная работа по воспитанию чуткости на основе сказки.
Формы работы могут быть такие:
· Воспитательное мероприятие
· Этическая беседа
Можно провести воспитательное мероприятие «Путешествие в страну сказки» (см. Приложение 1).
Цели этого мероприятия такие:
- Вызвать чуткость
-Пробудить интерес к книгам
- Воспитывать любовь к чтению
- Учить работать в коллективе
Также детям будет интересен урок-игра по сказкам К.И.Чуковского «Узнай сказку» (см. Приложение 2).
Цель: расширить, углубить и проверить знания учащихся по сказкам К. И. Чуковского; учить правильному, беглому, осознанному чтению; развивать познавательную активность; прививать интерес к творчеству К. И. Чуковского-сказочника; воспитывать любовь к чтению.
Дети показывают свои знания о сказках, заодно вспоминают добрые дела, которые там происходили. Дети работают в командах. Можно менять, конечно, формы мероприятия, можно менять содержание.
Если не обращать внимания на отрицательное в характере ребёнка, то оно может перерасти в большие пороки. Что бы отрицательные навыки не приобрели прочность, их можно изменить. В этом неоценимую услугу оказывают этические беседы.
Младшему школьнику вполне доступны такие понятия, как милосердие, чуткость, деликатность, такт, гуманность. В наше трудное время, когда сознание захлёстывает негативная информация, этические беседы - большое подспорье учителю в нравственном воспитании.
Итак, внеклассная работа может быть разнообразной. Это зависит от того, как работает фантазия. Конечно, может не хватать времени, но такую работу следует проводить, ведь нравственные идеи, заложенные в произведениях о добре и зле, правде и неправде, чести и бесчестии, становятся достоянием человека при условии, когда эти произведения прочитаны в детском возрасте.
Заключение
В процессе написания работы изучалась литература, которая связывала такие понятия как чуткость и сказка. Это дело не из лёгких, так как литературы о сказке, её истории много. О чуткости - меньше. А литературы, где эти понятия соединены очень мало.
Во время написания работы исследовался процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки, был проведён анализ учебников на предмет выявления воспитательного содержания сказок, предложены формы внеклассной работы со сказкой в воспитании чуткости.
Требуется проводить больше воспитательной работы с детьми, развивая такую добродетель, как чуткость. Необходимо больше беседовать на такие темы в свободные минуты урока.
Чтоб ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сейчас в наше время нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.
Хотя, конечно, дети ещё могут сочувствовать, сопереживать. Задача школы - не дать задавить эти ростки реальностью жестокой жизни, а делать всё необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребёнка. Главное средство воспитания - литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература - это колотящееся сердце, говорящее языком чувств. И это нужно дать послушать детям.
Приложение

Приложение 1
Тема: Путешествие по сказкам
Название: заочное путешествие
Задачи:
Проверить знания учащихся по сказкам
Прививать любовь к книге
Развивать любознательность, смекалку
Воспитывать положительные качества
Оборудование: Картинки сказочных героев, кроссворды, корзинка, загадки отдельно на листок, музыка «Буратино», «Красная Шапочка», табличка «Путешествие по сказкам», «Страна сказок»План мероприятия:
ОНМ
Приветствие
Вводная часть
Разгадывание кроссворда
Основная часть
Задание от Красной Шапочки
Задание от Бабы Яги
Физкультминутка
Задание от Буратино и МальвиныЗаключительная часть
Пожелания от сказочных героев
Подведение итогов
ОЗМ
Оформление доски:

Кроссворд Страна сказокКроссворд
1)Закрыта доска
2) Открытая доска:

Путешествие в сказку
ФЕЯ: Здравствуйте, ребята. Я добрая фея и сегодня пришла к вам не спроста. А хочу я показать вам необычную страну. Для начала ответьте мне на такой вопрос:
-Любите ли вы сказки?
-А хотите попутешествовать в стране сказок?
-А я как фея могу это запросто устроить! Но для того чтобы ворота этой страны открылись, нужно произнести волшебные слова, которые мы с вами сейчас разгадаем:
ПЛ
прЕ м у дрА я
Е Ч У
ПК б
К И
а нРИ
с
к
а

Одно из имен Василисы
Овощ, который тянули, тянули, да вытянуть не могли
Почтальон деревни ПростоквашиноДерево, чаще всего встречается в сказках
Крыса старухи Шапокляк
Н
Е
ЗН ЗК А О
А Й Б о Л и т
РК У У
Л а РШС А К
О Т а
нИ
нНо
Самый добрый доктор
Друг Малыша, который живет на крыше и очень любит варенье
Мальчик из цветочного городка, который полетел на луну
Этот мальчик сделан из деревянного полена
Однажды эта девушка потеряла свою хрустальную туфельку
У: Прочитаем же волшебные слова
Приди сказка!!!
Дима:
Тише, тише ребятишки,
Сказки любят тишину,
Не пропустят шалунишек
В ту волшебную страну.
Чудеса не любят шума,
Тихо гаснет огонек.
Сказка чтоб не испугалась,
Свои губки на замок!
(Звучит музыка «Красная Шапочка», выходит Красная Шапочка)
Кристина:
Здравствуйте, здравствуйте.
Ну, же, мне похвастайте
Как сказки вы знаете
Все или нет?
Я вам загадаю такую загадку,
А постарайтесь дать мне ответ:
Долго ли, коротко ли, шли путники по стране сказок, и очутились возле странной избушки. Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как к не попасть? Какие слова сказать?
Ответ:
(Избушка, избушка повернись к лесу задом, ко мне передом)
Кристина:
Ой, да здесь же Баба Яга. Она нас так просто не отпустит. Вы готовы разгадать все ее загадки?
Диана:
Привет, мои дорогие! Ну что готовы, тогда очень внимательно слушайте.
- Носатая особа женского пола, к имени которой всегда добавляют слово «Болотная»? (Кикимора)
- Тощий старик, который спрятал свою смерть в сундуке? (Кощей)
- Девушка, необычной красоты, которая живет в озере? (русалка)
- Огромный змей со множеством голов? (Змей Горыныч)
Диана: Ах, какие молодцы! Ну, на все загадки ответили. Посмотрите, кто к вам спешит!
(Выходят Буратино и Мальвина под музыку «Буратино»)
Музыкальная физкультминутка
Алина:
Добрый день! Мы пришли к вам не с пустыми руками, а принесли вам вот такие интересные стихи –загадки:
Денис:
Он был самый добрый из всех докторов
Хотел что бы каждый зверек был здоров
Лечил все болезни: корь, свинку, бронхит
Скажите скорее, кто он……………..(Айболит)
Алина:
Была у злодея до пят борода
В театре всех кукол он мучил всегда
«Подайте мне плетку» -гремел его бас
Скажите скорее, кто он?
(Карабас Барабас)
Денис:
В лесу жил в избушке смешной толстячок
С ним был неразлучен сосед Пятачок
Читал он вопилки приятелю вслух
Скажите кто это. Ведь он…. (Винни Пух)
Алина:
Вот она какая большая –пребольшая
Вытянуть ее решили
Четвером одну тащили
Но уселась крепко
Кто же это? (Репка)
Денис: Молодцы, как хорошо вы нас оказывается, знаете!
ФЕЯ: Какие же вы молодцы, отгадали все загадки. Я знаю, что все сказочные герои остались довольны. А сейчас помогите мне вот в каком непростом деле. Дело в том, что некоторые сказочные герои оставили вам свои пожелания, но забыли подписаться. Давайте сделаем так, я буду их зачитывать, а вы будете угадывать от кого эта записка.
Я желаю вам в подарок получить огромный торт
Шоколад и печенье, мармелад и варенье
Становитесь толще, выше
Жду ответ от вас на крыше! (Карлсон)
Я хочу вам пожелать
Лишь пятерки получать
Книжки добрые любить
С русским, чтением дружить,
От лица Пьеро, МальвиныВаш дружище ……………(Буратино)
Пусть вам учебный год только гадость принесет
Получайте только двойки, очень редко можно тройки
Бейте окна и витрины, не ходите в магазины
Проводите больше драк
Привет старуха…………………….(Шапокляк)
ФЕЯ: Какие интересные пожелания. Я считаю, вы должны подумать какое выполнять, а какое пропустить мимо ушей.
А сейчас в знак благодарности жители сказочной страны покажут вам танец.
(Музыка «Новая волна» dj Smash)
Спасибо, что вы сегодня путешествовали вместе с нами.
Раз и два и пять и восемь в класс вас снова переносим
До новых встреч на страницах книг!!!!!!!
Приложение 2
«Узнай сказку» (урок-игра по сказкам К. И. Чуковского)
Цель: расширить, углубить и проверить знания учащихся по сказкам К. И. Чуковского; учить правильному, беглому, осознанному чтению; развивать познавательную активность; прививать интерес к творчеству К. И. Чуковского сказочника; воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: выставка книг К. И. Чуковского, выставка детских рисунков к его сказкам, портрет писателя.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Учитель сообщает тему урока, коротко рассказывает о творчестве К. И. Чуковского-сказочника.
2. Игра «Узнай сказку»
В игре принимают участие все ученики класса. За правильные ответы детям выдаются жетоны. Два игрока, набравшие наибольшее количество жетонов в отборочном туре, продолжают борьбу в финале.
Задания отборочного тура
1. Кому из героев сказок К. И. Чуковского принадлежат эти слова?
1) Я злодея зарубил, Я тебя освободил.
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!
(Комару из сказки "Муха-Цокотуха".)
2) Ах ты гадкий, ах ты грязный, Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
(Мойдодыру из сказки "Мойдодыр".)
3) О, если я не дойду, Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными, С моими зверями лесными?
(Айболиту из сказки "Айболит".)
4) Я кровожадный, Я беспощадный,
Я злой разбойник!..
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей!
(Бармалею из сказки "Бармалей".)
5) Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать, Буду, буду я посуду
И любить, и уважать!
(Федоре из сказки "Федорино горе".)
6) Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую.
(Таракану из сказки "Тараканище".)
7) Если только захочу,
И луну я проглочу!
(Крокодилу из сказки "Краденое солнце".)
2. По страницам одной сказки.
"Муха - Цокотуха ":
1) Что нашла Муха? (Денежку.)
2) Что купила Муха? (Самовар.)
3) На какой праздник Муха созвала гостей? (На свои именины.)
4) Кто хотел убить Муху? (Паук.)
5) Кто спас Муху? (Комар.)
6) Что было в руке у Комара? (Фонарик.)
7) Как Комар убил Паука? (Зарубил саблей.) Театральная пауза: ученики в костюмах инсценируют отрывок из сказки "Муха-Цокотуха".
"Бармалей":
1) Куда убежали Танечка и Ванечка? (в Африку.)
2) Кто позвал Бармалея? (Бегемот.)
3) На чем летел Айболит? (На аэроплане.)
4) Куда Бармалей бросил Айболита? (В костер.)
5) Кто проглотил Бармалея? (Крокодил.)
6) О чем дети попросили Крокодила? (Выпустить Бар--малея.)
7) Куда дети решили увезти Бармалея? (в Ленинград -- теперь Санкт-Петербург.)
Театральная пауза: ученики в костюмах инсценируют отрывок из сказки "Бармалей".
"Айболит":
1) Кто прислал телеграмму Айболиту? (Гиппопотам.)
2) Что случилось с детенышами животных? (Они заболели.)
3) Куда отправился Айболит? (В Африку.)
4) Кто помогал ему в пути? (Волки, кит, орлы.)
5) Чем Айболит угощал больных малышей? (Шоколадками и гоголем-моголем.)
6) Сколько времени Айболит лечил зверят? (10 дней и 10 ночей.)
Театральная пауза: ученики в костюмах инсценируют отрывок из сказки "Айболит".
Два ученика, набравшие наибольшее количество жетонов, продолжают соревнование в аукционе сказок, где им необходимо будет угадать название сказки. Участники ведут торги за право назвать произведение без подсказки или с одной (двумя, тремя) подсказками. Если игрок после торга не называет произведение, очко зарабатывает противник, а вопрос переадресуется классу. Всего финалисты должны назвать 5 сказок. Игрок, набравший наибольшее количество очков, объявляется победителем.
Задания финального тура
1. Назвать сказку о самопожертвовании, взаимопомощи, бескорыстии и великой силе медицины.
Подсказки:
1) "Ладно, ладно, побегу, Вашим детям помогу".
2) "Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят".
3) "Слава добрым докторам!" ("Айболит".)
2. Назвать сказку, в которой во время именин чуть было не произошло убийство, но все закончилось свадьбой.
Подсказки:
1) "Дорогие гости, помогите!"
2) "И никто даже с места не сдвинется: Пропадай-погибай именинница!"
3) "Слава, слава Комару-победителю!" ("Муха-Цокотуха".)
3. Назвать сказку о непослушных детях, о том, как они были наказаны и о победе добра над злом.
Подсказки:
1) "Но папочка и мамочка уснули вечерком..."
2) "Мы от мамы убегать никогда не будем".
3) "Ой, я буду добрей, Полюблю я детей!" ("Бармалей".)
4. Назвать сказку о перевоспитании грязнули. Подсказки:
1) "Ты один не умывался И грязнулею остался".
2) "Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил".
3) "Мылом, мылом,
мылом, мылом,
Умывался без конца".
("Мойдодыр".)
5. Назвать сказку, в которой совершается кража.
Подсказки:
1) "Наступила темнота, Не ходи за ворота".
2) "Эй вы, звери, выходите, Крокодила победите".
3) "Здравствуй, солнце золотое!"
("Краденое солнце".)
3. Подведение итогов игры
Победитель игры награждается большой медалью "Знаток сказок К. И. Чуковского" и книгой со сказками этого писателя. Наиболее активные участники получают маленькие медали.
Список используемой литературы
1 Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин - М.: Просвещение, 1977 - 430с.
2 Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки/ В.Я.Пропп - Л.: Лениздат, 1986 - 415с.
3 Никифоров А.И. Сказка, её бытование и носители/А.И.Никифоров - М.: Просвещение, 1930 - 105с.
4 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/В.А.Сухомлинский - Мн.: Народная асвета, 1981 - 287с.
5 Тихомирова И.И. Растить сердечного читателя//Начальная школа- 1997 - №11 - 52с.
6 Чуковский К.И. От двух до пяти/ К.И.Чуковский -Мн.: Народная асвета, 1984 -318с.
7 Белинский В.Г. Полное собрание сочинений,т.4/В.Г.Белинский - М.: Просвещение, 1970 - 107с.
8 Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьника/ М.А.Никитина - Мн.: Народная асвета, 1968 - 215с.
9 Афанасьев А.Н. Народная русская сказка/ А.Н.Афанасьев - М.: Просвещение, 1980 - 111с.
10 Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ. Под ред. Е.Е.Зубаревой - М.: Просвещение, 1989 -398с.
11 Бибко Н.С. Сказка приходит на урок//Начальная школа - 1996 - №9 - 60с.
12 Тылиндус Л.В. Узнай сказку//Начальная школа -2003 - №5 -52с.
13 Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Радуга. Книга для чтения 2 класс - Мн.: Народная асвета, 2001 - 130с.
14 Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Радуга. Книга для чтения 3 класс - Мн.: Народная асвета, 2001 - 150с.
15 Теория эстетического воспитания школьников. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под редакцией Лихачева Б.Т - М.: Просвещение, 1985 - 315с.
16 Основы эстетического воспитания школьников. Учебное пособие для Вузов. Под редакцией Ю.Б.Алиева и Г.Н. Ардаширова - М.: Просвещение, 1986 - 150с.
17 Попов Л.К., Попов Д.К., Кавелин Дж. Путешествие в страну добродетелей. Пособие для родителей по воспитанию./ Л.К. Попов, Д.К Попов, Дж. Кавелин - С.-П.: Нева, 1997 - 108с.
18 Пропп В.Я. Русская сказка/ В.Я.Пропп - Л.: Лениздат, 1984 -263с.
19 Ткацкий И.Л. Спешите творить благо//Пионер - 1990 - №5 - 55с.
20 Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия/К.Д.Ушинский - М.: Просвещение, 1986 - 350с.
21 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М.: Азбуковник, 1997 - 944с.
22 Чернявская И.С. Эстетическое и этическое воспитание школьников. Уроки внеклассного чтения в начальной школе. - М.: Просвещение, 1982 - 103с.
23 Шапалова Ф.Д. Этическая беседа (услышать сердце человека// Начальная школа - 2000 - №5 - 63с.